Педагогический проект на тему «Воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе через игровую деятельность»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №_____» общеразвивающего вида










Проект:
«Воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе через игровую деятельность»
(младший дошкольный возраст)














План
1. Актуальность темы «Воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе через игровую деятельность стр. 1
1.1 Проблема и задачистр. 2
1.2 Формирование дружеских взаимоотношений в процессе игры.стр. 2 – 3
2. Экспериментальное изучение особенностей воспитания дружеских взаимоотношений в игровой деятельности ..стр. 4 – 5
3. Формирующий эксперимент.стр. 6 – 7
Заключение стр. 8
Приложение.стр. 9 – 10
Список литературы...стр. 11


















Игровой проект: «Воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе через игровую деятельность»
Цель: изучение возможностей формирования дружеских взаимоотношений в процессе игры
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования дружеских отношений в процессе игры.
Изучить возрастные и методические аспекты формирования дружеских взаимоотношений у детей младшего возраста.
Экспериментально выявить уровень сформированности навыков дружеских взаимоотношений в коллективе.
Разработать и апробировать систему работы по формированию дружеских взаимоотношений и навыков общения у детей старшего возраста.
Участники проекта: дети, родители, педагоги
Продолжительность: краткосрочный
Форма организации: игровой
Основные виды детской деятельности: самостоятельная, совместная со взрослыми, познавательная
Обеспечение: развивающая среда группы
Ожидаемый результат: сформировать устойчивое положительное отношение к сверстникам
Дети: узнали много новых игр на снятие эмоционального напряжения
Родители: познакомились с выставкой методической литературы «Игра это серьезно»
Педагоги: увидели результат совместной работы с детьми и родителями





I ЧАСТЬ
Актуальность
В последние годы становится все больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
Как преодолеть неуживчивость ребенка, его отстраненность, неприспособленность к миру людей?
По мнению психологов, есть только один выход из этого критического положения:
Взрослым следует установить с детьми теплые, душевные отношения, проявить неподдельный интерес к его проблемам.
Исследования Венгер Л. А. подтвердили, что такую возможность предоставляет игра, которая способствует личностному росту и развитию ребенка, но лишь при условии участия в ней взрослых.
Исследования Выготского Л.С., Эльконина Д.Б. убеждают, что игру можно использовать как средством формирования способности к общению.
Так как именно с помощью игры педагог способен установить контакт с окружающим миром, а так же со сверстниками и взрослыми.
К сожалению, анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать что, несмотря на возросшую актуальность проблемы формирование навыков общения и дружеских взаимоотношений, эта проблема стала подробно изучаться только в последнее время.
Это и определило выбор моей темы: «Воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе через игровую деятельность»





Проблема и задачи
Проблемы исследования формируется так:
каким образом в процессе игровой деятельности можно сформировать у детей дружеские взаимоотношения?
Объект: игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста.
Предмет: формирование дружеских взаимоотношений в процессе игровой деятельности.
Цель: изучение возможностей формирования дружеских взаимоотношений в процессе игры.
Гипотеза: если в средней группе детского сада вести систематическую работу по игровой деятельности, то можно сформировать у детей высокий уровень по развитию эмоционального мира и формированию навыков общения.
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования дружеских отношений в процессе игры.
Изучить возрастные и методические аспекты формирования дружеских взаимоотношений у детей младшего возраста.
Экспериментально выявить уровень сформированности навыков дружеских взаимоотношений в коллективе.
Разработать и апробировать систему работы по формированию дружеских взаимоотношений и навыков общения у детей старшего возраста.
Методы: анализ литературы по теме исследования; диагностические методы






1.2Формирование дружеских взаимоотношений и навыков общения в процессе игровой деятельности
Игре в ДОУ уделяется много внимания в младшем возрасте можно заложить основу по формированию дружеских взаимоотношений в процессе игры.
Например: воспитатель учит детей играть, взяв на себя роль в игре, этим показывая образец общения между людьми, через разные игровые ситуации.
В качестве основных методов, приемов, форм обучения игре используют:
Сюжетно – ролевые игры
Развивающие игры
Этюды
Чтение художественных произведений
Слушание музыкальных произведений
Рисование
Введение игровых персонажей
Рассматривание фотографий
Если говорить о формировании дружеских взаимоотношений в процессах игры, то во всех возрастных группах задачи существенно различаются.
Так, в средней группе я стараюсь использовать игровые ситуации во всех видах деятельности, на занятиях в режимных процессах.
При этом особое внимание уделяла воспитанию у детей дружеских взаимоотношений в среде сверстников.
Дети под руководством воспитателя учатся не только играть, но и устанавливать контакт с окружающим миром, а так, же со сверстниками и взрослыми.
Стараюсь в игре создать такую ситуацию, которая побуждает детей к обличению друг с другом
По окончании или в процессе игры стараюсь зафиксировать в тетради следующие моменты (диагностический момент)
Беседу, состоящую из следующих вопросов:
- Что мы сейчас делали?
- В какие игры играли?
- Любишь ли ты делиться игрушками?
- Кто больше всего тебе нравится в группе? Почему?
- Есть ли у тебя друзья дома?
- С кем бы ты хотел дружить?
Таким образом, в процессах формирования навыков дружеских взаимоотношений, я использую различные методы и приемы, которые:
Позволяют ребенку в короткие сроки освоить навыки общения в кругу сверстников
Дадут возможность ребенку осознать успех в освоении этого процесса
Будут способствовать устойчивому повышению интереса к своим сверстникам и самоутверждению в коллективе.
Подытоживая вышесказанное можно сделать вывод, что технология формирования эмоционального мира навыков общения и дружеских взаимоотношений в процессе игры, имеет свою специфику. Руководя деятельностью детей, по формированию дружеских взаимоотношений воспитатель должен с особой тщательностью продумывать используемые методы и приемы, обязательно применять метод анализа











II ЧАСТЬ
Практическая
Экспериментальное изучение особенностей формирования дружеских взаимоотношений в процессе игровой деятельности у детей средней группы.
В ходе формирующегося эксперимента решались следующие задачи:
Разработать диагностическую методику оценки взаимоотношений детей в группе сверстников
Организовать методическую работу с родителями по формированию у них знаний об обучении детей правилам поведения и общения в кругу сверстников через игровые приемы
В ходе работы с детьми были организованы специальные игры по формированию дружеских взаимоотношений: эти игры проводились во время режимных процессов.
Игры: «Мое настроение», «Плохо быть одному», «Мы разные» - эти игры на снятие эмоционального напряжения.
Ниже представлены конспекты нескольких игр. Конспекты описаны в приложении.
Дети с удовольствием принимали участие в этих играх, особенно им нравились игры, в которых принимали участие сказочные герои-игрушки: клоун «Клепа», «Зайка», «Лягушка» и др.
Вторым направление формирующегося эксперимента была организация методической работы с родителями. Она включала в себя теоретические и практические аспекты обучения их вопросам формирования эмоционального мира и взаимоотношений в коллективе. Как вывести ребенка из агрессивного состояния, переключая его на игру. Была организована выставка методической литературы «Игра – это серьезно»
Среди всех проведенных мероприятий родители, как особо удачное, отметили книжную выставку: «Как вывести ребенка из конфликтной ситуации, переключая на другой вид деятельности с помощью игровых приемов.
На этой выставке родители узнали о том, какие конфликты могут произойти у детей, из-за чего происходят конфликты, узнали о характере каждого ребенка, как бороться с агрессивностью, враждебностью.
Много положительных откликов получено от родителей после просмотра ими серии игр.
По их мнению, родители с одной стороны увидели своих детей: как они общаются со сверстниками, с другой стороны увидели недостатки своего воспитания. В заключении отметим, что в проведении формирующего эксперимента и дети, и родители принимали участие с большим удовольствием.
Экспериментальное изучение особенностей формирования дружеских взаимоотношений в процессах игры
В экспериментальном исследовании приняли участие 20 детей средней группы в возрасте от 4 до 5 лет. На основе анализа Госстандарта по дошкольному образованию и современных психолого-педагогических исследований в области игровых навыков и умений были определены показатели доброжелательных отношений дошкольников в процессе игры они легли в основу диагностической методики. Представляем ее краткое описание
Цель: отношение детей друг к другу во время игры
Возраст испытуемых: средний дошкольный
Способ организации: индивидуальное наблюдение педагога за поведением детей.
Процедура обследования: предполагает наблюдение педагога за детьми и заполнению протокола в котором оцениваются следующие показатели:
Тебе хочется ходить в детский сад? Почему?
Ты любишь играть?
Какие игры ты знаешь?
Расскажи, как играть в твою любимую игру?
Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?
Каждый из показателей оценивается по 5-бальной шкале:
«Всегда» - 5 баллов
«Часть» - 4 балла
«Иногда» - 3 балла
«Редко» - 2 балла
« Никогда» - 1 балл
На основе суммы баллов можно определить отношение в коллективе. Показатели могут варьировать от 5 до 10 баллов. От 5 до 11 – равноудаленное отношение (Р.О.). От 12 до 18 баллов – неустойчивое положительное отношение (Н.П.О.).
Равнодушное отношение свидетельствует о том, что ребенок равнодушен к играм, не проявляет положительного отношения к своим сверстникам.
Неустойчивое положительное отношение (У.П.О.) свидетельствует о проявлении симпатии ребенка друг к другу, умение устанавливать и поддерживать социальные контакты.
Результаты обследования отношения детей друг к другу во время игры
Таблица №1

Ф.И. ребенка
Показатели
Оценка



Тебе хочется ходить в д/сад, почему?
Ты любишь играть?
Какие игры ты знаешь?
Расскажи, как играть в твою любимую игру?
Много у тебя друзей среди сверстников?
Сумма баллов


1
Гайсина Алина
4
3
4
3
4
18
НПО

2
Кукишева Таня
5
4
5
4
4
22
УПО

3
Шалахина Лера
2
1
2
3
2
10
РО

4
Ющенко Ксюша
3
2
1
4
3
13
НПО

5
Смольский Костя
4
4
4
4
4
20
УПО

6
Кузнецова Катя
4
5
3
4
4
20
УПО

7
Сас Давид
2
3
3
3
3
14
НПО

8
Федосеева Соня
4
3
4
4
4
19
УПО

9
Баранов Сережа
4
3
4
3
4
18
НПО

10
Мальгин Саша
3
4
3
3
4
17
НПО

11
Луговой Степа
4
4
5
4
5
22
УПО

12
Поддубровская Света
3
2
1
3
1
10
РО

13
Черемных Никита
2
1
1
1
1
6
РО

14
Чумак Таня
4
4
5
4
5
22
УПО

15
Сытник Миша
3
3
4
3
4
17
НПО

16
Ельцова Кира
4
4
4
4
5
21
УПО

17
Ужегов Миша
5
4
4
3
4
20
УПО

18
Падерина Ангелина
3
4
3
4
4
18
НПО

19
Поносова Арина
4
5
3
3
4
19
УПО

20
Пенкина Алена
5
3
4
3
2
17
НПО


Она свидетельствует о том, что в группе испытуемых присутствуют дети с разными отношениями к своим сверстникам от крайне равнодушного отношения друг к другу (Никита, Лера, Света), до достаточно устойчивого-9 человек (Таня Ч., Алина Г., Костя С., Катя К.)
Соответственно, логично сделать вывод о том, что в среднем дошкольном возрасте есть возможность сформировать навыки дружеских взаимоотношений. Об этом свидетельствуют высокие показатели, полученные некоторыми детьми. Кроме того отдельные дети нуждаются в дополнительной индивидуальной работе, так как ими показано равнодушное отношение. Далее необходимо проанализировать распределение испытуемых в соответствии с показанным ими отношением к своим сверстникам.

Данные представлены в таблице №2
Проявление испытуемыми отношений со своими сверстниками
Показатели
Равнодушное отношение
Неустойчиво положительное отношение
Устойчиво положительное отношение

Количество человек
3
8
9

Процент
15
40
45


На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Существует возможность воспитания у детей устойчиво-положительного отношения по формированию дружеских взаимоотношений к своим сверстникам
Необходимо планировать и проводить с детьми, проявляющими равнодушное отношение к своим сверстникам
Формирование этих качеств будет способствовать организация различных видов игр:
Сюжетно-ролевых
Развивающих
С учетом данных выводов и была построена формирующая часть эксперимента.

Заключение
Проблема исследования взаимоотношений детей в детском коллективе является сегодня одной из самых актуальных. Это связано с тем, что очень мало внимания уделяется развитию эмоциональной сфере ребенка. Но сама эмоциональная сфера не может развиваться. Ее необходимо развивать.
С чего же необходимо развивать у детей «Умных эмоций». Я считаю, что существенную роль может играть целенаправленные игры-занятия, которые необходимо проводить раз в неделю.
Проблема формирования дружеских взаимоотношений среди сверстников было посвящено наше исследование. В ходе него была изучена педагогическая, методическая литература , проведена экспериментальная работа, была доказана гипотеза – действительно , если в средней группе детского сада вести систематическую работу по формированию дружеских отношений, то можно сформировать у детей такие чувства как: радость, горе, гнев, страх, научить понимать свои чувства и чувства других людей.
Использовались беседы, наблюдения, игры. Была проведена работа с родителями.
Задачи на будущее: продолжать работать по этой теме, дополнить играми, картотеками. Сделать шапочки для игр.

Приложение
Конспект игры «Мы веселимся, смеемся, играем»
Цели:
Развивать у детей умение взаимодействовать со сверстниками в процессе игрового общения
Расширять диапазон эмоций у детей через понимание и переживание чувства радости
Развивать двигательную активность и скоординированность действий с партнером
Оборудование:
Клоун – притворщик Клепа
Разноцветный мячик
Маленькие плотные комочки ваты (по количеству детей)
Рабочие листы «Дорисуй веселого клоуна» (по количеству детей)
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто к нам сегодня в гости пришел (показывает клоуна притворщика). Это веселый старичок-клоун по имени: Клепа. Посмотрите на него. Дети рассматривают клоуна, воспитатель поет песню.
Веселый старичок
Жил веселый старичок
Маленького роста
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто
«Ха – ха – ха
Да хи – хи – хи,
Да бух – бух!
Бу – бу – бу
Да бе – бе – бе,
Динь – динь – динь
Да трюх – трюх!
(Д. Хармс)
Педагог: Клоун Клепа очень веселый. Вставайте в кружочек Клепа бужет бросать вам мячик, а вы будете его ловить и кидать ему обратно. По окончании игры клоун отмечает, что дети ловкие, умеют играть и веселиться.
Педагог: А клоун хочет спросить у вас, когда и над чем смеются дети?
Рассказы детей
Педагог: А какие лица у детей и людей, когда они смеются? (улыбающиеся) Давайте и мы с вами улыбнемся друг другу. Наш клоун работает в цирке и там он веселит грустных детей.
Этюд «Делай как я»
Педагог: Клоун и меня научил играть в такую игру. Я буду показывать движения, а вы повторяйте их вслед за мной:
Указательным пальцем нажать на кончик носа
Растянуть уголки губ в улыбке
Показать длинный нос, как у Буратино, с помощью рук
Изобразить смешное лицо обезьянки и др.
Педагог: Клоун Клепа посмотрел на вас, и сказал, что из вас могут получиться хорошие клоуны. Но наш гость по секрету сказал мне, что больше всего на свете он любит, когда идет снег.
Игра «Пушинка»
Педагог: Давайте порадуем Клепу и устроим полет снежинок. Я каждому из вас раздам по маленькому комочку ваты. Этот комочек надо будет разрыхлить, так чтобы он стал легким, как снежинка-пушинка. Посмотрите, как это делаю я (демонстрирую способ действия) дет повторяют. А теперь положите свои пушинки на ладошку и подуйте на нее. Постарайтесь дуть на свои снежинки как можно дольше. Поднимите пушинки с пола и подуйте на них ещё раз. Дети выполняют задание.
Педагог: Ну, вот пришла пора нам расставаться с клоуном Клепой, а на прощание давайте нарисуем ему подарок.
Рисование на тему: «Дорисуй веселого клоуна»
Педагог: Я вам раздам листочки, на которых нарисован портрет нашего веселого гостя. Но портрет этот не закончен: нужно нарисовать глаза, нос, рот, улыбку, волосы, придумать узор для колпачка (круги, полоски, нарисовать помпончик). Дети выполняют задание, педагог по необходимости, оказывает помощь.
Педагог: Давайте попрощаемся с Клепой и пригласим его в гости в другой раз. Что мы сегодня делали на занятии? (играли, веселились) Вот с каким радостным настроением прощаемся с клоуном Клепой. До, свидания! До встречи!

Список литературы

Бабаева Т. « О социально-эмоциональном развитии дошкольников//Дошкольное воспитание» – 2006 - №6 стр. 13 – 19
Венгер Л. А. «Наша группа» – М, - 1978 стр. 56 – 62
Ешкова Н. « Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности//Дошкольное воспитание» – 2003 - №1 стр. 20 – 27
Клименкова «Игра как азбука общения// Дошкольное воспитание» - 2002 - №4 стр. 7 – 13
Минаева В. « Знакомим детей с эмоциональным миром человека// Дошкольное воспитание» – 2003 - №2 стр. 13 – 20
Нидоспасова В. «Развитие детей в игровой деятельности//Дошкольное воспитание» – 2001 - №5 стр. 38 – 43
Сисякина И., Войнова Н., Усатова «Развитие детей в игровой деятельности//Дошкольное воспитание» – 2001 - №4 стр. 13 – 21
Силберг Д. «500 развивающих игр» - издание для досуга; - Минск – 2004
Змановский Ю. Ф. «Библиотека молодой семьи» «Наши дети» - М – 1988 стр. 202 – 206
Зедгенидзе «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников» - М – 2006
Пособие конспект для практических работников ДОУ «Давай поиграем»//Составитель И. А. Пазухина – Санкт- Петербург – 2005
Якобсон, Чернавина С. «Формирование взаимоотношений между детьми 3 -4 лет//Дошкольное воспитание» - 2002 - №1 стр. 5 - 11










13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT141715




15