Методическая разработка внеклассного мероприятия «Экскурс в мир профессий» Тема: «Выбор профессии – выбор будущего. Моя профессия – Технолог- общественного питания»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАНДАЛАКШСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАОУ МО СПО «КИК»)
Методическая разработкавнеклассного мероприятия «Экскурс в мир профессий»
Тема: «Выбор профессии – выбор будущего.
Моя профессия – Технолог- общественного питания»
 

Разработчик:
Преподаватель, куратор
Макаркина Ольга Владимировна
Кандалакша
2015
Цель: Формирование мотивации профессионального самоопределения.
Задачи:
Формирование познавательных интересов обучающихся в области профессиональных знаний.
Формирование профессионально значимых качеств будущих специалистов.
Привитие любви к избранной профессии.
Развитие творческих способностей, креативного мышления.
Формулирование у обучающихся представления о профессии техника-технолога.
Выработать умение анализировать профессиональную деятельность.
Помочь осознать важность выбора будущей профессии, как одного из ключевых моментов успешности человека в социуме.
Форма проведения: Комбинированное занятие, на котором преобладает самостоятельная работа.
Методы:
Групповой;
Игровой;
Дискуссия.
Время и место проведения: 20 минут, класс (аудитория).
Возраст участников: 15-17 лет.
Участники: обучающиеся.
Оформление и оборудование: 
техническое обеспечение (мультимедийный проектор, компьютер).
стенды с фотографиями по профессии, листовки. Профессиограмма по профессии.
раздаточный материал (дегустационные листы, экземпляры для дегустации, одноразовая посуда, салфетки).
наглядные пособия (студенческие проекты, презентации).
украшение зала (плакат «Моя профессия Технолог - общественного питания», фото практикантов).
План мероприятия
1. Организационный момент.
2. Вступление.
3. Презентация «История профессии технолога», показ профессиограммы по профессии с объяснениями.
4. Показ фильма по профессии с комментариями педагога.
5. Краткое пояснение выполнения самостоятельной работы.
6. Самостоятельная работа обучающихся под руководством педагога.
7. Дегустация продукции, приготовленной преподавателем совместно с обучающимися, заполнение дегустационных листов. 
8. Подведение итогов.
9. Заключительное слово педагога.
10. Рефлексия.
Аннотация 
Данная методическая разработка разработана и предназначена для проведения профориентационного мероприятия, может использоваться при подготовке классных часов и мероприятий в рамках «Недели специальности», «Дня открытых дверей», «Профессиональных ярмарках образовательных услуг». 
Данное внеклассное мероприятие разработано на основе активных методов обучения с применением элементов дискуссии и игры.
На данном этапе обучающиеся не имеют определенного уровня профессиональной подготовки. На всем этапе внеклассного мероприятия педагог координирует действия обучающихся, консультирует, оказывает помощь, т.е. выполняет роль модератора.
Актуализация стимулирует деятельность обучающихся на внеклассном мероприятии, указывает на важность темы, на необходимость овладевания данными знаниями и умениями. Так же педагог указывает на взаимосвязь между знаниями, которыми владеют обучающиеся, и знаниями, которые они получат в ходе мероприятия.
Столы в кабинете расставлены таким образом, чтобы можно было удобно рассадить обучающихся. С каждого места должен быть виден экран. Посередине класса/ аудитории/ стоит стол с образцами продукции, а так же для проведения дегустации. Вдоль стены поставлены несколько парт для жюри. На столах расставлены приборы для проведения дегустации и разложен раздаточный материал. В классе /аудитории/ также расставлены стенды с фотографиями по профессии.

Введение
Современные требования к качеству выпускаемых специалистов определило ряд задач перед мастером производственного обучения, преподавателями, кураторами образовательных учреждений среднего профессионального образования. Процесс формирования профессиональных качеств обучающегося начинается с его профессиональной адаптации. Способствовать их формированию и развитию - первоочередная задача педагога.
Исходя из этого, очень важно на внеклассных мероприятиях /уроках и во внеурочное время/ знакомить обучающихся с особенностями будущей профессии, ориентировать их в незнакомой среде, прививать любовь к избранной специальности, развивать коммуникативные навыки общения. Обучающиеся сталкиваются с поиском профессиональной информации, с необходимостью получения новых специальных знаний по профессии. Данное внеклассное мероприятие позволяет им глубже погрузиться в профессию, узнать ее с разных сторон, попробовать себя в роли будущего специалиста. 
Будущие специалисты должны обладать наличием профессионально значимых качеств, формированию которых способствуют мероприятия такого типа. В ходе проведения данного мероприятия приобретает бесценный опыт, который в последствии может применяться на производственном обучении и практике, для решения ситуационных задач на производстве. 
Становится важным, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит важнейшие социальные роли – роль гражданина и мастера своего дела. 
Воспитанию профессионала, способствует систематическая и целенаправленная работа по разъяснению сущности и значения профессии, а также в целом разъяснения про отрасль общественного питания. 
Данную работу можно считать одним из этапов профессионального становления обучающегося.
Через данное мероприятие мы формируем профессиональные компетенции будущего выпускника, обусловленные широким спектром, а именно: эмоционально-волевой регуляцией поведения, субъектной позицией в профессиональной деятельности и мобилизационной готовности к любой ситуации, активизации потребности в постановке новых целей для дальнейшего профессионального роста. 
Сценарий внеклассного мероприятия
«Выбор профессии – выбор будущего.
Моя профессия – Технолог – общественного питания».
1. Организационный момент.
2. Вступление.
Передо мной открыты все дороги,Как много от судьбы своей я жду.Но помню я со школьного порога:Всё что посею, то же и пожну!
Педагог говорит вступительное слово. Настраивает группу на позитивный лад и успешную совместную работу. Освещает цели и задачи занятия, краткий план мероприятия.
Игра «Интервью».
Первая команда становится журналистами, а вторая – дает им интервью. Журналисты готовят 5-10 вопросов по теме занятия, интервьюируемые отвечают. Затем команды меняются ролями.
Примеры вопросов журналистов:
«Зачем нужно трудиться?»;«Как сложится жизнь человека, который не стремится работать?»;
«Может ли человек быть счастливым от своего труда?»;
«Какого человека можно назвать успешным в жизни?»;
«Как вы думаете, профессия, связанная с приготовлением пищи хорошая? Почему?»;
«Вы хотите быть всегда востребованы на рынке труда?»;
«Какие предприятия общественного питания вашего города вы знаете?»; «Как вы считаете, зачем стране нужна отрасль общественного питания?».
Педагог:
- Вы стоите на пороге выбора профессии. Вы выбираете своё будущее, свою профессию. Я надеюсь, что Вы выберите нужную и значимую профессию. В мире насчитывается около 40 тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых.
Но профессия технолога - общественного питания год от года только укрепляет свои позиции на мировом рынке труда.  Нельзя представить себе, как бы мы жили, если бы человек не научился готовить. В школах и детских садах, в ресторанах и кафе, в армии и просто на нашем кухонном столе - везде мы можем видеть труд техника – технолога /повара/. Сегодня мы попробуем себя в роли технологов – общественного питания, постараемся познакомиться с профессией по ближе и, конечно же, сами оценим наши профессиональные способности.
3. Презентация.
4. Просмотр фильма. Просмотр фильма, презентации с комментариями педагога.
5. Краткое пояснение выполнения заданий для самостоятельной работы.
Вопрос к обучающимся: кто из Вас сейчас на 5 минут захотел побыть в роли технолога – общественного питания?
Обучающиеся переодеваются в форму (или заранее одеты), и готовят совместно с педагогом не сложные канапе из приготовленных образцов. Предлагают попробовать всем присутствующим, в том числе и жюри.
6. Самостоятельная работа обучающихся под руководством педагога.
Содержание работы, форма ее выполнения должна вызвать интерес у ребят, желание выполнить работу до конца. Форма организации самостоятельной работы, позволит обучающимся вносить коррективы, обсуждать решения, исправлять недостатки, получать навыки работы в коллективе.
В центре класса /аудитории/ расположены образцы канапе; участники готовят такие же под руководством педагога.
Преимущество самостоятельной работы заключается в том, что обучающиеся не только рассказывают о выполненном задании, но и наглядно могут продемонстрировать продукт, произведенный самостоятельно.Оценивается не только качество приготовления, но и вкусовые качества произведенного продукта. Обучающимся дается возможность обсуждать, задавать вопросы, дополнять работу, оценивать свою работу и работу других. Выходят по одному или несколько обучающихся и демонстрируют приготовление несложных канапе, презентует готовый продукт.
7. Дегустация продукции, приготовленной педагогом совместно с обучающимися. Заполнение дегустационных листов. 
8. Подведение итогов занятия.
Самооценка позволяет ребятам анализировать свои знания, развивать активность, воспитывает честность. Педагог проводит краткий анализ выполненных заданий, делает выводы. Отмечает активность работы обучающихся, отмечает недостатки. Оценка носит весьма образный характер, так как мероприятие внеклассное.
9. Заключительное слово педагога.
Профессия технолога – общественного питания разносторонняя и многогранная. Используя знания, полученные за время обучения в колледже, вы сможете реализовать себя как специалист в различных сферах общественного питания, в перерабатывающей отрасли. Данное внеклассное мероприятие позволило вам понять значимость профессии, значимость выбора. Хотелось бы, чтобы в будущем вам пригодились те знания, которые вы подчеркнули на сегодняшнем мероприятии. Надеюсь, что оно сыграет немалую роль в вашем становлении как специалиста и профессионала своего дела.
10. Рефлексия.
Педагог завершает занятие, дает позитивную оценку мероприятию. Благодарит обучающихся за активную и качественную работу на внеклассном мероприятии. 
Обучающиеся участвуют в рефлексии:- изображают своё настроение в эмоционально-художественном оформлении;
- высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске или на карточках:
Сегодня я узнал…..
Было интересно…..
Я понял, что……
Теперь я могу сделать правильный выбор…..
Я почувствовал, что эта та профессия, которая мне нужна…..
Я приобрёл знания…..
Я попробую……
Меня удивило…..
Мне захотелось…..
В конце звучит: «Гимн молодёжи» Время влияет на дни и события,Давит, диктует форматы и стили,Мы на пороге большого открытияСильной, свободной, богатой России.Время менять обещанья строптивые,Но это сделано здесь и сейчас.Люди свободные, честолюбивые,Завтра России зависит от нас.Кто, если не мы, сила поколения.Кто, если не мы, научное мышление,Кто, если не мы, прорыв десятилетия,Кто, если не мы, на годы, на столетия.Кто, если не мы, единая команда,Кто, если не мы, науки пропаганда,Кто, если не мы, заставит биться сильных,Кто, если не мы, свободная Россия!
Приложение 1
Список использованной литературы.
Учительская газета. 2011 г., № 17.
Интернет - журнал «Учебно-методический кабинет»: http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/tematicheskiiklasnogo-chasa.html.
Журнал « Классный руководитель», № 8, 2014.

Приложение 2
Вопросы блиц опроса (Игра «Интервью»).
- Зачем нужно трудиться?
- Как сложится жизнь человека, который не стремится работать?
- Может ли человек быть счастливым от результатов своего труда?
- Какого человека можно назвать успешным в жизни?
- Как вы думаете, профессия, связанная с приготовлением пищи хорошая? Почему?
- Вы хотите быть всегда востребованы на рынке труда?
- Какие предприятия общественного питания вашего города вы знаете?
- Как вы считаете, зачем стране нужна отрасль общественного питания?
Приложение 3
Дегустационный листФИО_________________________Оцените по 5 бальной шкале:1. Внешний вид._____2. Запах_____3 . Цвет _____4. Вкус_____
Ответьте на вопросы 1. Понравилась ли Вам наша беседа? Да Нет
2. Качественно ли сделана продукция?Да, Нет
3. Назовите органолептические показатели продукта.
4. Купили бы вы данную продукцию домой?Да, Нет
Приложение 4
Вопросы рефлексии
Сегодня я узнал…..
Было интересно…..
Я понял, что……
Теперь я могу сделать правильный выбор…..
Я почувствовал, что эта та профессия, которая мне нужна…..
Я приобрёл знания…..
Я попробую……
Меня удивило…..
Мне захотелось…..