Педагогический проект Разнообразие форм экологического воспитания детей младшего школьного возраста


Разнообразие форм экологического воспитания детей младшего школьного возраста
В невесёлой гамме наших сегодняшних переживаний всё явственнее просматривается тревога экологическая. Экологическое образование и воспитание в последние годы стало не желательным, а необходимым. Это вызвано резким ухудшением среды нашего обитания, а в результате — понижением уровня жизни людей. Здоровье человека на 20 % зависит от экологических условий, на 80 % определяется наследственностью, и изменить в благоприятную сторону мы можем только первый компонент.
Основная цель экологического образования и воспитания состоит в формировании ответственности за состояние окружающей среды. Оно должно сопровождать человека на протяжении всей жизни. В раннем детстве — формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы. В школьные годы — способствовать пониманию целостной картины мира. В периоды взросления и зрелости — развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности. Проблема экологического образования школьников не надумана, и решение её стало одной из приоритетных задач современной школы. Именно природе отводится особая роль в формировании личности ребёнка. Почему? Да потому, что она окружает малыша с первых дней его жизни. Ребёнок знакомится с природой ещё до того, как произнесёт свои первые слова и сделает самостоятельные шаги.
Наиболее реальным шагом в направлении экологизации начальной школы является усиление экологической направленности курса ≪Окружающий мир≫. Изучение экологических связей способствует повышению культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания этих связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание. Материал о связях в природе должен быть обязательным элементом содержания урока.
Учителем обязательно должны учитываться условия экологического воспитания:
1) экологическое воспитание необходимо проводить в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учётом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу;
2) надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов.
Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе мышления, чувств и творчества. [1, с. 25] Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что — это наш родной край, земля, которая вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы научить ребёнка понимать природу, чувствовать её красоту ученики в начальных классов не только с удовольствием исследуют, но и могут проводить длительные целенаправленные наблюдения и опыты. Главная цель — это формирование интереса школьников к природе, к самостоятельной познавательной деятельности. Выполнить эту задачу учителям помогает использование проектной технологии. Навыки проектирования пригодятся в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Необходимо учить им детей уже в начальной школе. Педагогам не всегда хватает времени для такого рода деятельности на уроках. И тут помогают научные общества учащихся. На этапе, когда дети начинают работать над исследовательскими проектами, очень важен адекватный выбор темы. Конечно, осуществить масштабный проект обучающиеся этого возраста пока не могут, но всегда принимают активное участие в акциях по улучшению санитарно-экологического состояния пришкольного участка, его озеленении, наведении порядка в общественных местах. Учащиеся вместе работают, преодолевают трудности для достижения поставленных целей.
Особенно эффективны в воспитании экологической культуры массовые мероприятия. Системой работы с младшими школьниками стали традиционные праздники. По мере взросления детей, меняется содержание и форма проведения.
Следует заметить, что только лишь в стенах учебного заведения экологического воспитания недостаточно. Ребёнок должен видеть бережное отношение, уважение к природе со стороны родителей. Поэтому, помимо работы непосредственно с детьми, большое внимание уделяется и разъяснительной работе с родителями. Они — самые активные участники в подготовке различных мероприятий.
Игра как форма воспитания выполняет функции нравственного и экологического просвещения, развивает физические данные, прививает чувство взаимовыручки. Дети учатся применять имеющиеся у них навыки. Всё это вместе взятое оказывает существенное положительное влияние на здоровье детей.
Систематически необходимо проводить с ними уроки здоровья. Особое внимание следует уделять соблюдению режима дня в различное время года. Только на практических примерах учитель может убедить ребёнка осознанно следить за своим здоровьем.
Перед ним ставится конкретный вопрос: ≪Что ты должен делать для того, чтобы быть здоровым? Чего ты не должен делать, чтобы быть здоровым?≫
Проводя работу по экологическому воспитанию, расширяя содержание программного материала о растениях, животных, явлениях природы, о воспитании любви, бережного отношения к ним, каждый учитель стремится к тому, чтобы дети входили в природу не просто созерцателями, потребителями, а заботливыми хозяевами родной земли.
Уметь заметить красивое в природе, остановиться в изумлении, а главное, сохранить, сберечь всё это — вот главная цель моей работы с детьми. И я чувствую себя счастливой, если во время прогулок ученики, прижав пальчик к губам, чтобы не спугнуть птиц разговором, слушают их пение или, встав на колени, вдыхают запах луговых трав и цветов, не срывая их.
Литература:
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973.