Развитие креативного мышления на уроках информатики


Развитие креативного мышления на уроках информатики
«Видеть и чувствовать — это быть; размышлять — это жить». Уильям Шекспир А задавали ли вы себе вопрос: Что такое мышление и что такое креативное мышление? Почему одни дети обучаются быстро, а другие долго? Сотрудничая вместе, мы попробовали ответить на эти вопросы.
Цель нашего исследования – определить оптимальные условия и конкретные методы развития творческого мышления на уроках информатики в школе-лицее №20.
Предмет нашего исследования – проблемы теории творческого мышления, а также изучение способов развития креативного мышления на уроках информатики.
Задачи нашего исследования:
Исследовать вопрос теории творческого мышления.
Изучить основные особенности творческого мышления.
Рассмотреть некоторые психолого-педагогические принципы развития творческого, креативного мышления.
Выявить уровень сформированности креативного мышления у учеников 9 «А» класса.
Определить способы и приемы активизации мыслительной деятельности на уроках информатики.
 Итак, двум ребятам из 9 «А» класса мы дали задание найти определения мышления и креативного мышления в Интернете. Послушаем Саю и Амину.
Сая: Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними.[2]
Амина:  Креативность (от англ. create — создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.[1]
Учитель: Выделяются особые виды мышления – продуктивное и репродуктивное. Как синонимы к понятию «продуктивное мышление» употребляют термины: творческое мышление, самостоятельное, эвристическое, креативное. Продуктивное (креативное) мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и, наконец, существенным влиянием на умственное развитие. Оно является решающим звеном в умственной деятельности, так как обеспечивает реальное движение к новым знаниям.[3]
Решение задачи исследования творческого мышления предполагает выделение совокупности индивидуальных особенностей мышления, формирующихся качеств ума от которых зависит легкость овладения новыми знаниями, широта переноса, применения этих знаний на практике.
I этап исследования. Определили с помощью теста «Аналогии» умение понимать сложные логические отношения и выделять абстрактные связи.
На столах находились бланки с 20 парами слов – логических задач. Задачей было определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. После завершения теста мой помощник с помощью таблицы ключ помог подвести результат тестирования.
Результаты легли в основу нашего эксперимента по изучению креативности мышления. Этот результат стал констатирующей частью эксперимента.
II этап исследования. Компьютерное моделирование: «Танграм». Мы с классом перешли к основной части эксперимента:  занялись практической геометрией – компьютерным моделированием работали с танграмом.
Танграм – это квадрат, разрезанный на специальные части. Вероятно, эти части квадрата первоначально служили для демонстрации геометрических фигур. Ребята сели за компьютеры, открыли текстовый редактор Word. Открыли файл «Танграм»,прочитали и преступили к выполнению работы.
С помощью этого эксперимента мы определили самостоятельность мышления. Ведь ребята никогда не встречались с такой задачей, им пришлось своими силами решить проблему. Мой помощник записал очерёдность решения задачи, и качество её исполнения мы рассмотрим этапы нашего исследования.
Результаты анализа, что есть понятие – продуктивное (творческое, креативное) мышление:
использует образную логику, дающую возможность устанавливать связи не с двумя, как при словесном рассуждении, а со многими звеньями анализируемой ситуации, действовать в многомерном пространстве;
сопровождается внезапным усмотрением пути решения, причем оно часто возникает тогда, когда человек непосредственно не был занят решением проблемы;
осуществляется интуитивно, под порогом сознания, не находя своего адекватного отражения в слове.
Ученики 9 «А» класса проявили свою сообразительность и осведомлённость при выполнении задания «Танграм».
Методы исследования, которые мы использовали:
наблюдение;
изучение первоисточников;
изучение ученического творчества;
беседы;
метод тестирования.
Основные выводы:
Нельзя делать креативность самоцелью. Креативность, – всего лишь подручное средство, инструмент для скорейшего и более эффективного решения жизненных задач.
Нельзя регулярно проводить тесты на креативность. Такой шкалы, как «креативность», в природе не существует. Тесты креативности замеряют совокупность показателей, которые, очень вероятно, могут свидетельствовать о степени развития ваших творческих способностей (например, о гибкости мышления, оригинальности суждений, открытости новому опыту и т.д).
Нельзя много и долго фантазировать. Что бы мы ни подразумевали под креативностью, она, тем не менее, направлена на решение задач. Пустое фантазирование, зависание на сладких грезах только уводит в сторону от решения. К тому же чтобы применять собственную креативность, нужно суметь увидеть проблему – а пребывание в фантазиях этому никак не способствует.
ЛИТЕРАТУРА
Азимов Г., Щукин А.И. «Словарь методических терминов», 2002.
Ильясов Ф.Н. Разум искусственный и естественный//Известия АН Туркменской ССР, серия общественных наук, 1986, №6.
Теория и практика продуктивного обучения (под ред. М.И. Башмакова), М.: Народное образование, 2000.