Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике Сильное звено( 7 класс)


"С И Л Ь Н О Е З В Е Н О"– внеклассное мероприятие для 7 класса
Цель занятия: через занимательные упражнения содействовать повышению интереса учащихся к математике; развивать логическое мышление, внимание, сообразительность.
В игре берут участие две команды, по семь учащихся в каждой.
Игра происходит в семь туров. Каждому участнику по 2 вопроса за тур. Каждый правильный ответ - 1 балл. Ведущий отвечает на вопросы, на которые команды не дали правильного ответа.
Между турами - сообщения из истории математики, конкурсы среди болельщиков и т. д. Жюри в это время определяет ученика - "слабое звено" - того, кто не приносит очки команде. Во втором туре играют уже по 6 уч-ся в каждой команде, в ІІІ - по 5, в ІV - по 4, в V - 3, VІ - 2.
В финале остаются 2 игрока (по одному из каждой команды), каждому задают по 5 вопросов. Среди этих игроков и определяется победитель.
Зал украшен плакатами - высказываниями о математике, газетами, посвященными математике.
Члены команд в парадной форме, на бортах пиджаков бейджики с именами.
Во время "веселых переменок " учителю помогают старшеклассники.
Они проводят конкурсы среди болельщиков.
В конце игры ученики, вышедшие в финал, и остальные участники награждаются призами.
Музыкальное сопровождение:
современные ритмичные мелодии (SPACE , MATRIX),
песня " Дважды два - четыре "
І Т У Р.
1. Каким знаком обозначается равенство чисел, выражений? (=)
2.Чему равна сумма углов треугольника? (1800)
Что такое процент? (одна сотая часть числа)
Какое самое большое натуральное число? (не существует)
Чему равна сумма смежных углов? (1800)
Как называется отрезок, соединяющий 2 точки окружности? (хорда)
Как называется независимая переменная? (аргумент)
Действие, обратное умножению. (деление)
Одно яйцо варят 3 минуты, сколько минут варят 5 яиц? (3 минуты)
Сколько квадратных метров в 1 га? (10 000)
Когда рациональная дробь равна 0? (числитель равен 0, знаменатель не равен 0 )Назовите самое большое четырехзначное число . (9 999)
Сколько будет десятков, если 2 десятка умножить на 2 десятка? (40)
14. Сколько центнеров в 1 тонне? (10)
2 ТУР
Как расположено на координатной прямой большее из чисел: правее или
левее? (правее)
Назовите наименьшее натуральное число. (1)
Сформулируйте свойство вертикальных углов. (вертикальные углы равны)
Назовите другое название абсолютной величины числа (модуль)
Два числа, произведение которых равно 1. (взаимно-обратные)
Где записывают знаменатель дроби: под чертой или над чертой? (под чертой)
Как называется равенство двух отношений? (пропорция)
Инструмент, необходимый для построения графика функции у = 3х.
Расшифруйте сокращенную запись НОД. (наибольший общий делитель)
Чем является в равнобедренном треугольнике медиана, проведенная к основанию?
Чему равна четверть часа? (15 минут)
Что такое периметр?

3 ТУР
Объем одного килограмма воды. (1 литр)
Как называется число, превращающее уравнение в истинное равенство? (корень)
Площадь квадрата 100 квадратных сантиметров. Чему равна сторона квадрата?
Может ли в результате деления получиться 0? (да)
На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
Этот человек вычислил приближенное значение числа .Он сказал:
"Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю ". (Архимед)
52 = 25, 72 = 49. Чему равен угол в квадрате? (900)
Тысячная часть килограмма. (1 г)
Точка, равноудаленная от всех точек окружности. (центр)
Чему равен развернутый угол? (180 0)
4 ТУР
Чему равна сумма внутренних односторонних углов при параллельных прямых и секущей? (180)
Чему равен 1 литр? (1 куб. дм)
Площадь прямоугольника со сторонами 3 см и 8 см.
Чему равны 25% числа 4000? (1000)
Обыкновенная дробь, у которой числитель меньше знаменателя.(правильная)
Результат действия деления. ( частное)
Утверждение, которое не требует доказательств. ( аксиома)
Наибольшая хорда окружности. ( диаметр)
5 ТУР
Число 0 - целое или натуральное?(Целое)
Раздел геометрии, который изучает свойства фигур на плоскости.(Планиметрия)
По какому виду спорта Пифагор был олимпийским чемпионом?(Кулачный бой)
Инструмент для измерения углов. (Транспортир)
Кто в 13 книгах изложил начала геометрии? Он так сказал царю Птолемею: "В геометрии нет царской дороги ".(Евклид)
Чему равно любое число, отличное от 0, в нулевой степени?(1)
6 ТУР
Расшифруйте сокращенную запись НОК.(Наименьшее общее кратное)
Какое наименьшее количество точек надо отметить для построения графика функции у = 2016 х? (2 точки)
Сколько существует натуральных двухзначных чисел, у которых первая цифра 1?(10)
Как называется отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны?(Медиана)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Угол, градусная мера которого равна 180° .(Развернутый)
Равенство, содержащее одну или несколько переменных. (Уравнение)
45 минут в школе.(Урок)
Кто был выдающимся математиком и придворным астрономом султана Мелик- хана ?(Омар Хайям)
Два игрока играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый?(2 часа).
БОльшая из сторон в прямоугольном треугольнике.(Гипотенуза)
Сколько существует цифр?(10)
Какое число в древнем Вавилоне считали "священным": нуль, один или 12? (12, т.к. оно имеет много делителей: год делится на 12 месяцев, сутки - на 24 часа)
Один из смежных углов 850 градусов. Чему равен второй угол? (15)
10.Как называется произведение одинаковых множителей?(Степень)
11.Как называется выражение, которое не содержит действия деления на выражение с переменной? (Целое)
12.В каком числе цифр столько, сколько букв?(Сто)

Ф И Н А Л.
Результат действия умножения. (Произведение)
Во сколько раз 1 кв. дм. больше 1 кв. см.? (100 раз)
В каком треугольнике сумма двух углов равна третьему? (прямоугольном)
Как называется деление числителя и знаменателя на их общий делитель? (Сокращение)
Два числа, сумма которых равна 0. (Противоположные)
Самое простое устройство для выполнения арифметических вычислений.(Счеты)
Расшифруйте математическую запись ГМТ.(Геометрическое место точек)
Знаки для обозначения чисел. (Цифры)
Перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на прямую,
содержащую противоположную сторону. (Высота)
10.Как называется вторая координата точки? (Ордината)
Между турами – "Веселые переменки"
1.МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СОФИЗМ
Софизмом называется умышленно ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного. Каков бы ни был софизм, он обязательно содержит одну или несколько замаскированных ошибок.
Доказать, что 4 = 5.
Возьмем верное равенство4:4 = 5:5
Вынесем за скобки в каждой части общий множитель
4· (1:1) = 5· (1:1)
Числа в скобках равны, значит 4 = 5
СЦЕНКА (выпускник и второклассник) – см. Приложение 1
" УДИВИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ "
Раздать учащимся корточки, на которых написано 9 - значное число.
Затем по номеру карточки "вспомнить" число.
Секрет: К номеру карточки прибавим любое число, например 13. Эта сумма-первые две цифры, каждая следующая сумма получается от суммирования 2-х последних цифр (пишут только единицы числа)
Например; № 17 - 303369549
4. КОНКУРС СРЕДИ БОЛЕЛЬЩИКОВ
Какой знак надо поставить между двумя тройками, чтобы получить число, большее, чем 3, но меньше 4?
Величина угла 30° .Чему будет равен этот угол, если его рассматривать под лупой с двукратным увеличением?
Что легче: пуд ваты или пуд железа?
Какое число делится на все числа без остатка?
Что больше: произведение всех цифр или их сумма?

Приложение 1.
СЦЕНКА
Выходит расстроенный второклассник, к нему обращается выпускник.
Выпускник: Ну, что случилось?
Первоклассник: Да вот, задачу задали
Выпускник: Задачу? Ну, читай!
Первоклассник (читает): Было 28 яблок. Надо разделить их поровну между 7 учениками.
Выпускник: Ну, что надо делать?
Первоклассник: Делить.
Выпускник: Ну, так дели!
Первоклассник: Восемь разделить на семь берем по 1, - 28 ∟7
отнимаем, получается 1,сносим 2.21 разделить на 7 , 7 13
берем по 3,получается 13. - 21
21
Выпускник: Значит, 13...Чем проверяется деление? 0
Первоклассник: Умножением. 13
* 7
Выпускник: Ну, так умножай! + 21
Первоклассник: Семь умножить на 3 - 21. 7
Семь умножить на один - 7. 28
21 да 7 получается 28.
Выпускник: Получается?! Значит -13?
Первоклассник: Ага! А че?
Выпускник: Ладно, проверю сложением.
(Пишет в столбик и начинает складывать сверху вниз: сначала правый столбик, а затем по единице прибавляет левый столбик)
1 3
1 3
1 3
+ 1 3
1 3
1 3
1 3
2 8
3,6,9,12,15,18,21,22,23,24,25,26,27,28... 28?! Получается!
Приложение 2
Таблица для подсчета баллов Участники 1 тур 2 тур 3 тур 4 тур 5 тур 6 тур Финал                     Команда                 1                 2                 3                 4                 5                 6                 7                                   Команда                 1                 2                 3                 4                 5                 6                 7                                  
Литература
Гайштут А.Г.
Математика в логических упражнениях. - К.: Рад. шк., 1985. - 192 с.
2. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.
Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4 - 8 кл. сред. шк. -
5-е изд. - М.: Просвещение, 1988. - 160 с.