План конспект на тему «Внутренняя политика Александра I в 1815-25гг.».

1. Тема урока: «Внутренняя политика Александра I в 1815-25гг.».

2. Цели урока:

Образовательная цель: Сформировать у учащихся представления о личности Александра I. Подвести учащихся к пониманию сложности внутриполитических процессов в России после Отечественной войны 1812 года. Доказать, что второй период правления Александра существенно изменился, по сравнению с предыдущим периодом. Показать и объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра в послевоенные годы. Подвести к пониманию роли личности Александра I в российской истории. Показать попытки построения конституционной монархии на примерах введения Конституции в Польше, проекта Н.Н. Новосильцева «Уставной грамоты Российской империи». Показать влияние и значение правления Александра I на последующие периоды развития Российского государства.
Развивающая цель: Развивать умения работать с текстом учебника, выделять главное, делать выводы, на основе работы с историческим документом формировать умение анализировать, комментировать и делать выводы. Умение формулировать и применять исторические понятия. Формировать умения работы с картой, пространственные рамки.
Воспитательная цель: Формировать способность понимать человека, понимать то, что он зависим от обстоятельств и не всегда способен осуществить задуманное, даже если от него зависит благосостояние государства. Способствовать воспитанию интереса и уважения к исторической личности, размышлению над сущностью и судьбой человека.

3. Понятия на урок: конституционная монархия, конституция, гражданские свободы, мистицизм.

4. Тип урока: Комбинированный урок.


5. Оборудование урока:
Карта
Портрет Александра I, Н.Н. Новосильцева;
Сравнительная таблица «Реформаторские проекты политических преобразований М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева»;
Материалы для мультимедиа;
Раздаточный материал.


6. Литература:
1. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина «История России XIX»
2. П.Н. Зырянов «История России XIX»;
3. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина «Поурочные разработки к учебнику «История России XIX »».
4.В. В. Симонова «Методическое пособие к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История Государства и народов России»».







Методы и методические приемы

Содержание урока

Виды деятельности учащихся

Прогнозируемый результат



Организационный момент.











Проверочная беседа.









































































Персонификация

















Беседа.














Картинное описание.











Учебник + документ.






























Заполнение сравнительной таблицы.





































































Персонификация.






















Дискуссия
Здравствуйте ребята! Проверьте, пожалуйста, чтобы у каждого на парте лежали учебник, тетрадь, атлас, письменные принадлежности.
Итак, закончились кровопролитная и тяжелая Отечественная война и заграничный поход русской армии. Закончились полным разгромом крупнейшей и самой сильной европейской и мировой державы начала 19 века наполеоновской Франции. Все это привело к тому, что Россия на несколько десятилетий стала ведущей мировой державой, оказывавшей определяющее воздействие не только на европейскую, но и на мировую политику.
А сейчас давайте вспомним, каковы были основные цели Александра I в ходе зарубежного похода русской армии?

Какие страны были участниками пятой коалиции?

Какова была цель пятой коалиции?


Дайте общую оценку итогов Венского конгресса для России и Европы?




Как изменилось положение России на международной арене после Отечественной войны 1812 года?



Какие территории были присоединены к России после Венского конгресса 1815 года?

В чем состояла главная цель создания Священного союза? Какова была роль России в этом союзе?


Как мы уже знаем, война с Наполеоновской Францией была неизбежна для России. Завершившись блестящей победой, она оказала существенное влияние не только на международное положение России, но и на ее внутреннюю политику. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Внутренняя политика Александра I в 1815-25 гг.».

План урока:
Перемены во внутренней политике. Здесь мы раскроем причины изменения внутренней политики, чаяния российского общества после войны.
Польская конституция. Здесь мы увидим первый опыт введения конституции на территории Российской империи.
Реформаторский проект Н.Н. Новосильцева.
Здесь мы рассмотрим конституционный проект, который должен был изменить государственную систему России.
Причины отказа от проведения реформ в начале 20 –х гг. Здесь мы рассмотрим сами причины и их результат.


Ставится проблема: почему Александр I не смог провести реформы, которые явно назрели и необходимость которых была очевидна наиболее дальновидными политиками?

Сейчас мы разделимся на три команды, которые, образно говоря, будут вести досье на Александра I. Первая команда по ходу урока отмечает прогрессивные черты деятельности императора, так скажем плюсы. Вторая команда отмечает регрессивные черты, назовем это минусами. А третья команда будет арбитром и сделает общий вывод.

А, давайте для начала вспомним, каким был Александр I в начале своего правления.
(появляется Александр I(1))
Дайте на основании выступления Александра I оценку его намерений в начале его царствования?
К чему он стремился, какой характер носили его преобразования?
Вспомните, что такое либерализм?
Таким образом, в первые годы правления Александра проявилось его твердое намерение с помощью реформ изменит к лучшему положение дел в стране.

Победа в войне с Наполеоном, казалось, открывала перед Александром I блестящие возможности для проведения в стране крупных реформ. Реформаторские намерения царя совпадали с общим ожиданием перемен во всех слоях населения.
Давайте попробуем предположить чего же ожидало население:
Крестьяне;
Часть свободомыслящего дворянства.
Таким образом, мы видим, что после наполеоновских войн передовая часть русского общества ожидала наступления новых времен.
Но все ли хотели реформ?
Но, консервативно настроенная часть общества, прежде всего дворяне, были против реформ. Победа в войне была воспринята как очередное свидетельство ненужности и даже вредности реформ. Александр I должен был учесть это. Общество было неоднородно настроено, ведь не все слои были за реформы. Это явилось одним из препятствий на пути преобразований. В итоге в картине того времени можно увидеть поразительное отличие по сравнению с довоенными годами. Ведь раньше проекты преобразований горячо обсуждались всеми. Высказывались мнения в салонах, на улицах. А сейчас.. Всё проводилось в обстановке строжайшей секретности и только в узком кругу лиц, приближенных к императору.
Но все-таки, какие-то попытки преобразований были сделаны, наиболее значительной из них была введение Конституции в Польше, так называемый «польский эксперимент».
Для того, чтобы понять сущность данной Конституции обратимся к тексту учебника и документу. У вас на столах лежит документ «Речь Александра I в польском сейме». Эта речь была сказана в преддверии мятежного гула, прокатившейся по всей Европе.

Как же Александр хотел показать европейским монархам как можно было избежать революции?
Подтвердите это конкретным высказыванием из документа.

Теперь обратимся к тексту учебника, о каких нововведениях говорил Александр.

Давайте подумаем что же являлось истинной целью проведения польского эксперимента и почему проект Конституции в Польше называли экспериментом?



А что вы понимаете под понятием «Конституционная монархия».

Менее, чем через год после выступления царя в Варшаве к нему на стол лег проект Конституции, составленный Николаем Николаевичем Новосильцевым. Сейчас Никита Мельников расскажет нам о жизни и деятельности этого государственного деятеля. Прослушав это сообщение, выделите причины выбора Александром I Н.Н. Новосильцева разработчиком конституционного проекта.

Итак, в 1820 году проект Новосильцева был готов. Он назывался «Уставная грамота Российской империи».
Была ли в правлении АлександраI подобная попытка изменения государственного строя?
А давайте попробуем разобраться в проекте Н.Н. уложению государственных законов» М. М. Сперанского. Для этого мы с вами составим сравнительную таблицу «Реформаторские проекты политических преобразований М.М. Сперанского и Н. Н. Новосильцева».

Ребята, возьмите линейку и карандаш. Ширина шапки таблицы равна 3 клеткам.
Наша таблица будет состоять из трех столбцов.
1-ый будет самый узкий- его ширина будет равна 5 клеткам. 2-ой и 3-ий столбцы по ширине будут равны. Поэтому оставшееся место разделите пополам.
Давайте, заполним шапку таблицы,
Название 1 столбца «вопросы для сравнения»,
2 столбец будет называться «проект Сперанского»,
3 столбец- «проект Новосильцева»
1 вопрос для сравнения - содержание проектов.
Чтобы сравнить содержание проектов нам необходимо ознакомиться с текстом учебника. Итак, открываем учебники на стр. 18 и я попрошу кого-нибудь прочитать текст, который выделен в рамку.
Ребята. Давайте выделим основные пункты содержания проекта. И запишем их в таблицу.
А теперь, вы по аналогии попробуете заполнить 3-й столбец «содержание проекта Новосильцева».
Мы с вами ответили на вопрос по содержанию проектов. Теперь, отчертите линию. Приступаем ко 2 вопросу для сравнения, который называется «Оценка возможной реализации проекта». Итак, давайте,
Попробуем дать оценку возможности реализации проекта Сперанского.
На основе сказанного попробуем сделать общий вывод и запишем его.
Теперь вам предстоит самостоятельно дать оценку возможности реализации проекта Новосильцева.

Заполнив таблицу, давайте сделаем вывод о прогрессивности проекта Н.Н. Новосильцева




Казалось бы, еще одна попытка к преобразованию была сделана, но, явно это был откат по сравнению с реформами, проводимыми Александром Iв начале его царствования.
Что же все-таки помешало императору и почему более чем двадцатилетние усилия так и не реализовались на практике?
Сейчас у нас с вами есть уникальная возможность узнать, как же сам царь объясняет это.

Появляется Александр I (2)
«О, какими были те годы царствования, где теперь ожидаемое исполнение светлых надежд. Тогда я был царь молодой и прекрасный, теперь же кочующий деспот. Невозможно осуществить задуманное, работая тайно. Но. Как иначе. Ведь Европа вся взволнована революциями. Либеральные преобразования совершенно невозможные, их необходимо отложить.
Я разочарован в этих реформах и совершенно устал от власти. Призывая к себе на помощь религию, я приобрел то спокойствие, тот мир душевный, который не променяю ни на какие блага здешнего мира».

Ребята, вспомните выступление императора Александра в начале нашего занятия. Он олицетворял те прогрессивные настроения первого периода его правления. А взгляните теперь на него. Давайте же вернемся к той проблеме, которую поставили в самом начале урока. Взгляните на экран.

Вопросы к дискуссии:
Какие же положительные, прогрессивные черты можно выделить во внутренней политике Александра I 1815-25 гг.? Приведите аргументированный ответ.
Какие же отрицательные, регрессивные черты можно выделить во внутренней политике Александра I 1815-25 гг.? Приведите аргументированный ответ.

Как вы думаете, какие черты личности как политического деятеля и простого человека помешали или помогли Александру I провести реформы?


Как вы думаете, как повлияли преобразования Александра I на дальнейшее внутриполитическое развитие страны?



Итак, сейчас, выслушав прения сторон, наша команда арбитров сделает общий вывод по внутренней политике Александра I 1815-1825 гг.
Общий вывод: таким образом, мы видим как твердое намерение с помощью реформ изменить к лучшему положение дел в стране в первые годы правления сменилось боязнью Александра разделить участь погибшего отца, который в своей политике пытался не считаться с интересами большинство дворян. Царю-реформатору не на кого было опереться в реализации своих замыслов. Но, несмотря на то, что многие реформаторские начинания так и не были воплощены в жизнь, внутренняя политика Александра I проекты разработанных по его поручению преобразований готовили почву для масштабного экономического и политического реформирования России в будущем.
Закончить наше занятие хотелось бы высказыванием современника Александра I: «Александр был загадкой для современников, едва ли он будет разгадан и потомством».
А сейчас давайте запишем домашнее задание: 1.читать и знать содержание параграфа №6. 2.Отвечать на вопросы 1-6.














Отвечают на заданные вопросы.






































Записывают тему и план урока.


































Ученики дают оценку намерений Александра I в начале его царствования.










Ученики на основе ранее изученного материала, отвечают на заданные вопросы.






















Читают текст учебника, цитируют документ, подтверждая материалом из учебника.
Отвечают на вопросы.

















Анализируя материал сообщения, выделяют причины выбора Александром Новосильцева.














Чертят таблицу.











И на основе текста учебника заполняют сравнительную таблицу.



















На основе таблицы делают вывод о прогрессивности проекта Новосильцева.














Анализируют выступление Александра.




















Ученики участвуют в дискуссии.














































Записывают домашнее задание.









































Цели: окончательный разгром Наполеона, освобождение захваченных им территорий, повышение международного престижа Российской империи.
Участники: Россия, Пруссия, Англия, Швеция, Австрия.

Окончательный разгром новой армии Наполеона.

Венский конгресс помог решить вопросы послевоенного устройства, создают ту систему дипломатических отношений, которая обеспечила мир на несколько десятилетий.

Авторитет России, как победительницы одной из самых могущественных армий в мире, существенно возрос. Ее мнение имело большой вес в решении вопросов мировой дипломатии.

Было присоединено Царство Польское.


Создать союз для обеспечения мира в Европе и спокойствия внутри государств –членов союза.
Роль России: как организатор, а Александр рассматривался как вождь















































Преобразования носили либеральный характер.

Либерализм-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод.









Крестьяне, отстоявшие родину в борьбе с врагом, надеялись на отмену крепостного права.

Свободомыслящее дворянство мечтало о введение будущей конституции, были готовы к преобразованиям общества.

Не все хотели проведения реформ.
Консервативное дворянство ничего не хотело менять.

























С помощью реформирования государства и дарования конституции, гарантированное верховенство закона – «Законоосвободительное постановление»


говорилось о неприкосновенности личности, свободе печати.

Александр думал о введении конституции во всей России.
т. к. законы этой конституции распространялись только на Польшу и не действовали на всей территории России этот проект называли экспериментом.
Кост-я монархия- ограниченное правление монарха, где закон выше правителя.



Личная близость, необходимость учета польского опыта, удаленность автора реформы от двора, что давало возможность обеспечить секретность проекта.


























Глава государства император. И у Сперанского и у Новосильцева.
Сперанский: исполнитель. министерства, законодательная – гос. Дума. судебн. – сенат.
Новосильцев:закон исполнительная – император.
Гражданские свободы.
Сперанский: политические права (для первых 2 сословий).и избирательные права.
Новосильцев: Свобода слова, вероисповеданий, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность.








Это был откат по сравнению с реформами, проводимыми Александром в начале его царствования.








































«+» Введение Конституции в Польше.
Проект Новосильцева, как попытка ограничения монархии

«-» Непоследовательность в проведении реформ
Негласность в проведении реформ


«+» Либеральные взгляды
«-»Неустойчивость настроения, двуличие, склонность к мистицизму.




«+» Подготовили почву для масштабного экономического и политического реформирования России в будущем
«-» Не было сделано радикальных преобразований.
Политика Александра I носила противоречивый характер.