«Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.».


Конспект урока по истории России 19 века
в 8 классе на тему
«Внутренняя политика Александра I
в 1815-1825 гг.».
План-конспект урока истории в 8 классе
Тема урока: Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.
Цель урока:1. Познакомиться с основными направлениями политикиАлександра1 в 1815-1825 гг, выяснить причины отказа от дальнейших реформ.2. Развивать навыки анализа исторических документов и литературных произведений, учить выделять главное, сравнивать, разрешать проблемы.
3.Воспитание уважения к историческому прошлому своей Родины, чувства коллективизма, взаимопомощи; ответственности, толерантности.
Тип урока: комбинированный.Оборудование урока: портреты Александра1, Аракчеева, карта Российской империи в 1й половине 19 века.
Основные понятия и даты: Конституция, неприкосновенность личности, гражданские свободы, независимость, самостоятельность, автономия, 1815 год – принятие польской конституции, 1820 год – проект «Уставной грамоты» Новосильцева, 1822 год – запрет деятельности тайных организаций.План:
Итоги внутренней политики 1801-1815 гг.
Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

Ход урока
1.Орг. момент
2.Проверка д/з.
1)Тестовое задание
1. На Венском конгрессе решался вопрос:
устройства Европы после разгрома войск Наполеона
присоединения России к континентальной блокаде
вступления России в состав Третьей антифранцузской коалиции
вступления России в состав Четвёртой антифранцузской коалиции
2. По результатам Венского конгресса Россия:
вернулась к довоенным границам
присоединила к своим владениям герцогство Варшавское
получила значительные территории Саксонии
присоединила пограничные дунайские княжества Молдавию и Валахию
3. Вскоре по окончании Венского конгресса Священный союз между собой заключили:
Россия, Пруссия и Франция
Россия, Англия и Франция
Пруссия, Австрия и Англия
Россия, Пруссия и Австрия
4. Восточный вопрос во внешней политике России – это вопрос о:
хозяйственном освоении просторов Дальнего Востока
владении черноморскими проливами
членстве России в Священном союзе
противостоянии Японии
5. Расположите события внешней политики в хронологической последовательности (ответ запишите в виде сочетания букв):
А. Бородинское сражение
Б. Создание Священного союза
В. Сражение под Лейпцигом («Битва народов»)
Г. Тильзитский мир
6. Прочитайте отрывок из воспоминаний участника заграничных походов Н. И. Лорера. О каком событии 1814 г. идёт речь?
... Упорный бой кипел по всей линии города, и его окрестностей не было видно за облаками густого дыма; да, впрочем, нам и не до него уж было. Солнце начало склоняться к горизонту; скоро наступил и вечер. Заметно, выстрелы становились все реже; лишь только вправо от нас, у подошвы Монмарта и на верху его, страшно ревели пушки, и слышны были одобрительные крики «ура!». Войска наши продвигались к Монмарту.
2)
-Почему Александр1 принял решение возобновить военные действия против Франции в 1813 году?
-Какие страны вошли в пятую антинаполеоновскую коалицию?
-Что такое «Битва народов»?
-Каковы были цели и решения Венского конгресса?
-Значение Венского конгресса
-Что такое Священный союз? Каковы были его задачи?
3. Изучение нового материала.
1. Итоги внутренней политики в 1801 – 1815 гг.
Александр I вступил на престол в результате дворцового переворота и убийства заговорщиками его отца Императора Павла I.
Александр I собрал вокруг себя кружок «молодых друзей», который получил название «Негласного комитета».
За полтора года этот комитет создал план основных преобразований, и два вопроса обсуждались особенно горячо: отмена крепостного права и введение конституции.
В 1801 году было разрешено покупать земли лицам недворянского происхождения.
В 1803 г. вышел указ о «вольных хлебопашцах».
В 1803-1807 годах М.М. Сперанский был директором департамента Министерства внутренних дел и участвовал в редактировании всех важных законов. С 1808 года он стал ближайшим советником Александра I по всем вопросам внутренней политики.

2. Внутренняя политика в 1815 – 1825 гг.
После победы в войне русское общество ждало от императора каких-то необычных решений, действий, направленных на облегчение участи героического народа, спасшего страну от захватчиков.
Крестьянский вопрос оставался и главным и самым сложным.
Александр I попытался решить его способом несколько неожиданным. Было принято решение о создании военных поселений.
Солдаты селились здесь же на тех же правах.
Военные поселяне несли воинскую службу и работали на поле.
Управление страной легло на Комитет министров, а точнее на А.А.Аракчеева.
Одновременно Александр I приказал о начале работы над проектом конституции
Он верил, что конституция сделает Россию более просвещенным, цивилизованным государством.
К весне 1820 был подготовлен проект конституционной хартии (документ).
Высшая законодательная власть осталась бы в руках монарха, но он разделил бы её с органом народного представительства, состоящим из Сената (верхняя палата) и Собрания представителей (нижняя палата).
Исполнительная власть вручалась Государственному Совету в составе Общего собрания и Комитета министров.
Кроме того, подданные России получали некоторые политические свободы, права личности, собственности, печати.
Разработкой этого проекта реформаторские усилия Александра I и ограничились он был вынужден отказаться от своего любимого помощника.
Сперанского отправили в ссылку.
4.Обобщение нового материала.
1. Первой задачей, которую попытался решить Александр I после завершения заграничных походов русской армии, было(а):
установление в России парламентской республики
дарование конституции Польше
отмена крепостного права
введение гражданских свобод для всего населения России
2. Период правления Александра I:
1796 – 1801 гг.
1801 – 1825 гг.
1807 – 1826 гг.
1825 – 1855 гг.
3. В результате предоставления конституции Царству Польскому в начале XIX в.:
законодательная власть передавалась царю и двухпалатному сейму
Польша обрела независимость
образовалось герцогство Варшавское
в Польском государстве утвердилась республиканская форма правления
4. Проект «Уставной грамоты Российской империи» был подготовлен:
М. М. Сперанским
В. П. Кочубеем
П. А. Строгановым
Н. Н. Новосильцевым
5. Главным пунктом «Уставной грамоты Российской империи» было:
провозглашение суверенитета народа
отмена крепостного права
провозглашение суверенитета императорской власти
создание двухпалатного парламента, не влиявшего на законотворчество императора
6. Как называется документ, отрывок из которого приведён?
86. Законодательная власть пребывает в Особе Царя и в двух палатах сейма...
90. Сейм обсуждает все проекты законов гражданских, уголовных и административных, которые будут ему переданы от имени Царя государственным советом. Он обсуждает все, переданные ему от Царя проекты изменения или замены предметов ведения конституционных установлений и властей, как-то: сейма, государственного совета, суда и правительственных комиссий.
5.Д/З: параграф 6.