Календарно-тематическое планирование по Новой истории западной Европы и России 19 века — 8 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НОВАЯ ИСТОРИЯ (68 ЧАСОВ)

+№
п/п
Тема раздела, урока
Кол-во
часов
Основные понятия и требования
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
Домашнее
задание
Дата проведения









план
факт

1
2
3
4
5
6
7
8
9

ЧАСТЬ 1. НОВАЯ ИСТОРИЯ 1800 – 1913 ГГ.


1
Введение. Индустриальная революция
1
Хронологические рамки нового времени. Индустриальное общество. Модернизация. Страны старого и нового капитализма. Индустриализация. Демократизация государственной и общественной жизни. 19 век – век рождения и развития индустриального общества.
Называть хронологические рамки нового времени, объяснять новые понятия, называть и сравнивать черты  традиционного и индустриального общества
Опрос
Тестирование
беседа
§1-2



Тема 1. Становление индустриального общества – 7 часов

2
Индустриальное общество
1
Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии.
Излагать суждения о причинах изменения социальной структуры
общества, миграционных процессов. Называть изменения в положении
социальных слоев.
Уметь делать сообщения.
Извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников
Опрос
Решение кроссворда
§3-4
Записи в тетради



3
Индустриальное общество
1
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX – начале ХХ веков. Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества.
Излагать суждения о причинах изменения социальной структуры
общества, миграционных процессов. Называть изменения в положении
социальных слоев.
Уметь делать сообщения.
Извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников
Опрос
Словарь терминов
§3-4



4
Наука в XIX веке
1
Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи.
Называть основные черты новой научной картины
мира, представителей науки
Опрос
Тестирование
§5-6




5
Искусство XIX века
1
Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа.
Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс.
Называть основные направления художественной
культуры, представителей культуры
Рефераты
§7-8
презентация



6
Либералы, консерваторы, социалисты
1
Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Возникновение рабочего движения. Чартистское движение в Англии.
Называть особенности консервативных и радикальных учений в
обществе. Указывать причины их
возникновения. Решать познавательные задачи
Опрос
Представление презентаций
§9-10
схема



7
Либералы, консерваторы, социалисты
1
Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Возникновение рабочего движения. Чартистское движение в Англии.
Называть особенности консервативных и радикальных учений в
обществе. Указывать причины их
возникновения. Решать познавательные задачи
Опрос
§9-10
схема



8
Индустриальное общество: рассвет
1
Влияние технического прогресса на повседневную жизнь людей. Газеты. Изобретения. Мода.
Рассказывать о изобретениях и открытиях, их влиянии на повседневную жизнь людей.
Опрос, самостоятельная работа
-



Тема 2. Строительство новой Европы – 9 часов


9
Образование наполеоновской империи
1
Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс». Наполеоновские войны.
Называть основные
черты режима Наполеона. Называть причины завоевательных войн (показывать на карте).
Высказывать оценочные суждения исторической личности. Уметь работать с историческим документом
Опрос
Тестирование
схема
§11
Работа с картой



10
Падение империи Наполеона. Венский конгресс
1
Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в.
Знать причины ослабления империи Наполеона.
Описывать условия в жизни империи. Называть (показывать на карте) основные военные сражения. Знать основные
решения и последствия Венского конгресса, составлять таблицу
Вопросы- ответы
Письменная работа.

§12
карта



11
Англия в первой половине XIX в.
1
Национальные идеи в странах Европы. Чартистское движение в Англии.
Объяснять цели и
результат чартистского движения; называть и показывать на карте
основные направления внешней политики; уметь
работать с историческим документом
Фронтальный опрос опрос

§13



12
Франция: от революции 1830 г. к новому политическому кризису
1
Европейские революции XIX в.
Определять характер политического устройства;
объяснять причины политического кризиса; решать познавательные
задания
Опрос
§14



13
Франция: революция 1848 г. и Вторая империя
1
Вторая империя во Франции.
Объяснять причины европейских революций; называть причины изменений в политическом строе; умение устанавливать причинно-
следственные связи
Опрос
Тестирование
§15



14
Германия: на пути к единству
1
Создание единого германского государства. О. Бисмарк.
Называть причины необходимости объединения Германии. Называть этапы борьбы за объединение. Давать характеристику деятельности «железного канцлера»
Блиц –опрос
тестирование
§16



15
Италия в первой половине XIX в.
1
Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди.
Выделять общие
черты и различия
национального
объединения Германии и Италии; умение устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы и обобщения. Называть правителей и государственных деятелей
Опрос
кроссворд
§17
Записи в тетради,
фильм



16
Франко-прусская война. Парижская коммуна
1
Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование Германской империи.
Называть причины
и последствия
войны для Франции и Германии, мира в целом.
Делать выводы и
прогнозы возможного развития международных
отношений
Опрос
Тестирование
§18



17
Новая Европа XIX в.
1


Самостоятельная работа
-



Тема 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества – 5 часов


18
Германская империя в конце XIX-начале ХХ в. Борьба за место под солнцем
1
Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм. Образование I и II Интернационалов. Возникновение социалистических партий.
Знать государственное устройство; особенности индустриализации; основные черты национализма; характер внешней политики.
Аргументировать
и высказывать свою
точку зрения. Показывать на карте колонии
Опрос
Тестирование

§19,
карта



19
Великобритания: конец Викторианской эпохи
1
Чартизм. Народная хартия. Королева Виктория. Ротшильды. Крымская война.
Называть особенности развития капитализма в Англии; показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей
Опрос
§20



20
Третья республика во Франции
1
Террор. Республика. Отсутствие социальной базы для монархии.
Называть особенности развития капитализма; основные реформы.
Показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей
Опрос
§21,
Записи в тертради



21
Италия: время реформ и колониальных захватов
1
Итальянская колониальная империя. Война в Эфиопии. Движение протеста в стране.
Рассказывать о развитии страны после объединения, этапах развития модернизации. Давать оценку роли государства в процессе индустриализации.
Опрос
Тестирование
§22
карта



22
От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса
1
Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.
Называть причины крушения империи Габсбургов, рассказывать  о событиях, приведших к началу Первой мировой войны
Опрос
§23
Записи в тетради, карта



Тема 4. Две Америки – 2 часа


23
США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики

Север и Юг Соединенных Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы.
Сравнивать разницу в развитии Севера и Юга, называть этапы Гражданской войны, давать оценку отмене рабства. Называть причины быстрого экономического развития, признаки монополистического капитализма, особенности политического развития. Характеризовать этапы включения США в мировую политику
Опрос
§24-25



24
Латинская Америка в XIX-начале XX в.: время перемен

Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. Х. Сан-Мартин. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910-1917 гг.
Объяснять причины освободительного движения
в колониях; особенности развития
экономики региона  
Опрос, реферат
§26
Записи в тертради,
карта



Тема 5. Традиционные общества XIX века: новый этап колониализма - 3


25
Страны Востока в XIX веке: Япония и Китай

«Опиумные войны». Движение тайпинов.
Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. Революции в Иране, Османской империи, Китае.
Называть причины
реформ и их последствия.
Объяснять особенности экономического развития.
Описывать изменения в образе жизни общества.
Определять причины и характер внешней политики. Объяснять особенности развития
Китая, причины
превращения Китая в полуколонию; составлять
сравнительную таблицу  
Опрос
§27-28
Презентация
карта



26
Страны Востока в XIX веке: Индия и Африка

Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. Колониальные захваты в Африке. Империализм – идеология и политика.
Называть особенности развития; решать познавательные задания.
Уметь делать сообщения.Рассказывать об особенностях развития африканских государств, причинах их завоевания европейскими странами. Назвать этапы борьбы за независимость.
Опрос
Тестирование
Представление презентаций
§29-30



27
Международные отношения в конце XIX-начале XX вв.

Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны.
Давать характеристику международным отношениям рубежа 19-20 вв. называть противоречия, приведшие к  Первой мировой войне. Называть военно-политические блоки, давать оценку факту их создания.
Опрос
§31
Записи в тертради



28
Урок обобщения изучения истории в 8 классе
1

Завершение изучения разделов, систематизация и обобщение материала
Тестовая работа
-














ЧАСТЬ 2. ИСТОРИЯ РОССИИ XIX В.

1
Введение. Россия на рубеже XVIII-XIX вв.
1
Дворцовый переворот 1801 г. Павел I. Граф П. Пален
Умение работать с исторической картой.
Сравнивать территорию
Российского государства
в разные периоды
-
-



Тема 1. Россия в первой половине XIX в. Александр I – 8 часов


2
Внутренняя политика Александра в 1801-1806 гг.
1
Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств.
Знать годы царствования Александра 1; называть характерные черты
внутренней политики Александра 1.
Опрос, реферат
§1



3
Внешняя политика России в 1811-1812 гг.
1
Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией.
Называть основные цели, задачи и направления
(и показывать на
карте) внешней политики страны;
оценивать ее результативность
Опрос, реферат
§2



4
Реформаторская деятельность М.М. Сперанского
1
Создание Государственного совета. М.М.Сперанский.
Определять пред-
посылки и содержание реформаторских проектов
М. М. Сперанского,
причины их неполной реализации и
последствия принятых решений
Опрос, реферат
§3



5
Отечественная война 1812 года
1
Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны.
Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812 г.; планы сторон, характер войны, ее основные этапы; полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения
Опрос, реферат
§4
презентация



6
Внешняя политика Александра в 1813-1825 гг.
1
Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз.
Объяснять цели и
результат заграничного похода 1812-1814 гг.;
называть основные
направления внешней политики страны в новых условиях
Опрос
Тестирование
Представление презентаций
§5



7
Внутренняя политика Александра в 1815-1825 гг.
1
Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения.
Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра I в 1815-1825 гг.; давать оценку
внутренней политики
Опрос, реферат
§6
Записи в тертради



8
Социально-экономическое развитие России после Отечественной войны 1812 г.
1
Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта.
Называть характерные черты социально-экономического развития после Отечественной войны 1812г.; объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг.
Опрос
§7



9
Общественное движение при Александре I
1
Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы
Называть причины
возникновения общественного движения; основы идеологии, основные этапы развития
общественного движения
Опрос, самостоятельная работа
§8



Тема 2. Россия в первой половине XIX в. Николай I - 8 часов



10
Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов
1
Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка.
Объяснять цели и результат деятельности декабристов; оценивать историческое значение
восстания декабристов
Опрос
Тестирование
§9



11
Внутренняя политика Николая
1
Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. «Манифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Польское восстание 1830-1831 гг.
Знать годы царствования Николая 1; называть характерные черты
внутренней политики Николая 1
Опрос
Доклад о личности
Николая 1
§10



12
Социально-экономическое развитие страны в 20-50-е годы
1
Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
Называть характерные черты социально-
экономического
развития; знать финансовую политику Е.Ф. Канкрина
Опрос
§11
таблица



13
Внешняя политика Николая 1
в 1826-1849 гг.
1
Россия и освобождение Греции. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война.
Называть основные направления (и показывать на карте) внешней
политики страны. Причины кризиса в международных отношениях со странами Запада
Опрос
схема
§12
Записи в тертради



14
Общественное движение при Николае 1
1
Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х – 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы.
Называть существенные черты идеологии и практики общественных
движений; сравнивать позиции западников и славянофилов, высказывать свою оценку
Опрос
§13



15
Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя
1
Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.
Знать дату войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора
Опрос
Тестирование
схема
§14
карта



16
Наука и образование в первой половине XIX в. Русские первооткрыватели и путешественники
1
Политика в области просвещения. Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И.Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.
Называть выдающихся представителей и достижения российской
науки. Называть выдающихся путешественников и ученых, их открытия.
Опрос, самостоятельная работа
§15-16
Подготовка сообщения



17
Художественная культура. Быт и обычаи
1
Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир).
Называть выдающихся представителей и достижения российской
культуры. Уметь давать сравнительную характеристику быту и образу жизни различных слоев населения
Опрос
Сообщения
§17-18
презентация



Тема 3. Россия во второй половине XIX в. Александр II – 10 часов


18
Накануне отмены крепостного права
1
Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы.
Знать предпосылки причины отмены крепостного права в России
Опрос
Тестирование
Представление презентаций
§18
Презентация




19
Крестьянская реформа 1861 г.
1
Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права.
Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины
отмены крепостного права; называть
альтернативные
варианты отмены
крепостного права; знать основные положения крестьянской реформы;
объяснять значение отмены крепостного права
Блиц - опрос
Представление презентаций
§20
таблица



20
Либеральные реформы 60-70-х гг.
1
Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России.
Называть основные положения
реформы местного
самоуправления,
судебной, военной
реформ; реформы
в области просвещения; при водить оценки характера и значения социальных реформ
Опрос
Тестирование

§21-22
таблица



21
Либеральные реформы 60-70-х гг.
1
Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России.
Называть основные положения
реформы местного
самоуправления,
судебной, военной
реформ; реформы
в области просвещения; при водить оценки характера и значения социальных реформ
Опрос, реферат
§21-22
таблица



22
Отмена крепостного права в России
1
Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Крестьянское самоуправление.
Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины
отмены крепостного права; называть
альтернативные
варианты отмены
крепостного права; знать основные положения крестьянской реформы;
объяснять значение отмены крепостного права
Опрос
Тестирование
§22
Записи в тетради



23
Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права
1
Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство.
Называть основные направлении экономической политики государства;  объяснять причины замедления темпов роста промышленного производства
Опрос
беседа
§23



24
Общественное движение: либералы и консерваторы
1
Общественные движения 50-60-х гг. XIX в. Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. А.И. Герцен и Н.И. Огарев.
Называть существенные черты идеологии и практики консерватизма и либерализма
Опрос
Тестирование
§24
презентация



25
Зарождение революционного народничества и его идеология
1
Революционные организации и кружки середины 60-х – начала 70-х гг. XIX в. Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол».
Называть существенные черты идеологии и практики радикального
общественного
движения
Опрос
Тестирование
Представление презентаций
§25
эссе



26
Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг.
1
Н.Г.Чернышевский. Н.А.Добролюбов. Журнал «Современник».
Называть цели и методы народнических организаций, лидеров. Рассказывать об убийстве царя
Опрос
§26



27
Внешняя политика Александра II
1
Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Присоединение Средней Азии.
Называть цель и
основные направления внешней политики 60-70-х гг. Знать дату русско-турецкой войны, ее
причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного договора; победы
России в войне
с Турцией
Опрос
Тестирование
§27
таблица



Тема 4 . Россия во второй половине XIX в. Александр III – 8 часов


28
Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
1
Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Знать дату русско-турецкой войны, ее
причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного договора; победы
России в войне
с Турцией
Опрос, самостоятельная работа
§28
карта



29
Внутренняя политика Александра II.
1
Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия.
Приводить оценку личности Александра II; называть основные черты
внутренней политики Александра II
Опрос
§29-30
схема



30
Внутренняя политика Александра III
1
К.П.Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения.
Приводить оценку личности Александра III; называть основные черты
внутренней политики Александра III
Опрос
Тестирование
§29-30
схема



31
Экономическое развитие в годы правления Александра III
1
Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остатки крепостничества и общинного быта. Аграрной кризис 80-90-х гг. XIX в.
Называть основные черты экономической политики Александра III; сравнивать
экономические программы Бунге и Вышнеградского; знать экономическую программу С. Ю. Витте; объяснять в чем состояли цели и результаты
деятельности Бунге,
Вышнеградского, Витте
Опрос
§31



32
Положение основных слоев российского общества
1
Народы Российской империи. Национальная политика самодержавия в конце XIX в.
Называть изменения, произошедшие в социальной структуре общества после отмены крепостного права и либеральных реформ.
Опрос
Тестирование
§32-33
таблица



33
Положение основных слоев российского общества
1
Народы Российской империи. Национальная политика самодержавия в конце XIX в.
Называть изменения, произошедшие в социальной структуре общества после отмены крепостного права и либеральных реформ.
Тестирование
§32-33
презентация



34
Общественное движение в 80-90-х гг.
1
Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
Называть организации и участников общественного
движения; называть существенные черты идеологии и практики общественных движений
(консервативных,
либеральных,
радикальных)
Опрос
Тестирование
Представление презентаций
§34



35
Внешняя политика Александра III
1
«Союз трех императоров». Сближение России и Франции в 1890-х гг.
Называть цели и
Основные направления внешней поли-
тики Александра III
Опрос
§35 презентация



Тема 5. «Золотой век» русской культуры. Вторая половина XIX в. – 5 часов


36
Просвещение и наука во второй половине XIX века
1
Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Демократизация образования.
Называть достижения науки, деятелей литературы и живописи.
Опрос
Представление презентаций
§36



37
Литература и изобразительное искусство
1
Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм).
Называть достижения науки, деятелей литературы и живописи.
Опрос
Представление презентаций
§37
презентация



38
Архитектура, музыка, театр, народное творчество
1
Рождение кинематографа. Градостроительство.
Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс.
Называть стили архитектуры, имена выдающихся архитекторов, музыкантов, актеров. Знать народные промыслы.
Опрос
Тестирование
Представление презентаций
§38
презентация



39
Быт: новые черты в жизни города и деревни
1
Рост населения. Изменения облика городов. Связь и городской транспорт. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
Называть новые черты в жизни города и деревни, давать им сравнительную характеристику.
Опрос
Представление презентаций
§39




40
Урок-обобщение по разделу «Россия в XIX веке»
1


Самостоятельная работа
-



ВСЕГО – 68 ЧАСОВ





Составитель: учитель истории _________________ Г.Н. Филина

Яђ Заголовок 215