Презентация по литературе Обзор творчества В.Маяковского /11 класс/


…Я, быть может, последний поэт… Ранний Маяковский /дореволюционное творчество/: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», поэма «Облако в штанах».Советский период творчества: статья «Как делать стихи», «Письмо товарищу Кострову… о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой»; сатирические стихи «О дряни», «Прозаседавшиеся». Поэтическая вселенная Маяковского делится на две части: «Я» /лирический герой/ - «НЕ-Я» /весь остальной мир, враждебный поэту/.В лирике периода футуризма это выражено как противопоставление лирического героя «толпе» сытых, погрязших в быте мещан / «стоглавая вошь»/. Лирический герой – «бесценных слов мот и транжир», «хороший», «сумасшедший, рыжий» /с точки зрения толпы/.Выходки лирического героя / «захохочу и радостно плюну»/ - обострённая юношеская реакция на пошлость и бездуховность окружающего мира, который населяют люди, неспособные к творчеству; желание любыми средствами взорвать, взбудоражить их существование. Лирическая дерзость – постоянное свойство героя раннего Маяковского.Однако причины его внешней грубости и эпатирующего поведения – в глубоком одиночестве лирического героя в этом мире / «Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека…»/ Тема любви становится важнейшей в дореволюционном творчестве Маяковского / «Облако в штанах» - центральное произведение этого периода/ Революция, поэтом которой считал себя Маяковский, победила. Отныне его лира должна служить только ей.Пафос поэзии этих лет – оптимизм и героика, основная тема – борьба за утверждение нового общества.К 1924 году складывается новый метод, который Маяковский назвал «тенденциозным реализмом» /в основе – принцип социального заказа, принцип литературы факта, принцип искусства-жизнестроения/ Язык стихов становится всё более ясным и понятным, поэт уходит от сложных развёрнутых метафор. Стиль Маяковского этого периода – сплав стихов и публицистики /статья «Как делать стихи»/Меняется лирический герой –чувство собственного достоинства превращается в чувство равенства с массами; теперь социальные явления –предмет личных переживаний. В статье «Как делать стихи» поэт утверждает: « Поэзия – производство. Труднейшее, сложнейшее, но производство… Я себя советским чувствую заводом, вырабатывающим счастье….А так как для веселья планета наша мало оборудована,…то надо жизнь сначала переделать, переделав, можно воспевать…» Поэт призван преображать жизнь силой своего слова. В послереволюционные годы главными объектами сатиры Маяковского становятся мещанство и бюрократизм, неискоренимые, оказывается, и при новом строе. «О дряни» /основной принцип построения сатирического образа гипербола и гротеск/«Прозаседавшиеся» /прием фантастического гротеска/ …Я теперь свободен от любви и от плакатов……вот и любви пришел каюк, дорогой Владим Владимыч «Юбилейное»1924 Элли Джонс с дочерью Элен Патрицией. Ницца.1928г Элли Джонс в молодости  * Стихотворение "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» /1928, Париж, знакомство с Татьяной Яковлевой, обращено к редактору «Комсомольской правды»/ - яркий пример поздней любовной лирики В. Маяковского. * Обращаясь к официальному лицу, лирический герой рассуждает о природе и сущности любви. * Поэт верен своему восприятию любви как чувству глобального, планетарного масштаба. Любовь перекраивает весь внутренний мир человека, преображает окружающую действительность.  * Поэт не использует возвышенную лексику, показывая, что большое чувство рождается в сердце простого, земного человека в будничной, даже обыденной обстановке: «Я хожу,//стишки пишу//в записную книжицу». Стихотворение богато неожиданными и яркими метафорами, но любовь не возводится на недосягаемый пьедестал, будни и быт никогда не покидают жизнь героя, поэтому «нам//любовь//не рай//да кущи». Маяковский не допускает отождествления любви с телесным влечением, каким бы приводящим в смятение и лишающим покоя оно ни было: «Любовь// не в том,// чтоб кипеть крутей». Разговор об этом интимной эмоции приобретает публицистическую направленность. *Любовь – это ожившая творческая энергия, приводящая к высшей «точке кипения», точке обострения всех чувств, «Письмо Татьяне Яковлевой» /1929, передано в руки любимой женщине, не предназначено для печати/Разговор о чувстве, связывающем лишь влюбленных, превращается в разговор о счастье миллионов /нераздельность личного и общественного/. Два плана – личный и общественный – соединяются у Маяковского очень искусно: было бы несправедливо упрекать поэта в неискренности, ведь он действительно верил в великое будущее своего Отечества и не понимал, как можно променять его на «ужины с нефтяниками».Свойственная стихам предельная откровенность подкрепляется словами о «собаках озверевшей страсти», о ревности, которая «двигает горами», о «кори страсти» - письмо как будто наполняется силой интимной страсти. Но оно все время переводится в социальный план. Такая двуплановость и определяет композиционную структуру стихотворения: всплеск страсти обуздывается, вводится в берега напоминанием об эпохе, о той действительности, полпредом которой выступает поэт. Я хочу быть понят своей страной, А не буду понят - что ж... Над родной страной я пройду стороной, Как проходит косой дождь... Маяковский оказался заложником той идеи, которой служил, - идеи светлого будущего в масштабах всего человечества. Всего себя он отдал этой, утопической в свете исторического опыта, идее. Всю свою поэтическую жизнь Маяковский вёл борьбу с жизнью, которая его не устраивала и не могла устроить. М.И. Цветаева : «…поэт Маяковский убил человека Маяковского»