Медиа-урок по русской литературе Что за чудо эти басни



ПЛАН МЕДИА УРОКА

НА ТЕМУ


«ЧТО ЗА ЧУДО ЭТИ БАСНИ»




Учителя русского языка и литературы

Исаевой Энвиры Шафидиновны












Медиа-урок на тему «Что за чудо эти басни!»


Цели и задачи урока:

обобщить и систематизировать знания учащихся о баснях И.А. Крылова;
углубить знания о жанре басни;
стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность пятиклассников;
обучение проектной деятельности;
формировать умение работать с информацией, представленной в электронном варианте; формирование практического навыка поиска информации в сети Интернет;
развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;
анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы;
развивать творческие способности учащихся через инсценирование басен;
активизировать и расширить словарный запас учащихся;
обеспечить закрепление литературоведческих понятий: басня, иносказание, мораль, крылатые слова;
формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе;
воспитывать нравственные качества: доброту, честность, справедливость.

Тип урока – обобщение и систематизация знаний.

Форма урока – урок-конференция.

Метод урока – исследовательский.

Используемые образовательные технологии: учебное проектирование (проект электронного пособия «Избранные басни И.А. Крылова»). Приложение 1.


Оборудование и техническое обеспечение:

компьютер, проектор, экран;
музыкальное сопровождение, музыкальный центр;
портрет И.А. Крылова;
выставка книг с баснями и о баснях;
рисунки учащихся;
высказывания о баснописце и его творчестве;
стенгазеты учащихся, иллюстрации к басням и творческие работы учащихся;
критерии оценок для жюри (приложение № 4),
задания для учащихся (приложение № 2),

презентация (приложение № 1).






Ход урока

I. Организационный момент. Объявление целей урока.

Учитель: Дорогие друзья! Наш вечер посвящен великому и чудесному
жанру литературы - басне.
Вы, ребята, конечно, еще в детстве читали басни, не задумываясь о том, что это такое. Но в школе, на уроках литературы, мы говорили о басне как о литературном жанре. Сегодня мы еще раз обратимся к басне и узнаем много нового и интересного. Наш урок пройдет в виде конференции, на которой будут выступать творческие группы: «Биографы», «Теоретики – литературоведы», «Критики – актеры», «Художники» и «Современные баснописцы». Каждая группа подготовила свой мини-проект или презентацию. Открывая нашу встречу с басней, хочется напомнить, что 15 февраля 2009 года исполняется 240 лет со дня рождения великого русского баснописца И.А. Крылова.
Каким же человеком был И.А. Крылов? Почему, став писателем, он обратился именно к жанру басни?

Актуализация знаний.

Представление презентации «Теоретиками - литературоведами».

– Жанр басни имеет древнюю и богатую историю. Басня принадлежит к так называемому животному эпосу, в котором действующими лицами были животные, а не боги и люди. Общее в басне воплощается в частном случае, а человеческие отношения переводятся в картины из жизни животных. Это необходимо для того, чтобы посмотреть на человеческую жизнь с некоторого расстояния. И хотя в басне иногда участвуют люди как персонажи, они предстают очень схематичными, без каких-либо подробных характеристик. Баснописцу достаточно указать на род занятий (пастух, механик) или черту характера (скупость, хвастовство).
На экран проецируется определение басни.

– Итак, басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл. Мораль - это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

На экран проецируется зеркало, в котором звери, но смотрятся в него люди.

– Басня - своеобразное зеркало. Действующие лица - животные, но речь идет о людях. Это олицетворение - животные и неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют.

Выступление «Критиков – актеров».
Инсценировка басни «Листы и корни».


Выступление «Теоретиков – литературоведов».

– Другой художественный прием в басне – аллегория (изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой - хитрый человек, за ягненком - беззащитный, за волком - злой, бессердечный, за ослом - глупый).
На экран проецируется плакат: зеркало, в котором звери.
– Люди смотрят в зеркало, а видят в нем звериные физиономии. Басня похожа на сказку о животных. Но чем она отличается от сказки? Тем что действуют звери и птицы, но речь идет о людях. Образы животных используются, чтобы выразить какие- либо человеческие качества.

– Басни находили уже в древнейших, дошедших до нас памятниках письменности Египта, Индии, Древней Греции. Считается, что первым сочинителем басен был Эзоп, живший в Древней Греции в VI веке до нашей эры. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп, остаются важными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать их. Басни в русской литературе широкое распространение получают в XVIII веке у М.Ломоносова, А.П.Сумарокова, И.Хемницера, И.Дмитриева и, конечно, у И.А.Крылова.

Выступают «Критики – актеры».
– Ребята, знаменитая басня «Лиса и ворона». До Крылова она была написана русскими поэтами XVIII века.
Выразительное чтение басни «Лиса и ворона».

Сумароков:
Ворона горлышко разинула пошире
Чтоб быти соловьем.
«А сыру, - думает, - и после я поем.
В сию минуту мне здесь дело не о пире!»
Разинула уста.
И дождалась поста.
Чуть видит лишь конец
Лисицына хвоста.
Хотела петь, не пела.
Хотела есть, не ела.
Причина та тому, что сыра больше нет,
Сыр выпал изо рту - Лисице на обед.

Тредиаковский:
Ворон, похвалой надмен,
Мня себя пристойну,
Начал, сколько можно громче,
Каркать и кричать,
Чтоб похвал последнюю получить себе печать.
Но тем самым из его носа растворенна
Выпал на землю тот сыр,
Лиска ободрена
Оною корыстью, говорит тому на смех:
«Всем ты добр, мой Ворон;
Только ты без сердца мех».

– Ну что, ребята, сравнили? Какой текст вам понравился больше? Мне - крыловский.

Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,
И на приветливы лисицины слова
Ворона каркнула во все воронье горло, -
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
– Согласитесь, этот текст более выразителен, прост, понятен и все можно легко представить, ведь басни очень близки по форме драматургическим произведениям. Где, кстати, обязателен и диалог.

Выступают «Критики – актеры».

Инсценировка басни «Лисица и ворона».
– Но современные технические средства позволяют нам увидеть эту басню на экране и услышать ее в исполнении мастеров слова.

Показ мультипликационного фильма «Лиса и ворона».

Учитель: Автор в баснях Крылова - и сам действующее лицо, герой, умеющий и смеяться, и делать выводы. Кто же он, великий баснописец Иван Андреевич Крылов? Что мы о нем знаем? В какое время он жил? Современником каких исторических событий и великих людей он был?
О чем думал, почему его волновало то, о чем он писал, с кем общался, дружил, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам дадут «Биографы».

Представление презентации «Биографами».

Группа представляет созданные слайды и рассказывает о жизни Крылова.

Ученик: Художник К.Брюллов изобразил баснописца сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.

– Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Ему не пришлось учиться, но мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Он любил читать, размышлять о прочитанном. Усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени.

– Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате. Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.
– Интересно, что знаменитый баснописец был современником великих людей и великих исторических событий.
На экран проецируется групповой портрет Пушкина, Гнедича, Жуковского и
Крылова работы художника Чернецова.
– А во время восстания Пугачева отец будущего писателя служил помощником коменданта в Яицкой крепости в приуральских степях. Когда казаки осадили крепость, малолетний Крылов и его родители едва не погибли: Пугачев грозился схватить их и повесить. Тайком в большом глиняном горшке мать увезла сына в Оренбург. Об опасности пребывания в городе, о голоде, которые испытали жители, позже Крылов рассказывал А.С.Пушкину. Пушкин писал: «После бунта Иван Крылов возвратился в Яицкий городок, где завелась игра в пугачевщину. Дети разделились на две стороны .... И драки были значительные. Крылов, как сын капитанский, был предводителем одной стороны...» игра кончилась. Но Крылов на всю жизнь остался заводилой и драчуном. Только его боевой силой сделались уже не кулаки, а острое меткое слово. Он не высказывался прямо, но всегда говорил своим лукавым замысловатым языком все, что думал.
Свою первую басню Крылов написал в 11 лет, но первые
известные уже всей стране басни он читал в доме Оленина президента Академии художеств.

Проецируется портрет Оленина.
– В 1809 году вышла книга «Басни Ивана Крылова». Но известным всей России сделали Крылова басни, написанные в 1812 году по поводу Отечественной войны: «Обоз», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и кот».

Проецируются иллюстрации к этим баснями и портрет Кутузова, иллюстрации с изображением Кутузова в окружении офицеров и солдат.

– Басню «Волк на псарне» Крылов переслал еще в рукописи Кутузову. Фельдмаршал прочел крыловскую басню окружавшим его офицерам и солдатам. Произнеся: «Ты сер, а я приятель сед», - Кутузов сдернул шапку со своей седой головы, и громкое «Ура!» было ответом полководцу и приветствием поэту.
Басни Крылова расходились огромными тиражами. Автор постоянно пополнял свое собрание сочинений новыми баснями. В первом сборнике их было два десятка, в последнем - почти две сотни. Сборники его басен стали выходить отдельными изданиями, общий тираж которых еще при жизни Крылова достиг цифры, для того времени совершенно неслыханной и небывалой, - 77 тысяч экземпляров. За это же время басни Крылова были переведены на 10 языков. Это была широкая популярность слова и всемирное признание, какими до того еще не пользовался у нас ни один писатель.
– После смерти баснописца многие, по устному завещанию Крылова, вместе с извещением о печальном событии получили экземпляр последнего издания его басен.

Проецируется фотография памятника великому баснописцу в Петербурге, в
Летнем саду.
– В Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, постамент памятника украшен многочисленными фигурами героев его басен. До этого ни одному писателю в России монументов не сооружалось. Средства собирал весь народ, а организаторы устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил знаменитый скульптор барон Петр Карлович Клодт.Он работал над памятником вместе с Карлом Павловичем Брюлловым, создавшим портрет Крылова, и художником Агиным, нарисовавшим героев басен. Кстати, для этого Агин составил список зверей - крыловских героев, а затем собрал «натурщиков» у себя в мастерской. Свидетели рассказывали, какой это было столпотворение: зверюшки и птицы мяукали, лаяли, хрюкали, мычали, кудахтали... Зрелище, наверное, было незабываемое.
– Белинский замечал: «Басни Крылова не просто басни - это повесть, комедия, словом, что хотите, только не просто басни». В них выразилась, по словам Белинского «сторона духа целого народа», «сторона жизни миллионов». Великий мастер слова всегда стремился писать для народа, и басню избрал прежде всего потому, что хотел дойти до самых широких масс. «Этот род понятен каждому, его читают и слуги, и дети», говорил Крылов.
– Значение его творчества трудно переоценить. Пушкин назвал Крылова во всех отношениях «самым народным нашим поэтом, то есть и самым национальным, и самым популярным».

Звучит театральная мелодия.
– Мы отметили сегодня, что басни очень близки драматургическим произведениям (драмам, трагедиям, комедиям), предназначенным для постановки на сцене. Ведь басня - это своеобразный мини-спектакль, хотя и с участием автора.

Наши артисты покажут вам небольшое представление.
Итак...
Инсценировки по басням Крылова:
1. «Муха и пчела».
2. «Крыса и мышь»
3. «Лиса и волк»
4. «Стрекоза и муравей»
5. «Зеркало и обезьяна»
6. «Квартет»
7. «Мартышка и очки»
Театральная мелодия. На экране портрет Крылова И А.

Учитель: Басни Крылова иллюстрировали многие художники. У нас в презентации использованы иллюстрации Г.Куприянова, А.Лаптева, М.Алексеева, Е.Рачёва. Наши «художники» также подготовили рисунки к басням. Посмотрим, какими они увидели героев басен Крылова.
«Художники» защищают свои рисунки.

Учитель: Традиции Крылова продолжают многие современные баснописцы, и в нашей жизни есть темы, о которых нужно говорить языком басен. Наши «Современные баснописцы» прочитают свои работы на тему школьной жизни.

Рефлексия.

Учитель: Ребята, теперь давайте проверим, насколько вы были внимательны во время урока и поиграем.

«Своя игра». Приложение 2.
Вопросы для игры:

Термины.
Дайте определение басни как жанра литературы.
Дайте определение аллегории.
Что такое мораль басни?
Что такое «эзопов язык»?

Узнай басню по иллюстрации.

Узнай басню по морали:
«У сильного всегда бессильный виноват»
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад».
«Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то всё у них пустяк».
«Избави, бог, и нас от этаких судей».

Чьи слова?
«Эх, эх!.. Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки».
«Стой, братцы, стой!.. Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите»
«Вот друга я люблю!.. Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милой!».
«Ты шутишь!.. Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!».

Правила игры.

Класс делится на три команды (по рядам). Побеждает та, которая набирает наибольшее количество очков. Игра состоит из четырех блоков: в каждом блоке по четыре задания. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество баллов. Команда определяет лучшего знатока басен И.А. Крылова. Успехов вам!
Итог урока. Чему учат басни Крылова?

Учитель: Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше, а подготовленный проект электронного пособия принесет пользу и младшим школьникам.

Заключительное слово.
– Ребята, вот и подошел к концу наш праздник. Ведь встреча с басней – это действительно праздник. Не перестаешь удивляться чудесной силе воздействия басни на наш ум и наши чувства. С каждым случалось: в нужный момент и в нужное время вспоминаются персонажи бессмертных крыловских произведений и уже ставшие крылатыми выражения. В этом и заключается чудесная сила крыловских творений.

Приложение 1

Приложение 2

Использованные материалы
Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М.: Просвещение, 2004.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 5 класс
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Версия 2004 года.

Интернет-ресурсы:
http://it-n.ru, http://school-collection.edu.ru, http://window.edu.ru
http://kostyor.ru
Мультфильм по басне «Ворона и Лисица».
Материал для выполнения проектных заданий. Режим доступа http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C1%E0%F1%ED%E8+%CA%F0%FB%EB%EE%E2%E0&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=47&subject%5B%5D=10
http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&lib_no=21422&tmpl=lib&page=1


27112008260 - копияРисунок 1C:\Users\Пользователь\Desktop\энвира\Что за чудо эти басни 5а 2008 56 школа\27112008260 - копия.jpg15