План-конспект урока чтения в 3 классе «Хлеб — всему голова


Урок чтения «Хлеб – всему голова!» , 3 класс
Луценко О.А.,
учитель начальных классов
Перовский УВК «школа-гимназия»
Республика Крым
Тема: Хлеб – всему голова! А. Митяев «В старину для солдат…», В. Толмачева «Хлеб, хлебец, хлебушко…», М. Глинская «Хлеб».Цель: познакомить учащихся со статьями А. Митяева, В. Толмачевой, рассказом М. Глинской «Хлеб»; расширить знания учащихся о процессе создания хлеба; продолжить знакомство с народными традициями; совершенствовать навыки выразительного чтения; расширить кругозор учащихся знаниями о профессиях; развивать речь, мышление, память; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к людям труда.
Ход урока
I. Организационный момент
Только что звонок раздался,
Впереди нас ждут дела.
Тихо сели, спинки ровно,
И работа началась.
II. Актуализация опорных знаний
- Я нашла для вас интересную загадку:
Отгадать легко и быстро:
Знает батюшку любой –
Мягкий, пышный и пушистый
Черный, белый и ржаной.
С хрусткой корочкой душистой
На столе он – главный гость.
Без него обед невкусный
У людей так повелось. (Хлеб)
- Что это, ребята? Правильно - это хлеб.
- За что вы любите хлеб?
- Как люди относятся к хлебу?
- Как вы думаете, почему люди так почитают и уважают хлеб? (Ответы детей.) Хорошо, я вас выслушала и предлагаю вернуться к этому вопросу в конце урока.
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о хлебе; прочитаем статьи и рассказ о хлебе; познакомимся с традициями, связанными с хлебом; узнаем, как надо относиться к хлебу, и как трудна работа хлебороба.
IV. Мотивация учебной деятельности
Речевая разминка
- В качестве разминки мы возьмем скороговорку:
Батон, буханку, баранку
Пекарь испек спозаранку
Словарная работа: спозаранку – очень рано, рано утром.
V. Изучение нового материала
1. – Я хочу обратиться к истории, к традициям русского народа, и рассказать вам об одной из них. Когда в дом приходили гости, то хозяева встречали их хлебом-солью, выказывая тем самым свое уважение, желая им благополучия и процветания.
Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте встретим их по русскому обычаю – хлебом-солью.
1 уч.Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
2 уч.С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
«Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук».
(Дети преподносят каравай гостям).
2. Я предлагаю вам познакомиться со статьей Анатолия Митяева «В старину для солдат…», из которой мы узнаем интересные факты о хлебе (стр. 91 уч.);
В старину для солдат пекли очень большие хлебы. Каждый везли за войском на телеге.
Космонавты берут с собой на орбиту хлебцы величиной со спичечный коробок.
Самые большие хлебы, и самые маленькие, и те, что между ними,— караваи, ковриги, буханки, колобки — пахнут одинаково сытно и весело. Ни один другой продукт не имеет такого роскошного запаха. Хлебом пахнет только хлеб.
Анатолий Митяев
а) чтение статьи хорошо читающим учеником;
б) словарная работа;
В старину – очень давно, в давние времена.
Коврига - большой круглый хлеб, каравай; коврижка- пряники, обычно медовые.
в) чтение статьи детьми молча.
г) беседа:
- Какой хлеб пекли в старину?
- Какие хлебные изделия упоминаются в статье?
- Какие хлебные изделия любите вы?
- Зачем космонавты берут на орбиту хлебцы?
- Так чем же пахнет хлеб?
3. О хлебе сложено очень много пословиц и поговорок. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Для этого мы обратимся к статье Валентины Толмачевой «Хлеб, хлебец, хлебушко…».
ХЛЕБ, ХЛЕБЕЦ, ХЛЕБУШКО...
Из глубины веков, из старинных легенд, из сказок народных дошли до нас эти слова:
Клянусь хлебом своим.
Не каждый человек осмеливался выбирать именно эти слова, чтобы убедить другого поверить ему. Потому что поклясться хлебом — означало поклясться жизнью.
Хлеб-батюшка, хлеб-кормилец, хлеб — всему голова.
Случалось, настигала человека большая беда: загорался от молнии дом. Собирал человек свои последние силы: «Был бы хлеб, хлебом спасёмся...» И ставил новую избу.
Хлеба ни куска — так и в тереме тоска, а хлеба каравай — так и под елью рай.
В старину пекли хлеб в каждом доме. Пока хозяйка хлеб не выпечет, никто об обеде не думал: хлеб ждали. На печь садиться, пока там хлеб, грешно1 было: хлеб испортится.
Худ обед, коли хлеба нет.
Когда на пороге появлялись гости, они кланялись приветливо хозяевам и говорили так: «Хлеб-соль!» Значит, добра желали и достатка.
Где хлебно да тепло, там и жить добро.
Но того, кто сам хлеб не растил, а любил за чужой счёт поживиться, народ не любил. Такому человеку за столом места не было.
На чужой каравай рот не разевай.
Хорошей хозяйке, которая вкусный хлеб испекла, улыбкой гостей одарила и вкусным обедом всех накормила, люди платили доброй прибауткой:
За хлеб, за соль,
За щи с квасом,
За лапшу, за кашу,
За милость вашу —
Благодарим!
Валентина Толмачёва
а) чтение текста Валентины Толмачевой «Хлеб, хлебец, хлебушко…» хорошо читающими учениками (стр. 91-92 уч.);
б) словарная работа:
Изба – деревянный крестьянский дом,
Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с высокой крышей.
Грешно - здесь: заслуживает осуждения, порицания.
в) чтение статьи учащимися «цепочкой»;
г) беседа:
- Какое отношение к хлебу выразил народ в пословицах и поговорках?
д) работа в парах:
- Сейчас каждая пара выберет себе любую понравившуюся пословицу и попытается ее объяснить (как вы понимаете смысл той или иной пословицы?).
4. Стихотворения детей «Что такое хлеб»
Только снег сошел в апреле
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб».
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб».
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб».
Тесто тужится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
Вот он - хлебушко душистый,
Вот он - теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем – здоровье наше, силы.
В нем – чудесное тепло
Сколько рук его растило
Охраняло, берегло
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,-
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
- Действительно, чтобы вкусный свежий хлеб попал на наш стол, трудится много людей разных профессий. О некоторых из них мы сейчас вспомним.
5. Физкультминутка «Хоровод».
(Дети)К гимназистам на машине
Каравай приехал ныне
В круг вставай, каравай,
Кого хочешь – выбирай
(Каравай)Пекаря!
Он не грел на печке бок –
Каравай ребятам пек.
(Дети)Пекарь, с нами поиграй,
Кого хочешь, выбирай.
(Пекарь)Мельника!
Не молол он чепуху,
А смолол зерно в муку
(Дети)Мельник, с нами поиграй,
Кого хочешь, выбирай
(Мельник)Хлебопашца!
Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и жал.
(Дети)Хлебопашец, в круг вставай,
Кого хочешь, выбирай.
(Хлебопашец)Рабочего!
Он приехал к нам с дарами:
Тягачами, тракторами
(Рабочий)А награда – урожай.
Всех на праздник приглашай
Слава урожаю в закромах!
Слава караваю на столах!
Слава натруженным рукам!
Слава труженикам!
VI. Закрепление и осмысление знаний
- Как нужно относиться к хлебу? (ответы детей).
Но, к сожалению, не все об этом помнят и не всегда уважительно и бережно относятся к хлебу. Давайте с вами обратимся к рассказу Марии Глинской «Хлеб», который вы читали дома.
ХлебМама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу. Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»
-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».
Дядя Матвей строго посмотрел на мальчика и сказал:
«Десятки людей трудились, выращивали хлеб, а ты хлеб в грязи топчешь».
Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался...»
Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.
Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».
- Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.
И куда же теперь хлеб девать?
В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.
Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: «Давай еще! Ах! Ах, как вкусно».
М. Глинская
а) чтение рассказа по ролям;
б) беседа по содержанию:
- Почему Гриша бросил хлеб на землю?
- Как бы ты поступил на месте Гриши?
- Что сказал мальчику дядя Матвей?
- Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?
- А теперь давайте вернемся к вопросу, который мы задали в начале урока: «Почему люди так почитают и уважают хлеб?»
- Как можно беречь хлеб? (не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдать птичкам или другим животным).
- Подберите из перечисленных пословиц ту, которая, на ваш взгляд, отражает основную мысль рассказа «Хлеб».
Не трудиться – хлеба не добиться.
Хлеб на столе – мир в доме.
Кто хлеб обижает, того люди не уважают
VII. Итог урока
1 уч.Хлеба к обеду в меру бери,
Хлеб – драгоценность, им не сори!
2 уч.Каждому знакомыМудрые слова:
Хлеб – хозяин дома,
Всему он голова!
3 уч.Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
- Что вы узнали нового и чему научились на уроке?
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Домашнее задание:
Учебник: стр. 91-92 чит.
I группа – подобрать пословицы и поговорки, загадки и стихотворения о хлебе;
II группа – вспомнить случай из жизни, связанный с хлебом и рассказать о нем (прочитать пословицы и поговорки родителям, попросить рассказать случаи из жизни).