Психологический тренинг для старшеклассников на тему «Дружба»


Психологический тренинг для старшеклассников на тему «Дружба»
Цель тренинга : повышение сплоченности в коллективе, развитие коллектива как целостного группового субъекта.
Задачи тренинга:
1) Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;
2) Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;
3) Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;
4) Развитие эмоционального сопереживания;
Структура тренинга:
Вводная часть - знакомство «Наши имена»
Игра «Невидимая связь».
Групповая работа
Игра «Оборотни из леса Дружбы»
Рефлексия: «Отпечатки Дружбы»
Материалы и оборудование: : листы А4, ватман, кисточки, краски, нитки, жетоны, ручки, карточки с заданиями.
Ход тренинга
Организационный момент: Здравствуйте! Меня зовут (ФИО) психолога. Сегодня темой нашего тренинга является «Дружба», цель формирование понятия «дружба», умение находить друзей, формировать представления о качествах необходимых в дружбе.
Правила тренинга: Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.
Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
Недопустимость перехода «на личности». Следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.
«Обратная связь». Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.
Вводная часть:
Упражнение 1. На знакомство: «Наши имена»
Группа стоит в кругу. Сначала все громко говорят: «Здравствуйте», затем, каждый по очереди делает шаг вперед и произносит своё имя в той форме, которая ему самому нравится. После этого по сигналу ведущего все тоже делают шаг к центру и повторяют его имя. Сам участник не двигается и молча наблюдает.
Спасибо всем, продолжим.
Упражнение 2. Игра «Невидимая связь».
Цель: Формирование навыка согласовывать свои действия, мысли с другими,
Оборудование: моток прочных толстых нитей.
Участники встают в круг на расстоянии вытянутых рук и закрывают глаза. Сам ведущий заходит внутрь круга и рассказывает вводную историю.
Много лет назад на земле жил мудрец, который долгие годы провел сначала в путешествиях по всем удивительным городам и весям, а затем посвятил годы размышлениям о сущности человеческой. И сплел мудрец длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой чудесной тончайшей нитью.
Ведущий рассказывает историю и обходит участников, вкладывая каждому в руки нить. На последнем участнике ведущий отрезает нить и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.
Воистину, нить была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.
Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая её тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно становился «узловатым». Но, главное, у каждого появилась способность протягивать нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами.
Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет её на себя. Она натянется, и будет резать руки. Такие отношения называются натянутыми.
А если кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет это делать. Равновесие круга нарушится. Кто-то будет чувствовать более устойчиво. О таких ситуациях говорят: он тянет одеяло на себя.
Некоторые люди предпочитают надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать? Ощутили, как больно нить режет шею? В подобных ситуациях говорят: посадил себе на шею.
Разные эксперименты можно проводить с этой нитью. Многие люди даже посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, наденут на шею, или вообще отпустят.
Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех нас будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой своего тела.
Вопросы для обсуждения:
каковы были ваши впечатления от соприкосновения с чудесной нитью, подарком мудреца?
что было легко, что трудно в этой игре?
чему эта игра может научить команду?
Ощущение невидимой связи помогает установить доверительные отношения в команде, комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком состоянии находится нить: натянутом или свободном. Экспериментируя с натяжением нити, мы символически проживали различные типы взаимоотношений друг с другом. Главное, не смотря ни на что, уметь восстанавливать комфортное состояние нити.
Основная часть:
Упражнение 3. Групповая работа
Цель: разогрев к дискуссии о дружбе; формирование понятия о наиболее ценимых человеческих достоинствах, о значении дружбы и о тех качествах которые необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы, формирование навыка согласовывать свои действия с другими и обучение сотрудничеству в коллективе.
Оборудование: карточки с заданием, листы А-4, ручки.
Делимся на три команды. Одна команда пишет пословицы-поговорки про дружбу (10 пословиц). Вторая команда пишет качества друга: «Каким должен быть друг?»(20 качеств), а третья решает педагогическую задачу: Петя с Колей очень хорошо дружили, они всегда были вместе, помогали друг другу, и радовались успехам товарища. И вдруг они поссорились. Ребята попытались выяснить причину ссоры и помирить их. «Какое ваше дело?»-ответил Петя, а Костя молча отвернулся.Правы ли мальчики?
Что может сделать коллектив?
Дополнительные вопросы всем( небольшая дискуссия):
- Что для вас значит дружба?
- Может ли быть так, что у человека, есть несколько приятелей и ни одного друга?
- Что надо делать, чтобы найти друга?
- Скажите, есть ли у вас качества, необходимые в дружбе?
Упражнение 4. Игра «Оборотни из леса Дружбы»
Цель: умению совместно решать поставленные задачи;
История:
Жители деревни недалеко от леса Дружбы на диком-диком востоке страны с недавнего времени стали жертвой оборотней. Чтобы выжить, они должны покончить с этим злом как можно скорее.
Цель игры:
-для мирных жителей – уничтожить всех оборотней;
-для оборотней – уничтожить всех мирных жителей;
Персонажи:
Оборотни
Каждую ночь они съедают одного жителя. В дневное время они скрывают свою истинную сущность, чтобы избежать наказания прикидываются мирными жителями. В игре может быть от 2 до 5 оборотней (в зависимости от количества игроков).
Распределений ролей для простой версии игры:
- 2 или более оборотней;
-предсказательница;
- 5 или более мирных жителей, один из которых вождь.
Мирные жители
Каждую ночь кого-то из них съедают (переворачивают его карточку). Этот игрок выходит из игры. Выжившие собираются утром и пытаются вычислить оборотней. После дискуссии они голосуют за смерть кого-то, кто подозревается как оборотень. Тот, кому они выносят приговор, выбывает из игры. Им может оказаться как оборотень, так и житель (если собрание ошибочно посчитало его оборотнем).
Предсказательница
Каждую ночь она может раскрыть истинную сущность игрока на её выбор, то есть жестом попросить ведущего открыть для нее чью-либо карточку. Она, как и все жители, смертна и может быть съедена вампирами.
Советы ведущему:
-Вы играете ключевую роль: от Вашего таланта зависит атмосфера игры. Не стесняйтесь создать напряжённость в игре, когда Вы называете жертву оборотня. Поддерживайте дискуссию.
-Когда Вы говорите, будьте внимательны, чтобы не выдать личность персонажа другим игрокам.
-Ночью, когда Вы обращаетесь к персонажу, не говорите в его сторону, иначе другие игроки поймут, где он сидит. Перемещайтесь по аудитории.
-Если оборотни не могут выбрать жертву, тем хуже для них, этой ночью никто не будет убит.
-Если играют с Маленькой девочкой, игроки не должны опускать головы и закрывать лица руками.
-Когда Вы открываете карту для Предсказательницы, сделайте вид, что Вы открыли все карты, постукайте пальчиком по всем карточкам без исключения.
-Сделайте полный круг вокруг игроков, чтобы подать знак Влюблённым.
Рефлексия:
Упражнение 5. «Отпечатки Дружбы»
Цель: Закрепление позитивных эмоциональных впечатлений о тренинге.
Оборудование: Для этого упражнения нам необходимы краски, ватман.
Красим руку тем цветом, каким вы видите дружбу, для кого то она видится с хорошей стороны, одним с плохой, ведь есть не только идеальные отношения, но и предательство, измена со стороны друга, давай те мы отметим это на своих ладошках. И каждый расскажет о своем цвете, что он означает для них, с чем они его ассоциируют. Затем на ватмане все вместе отставим свои отпечаток дружбы Напишем свои имена и, никогда не будем забывать о таких качествах дружбы. . Поздороваемся со всеми и посмотрим какой цвет у нас получиться.
Приложение
Пословицы-поговорки про дружбу.
Каким должен быть друг?
Педагогическая задача:
Петя с Колей очень хорошо дружили, они всегда были вместе, помогали друг другу, и радовались успехам товарища. И вдруг они поссорились. Ребята попытались выяснить причину ссоры и помирить их. «Какое ваше дело?»-ответил Петя, а Костя молча отвернулся.
Правы ли мальчики?
Что может сделать коллектив?