Занятие мастер-класс по теме Лимерик


(Слайд 1)
- Уважаемые коллеги, начинаем наш мастер-класс.
Жил старик на развесистой ветке.
У него были волосы редки.
Но галчата напали
И совсем общипали
Старика на развесистой ветке.
- Странное произведение? Вот такие же примерно произведения лежат у вас на столах. Я прошу вас, прочитайте их, пожалуйста. Одно наиболее понравившееся прочтите вслух.
- Пожалуйста. (Зачитывают по одному от группы)
- Уважаемые участники мастер-класса, попробуйте в своих группах обсудить, в чём необычность этих странных произведений.
(Обсуждают)
- Уважаемые коллеги, я думаю, что вы уже готовы.
(повторяющиеся слова в начале и в конце; нет смысла, какая-то бессмыслица; 5 строчек, обычно 4; первая строчка рифмуется со второй и пятой, а третья с четвертой)
(Слайд 2 )- Это литературный жанр – лимерик.
Своё название он получил от названия ирландского города Лимрик. Но в русском языке его принято читать как Лимерик. Придуман этот жанр был достаточно давно Эдвардом Лиром и существует уже более 130 лет.
Лимерики – это короткие стихотворные произведения, состоящие из пяти строк, в которых действительно нет никакого смысла. Даже сам Лир называл их бессмыслицами. И поэтому первая книга, которая была издана Эдвардом Лиром с лимериками, называлась «Книга Нонсенс», что переводится как «бессмыслица», «чепуха».
Первые свои лимерики Эдвард Лир создавал для внука графа Дерби, внука которого он обучал рисованию, и все сюжеты этих лимериков были направлены на то, чтобы потом их изобразить. Вот такие странные рисунки получались у Эдварда Лира на сюжеты таких же странных «стишков».
(Слайд 3 )Проживала девица в ПарижеИ вела себя тише и тише,На вопрос: "Вы - немая?""Э-э-э" отвечая.Всем она надоела в Париже!
- Как вы думаете, а зачем нужны подобные произведения? (для развлечения; показать навык новый стихосложения, выделиться)
- На самом деле эти произведения создавались для того, чтобы развлечь себя или целую компанию. Самое интересное, что в настоящее время лимерики стали популярными, и многие люди, которые в общем-то далеки от стихосложения, пытаются создавать подобные произведения.
И мы с вами тоже сегодня попробуем оказаться в такой весёлой компании, создающей какой-то свой лимерик. Поскольку мы находимся здесь, то я приготовила первую строчку лимерика, которая соответствует нашему местонахождению.
Жил учитель один в Ломове…
- Но прежде, чем создавать лимерик, давайте рассмотрим то, что вам необходимо знать, структуру, чтобы его создать. На что надо обращать внимание?
(Речь идёт о каком-то месте, где находится кто-то. Обязательно в первой строке указывается место, где находится герой. В следующих двух строчках должно происходить какое-то действие. Причём оно может быть довольно странное. В последней строке последнее слово обязательно должно быть такое же, как и последнее слово в первой строке.)- Теперь, зная эти правила, попробуйте сочинить лимерик к первой строчке «Жил учитель один в Ломове…»
Работа в группах. Прослушивание лимериков.
- А скажите мне, есть ли в русском фольклоре что-то похожее на эти произведения?
(ответы)
- Наибольшее совпадение по критериям содержания и языковых средств отмечается между лимериками и небылицами.
Небылица и лимерик – краткие литературные формы, которые можно отнести к жанру веселой чепухи.
- Где же вы можете применить знания, полученные на данном мастер-классе? Для чего? (на уроках развития речи, в конкурсах; для развития творческих способностей, воображения, поднятия настроения)
- Я думаю, что лимерики также можно использовать для поднятия настроения. А хорошее настроение – это тоже залог здоровья.
- Спасибо за внимание.