Презентация по русскому языку на тему Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку


Системно-деятельностный подход в обучении русскому языкуЧерных Л.И., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 175» Цель опыта: моделирование системы работы учителя - словесника, обеспечивающей реализацию системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку Методические задачи: - изучить и проанализировать состояние проблемы  в педагогической теории и практике; - осуществить отбор методов и приёмов работы по применению системно-деятельностного подхода конкретно с учётом специфики предмета «Русский язык»; - разработать систему заданий в соответствии с системно-деятельностным подходом; - определить способы диагностики и показателей достижения результатов.   Теоретические основы технологии деятельностного метода: 1) принцип деятельности; 2) принцип непрерывности; 3) принцип целостности; 4) принцип минимакса; 5) принцип психологической комфортности; 6) принцип вариативности; 7) принцип творчества. Методологические основы:Идеи деятельностного подхода («учение через деятельность»)- Д.Дьюи, Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др.;технология личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская);идеи развивающего обучения (П.Я.Гальперина, Л.В Занкова, В.В.Давыдова );технологии проектной и исследовательской деятельности.  Технология  опыта1. Мотивирование к учебной деятельности. 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.3. Выявление места и причины затруднения.4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).5. Реализация построенного проекта.6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.8. Включение в систему знаний и повторение.9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Метод беседаУсловия1) примеры для наблюдений по возможности записываются на доске заранее;2) они должны быть достаточно лаконичными и насыщенными изучаемым материалом;3) оформление записи должно быть предельно наглядным, ярким;4) с целью экономии времени вопросы следует формулировать кратко и ясно, четко и конкретно. ПримерНесчастье обрушилось на нас.Не счастье, а беда подстерегла товарищей.а) какое слово используется в обоих предложениях;б) укажите, чем отличается слово во втором предложении от первого;;в) сделайте вывод о правописании не с именем существительным в первом и втором случаях. Метод рассказаУсловия Прежде всего, необходимо научить школьников активно слушать, вникать в каждый вопрос, осмысливать его, устанавливать связи между отдельными языковыми явлениями и самостоятельно делать выводы и обобщения.Пример Сообщая правило, учитель обращается к классу с вопросами при подборе примеров, иллюстрирующих данное языковое явление. Это активизирует процесс усвоения нового материала.  Работа с учебникомУсловия Хорошо поставленная работа с учебником активизирует процесс усвоения учебного материала и, кроме того, способствует более прочному закреплению знаний непосредственно на уроке.Важно научить школьника самостоятельно работать по учебнику. Если на уроке не вырабатываются эти навыки, а практикуется лишь сплошное заучивание очередного параграфа учебника, то и знания учащихся не будут иметь должной осознанности и прочности. Пример Работа с учебником может быть активизирована следующими вопросами и заданиями:– составить план параграфа;– подобрать примеры к каждому пункту правила;– рассказать, что нового узнали из параграфа и что уже было известно;– подготовить ответы на вопросы, записанные на доске;– подготовить самостоятельный анализ таблицы, данной в учебнике, составить свою таблицу и др. Самостоятельная работа Условия Объяснение нового материала нужно планировать так, чтобы в него входило как можно больше самостоятельных заданий и дети, наблюдая, сами делали сопоставления, чтобы они подводились к самостоятельным выводам, сознательно усваивали формулировки изучаемых правил и определений. С этой целью изучение нового материала можно практиковать на материале самостоятельной работы учащихся (как метода обучения), которую они выполняли дома или в классе.Пример Перед изучением темы «Правописание н и нн в прилагательных, образованных от существительных» была предложена такая самостоятельная работа: от данных слов образовать прилагательные при помощи суффиксов, записанных в скобках:туман (-н-), авиация (-онн-), хозяйство (-енн-),камень (-н-), станция (-онн-), болезнь (-енн-).  Использование средств наглядности на урокеУсловия Особое место, как известно, отводится на уроках русского языка графической наглядности, наглядному расположению записи на доске и в тетрадях. Поэтому, готовясь к уроку, учитель продумывает проект записи на доске и в тетрадях учащихся с тем, чтобы по этой записи они могли легко сделать самостоятельный вывод или сформулировать изучаемое правило (закон, определение).Пример1. Дифференцированное подчеркивание отдельных морфем, основанное на уяснении состава слова.2. Сокращенные обозначения и цифровые пометы:а) до записи слова, например: (III, П.→ и) о радостиб) после записи слова, например: на площадке (I, П. → е)3. Ударения (либо в сочетании с дифференцированным подчеркиванием морфем, либо без него).4. Стрелки и вопросы.5. Дифференцированные подчеркивания отдельных звуков, влияющих на написание той или иной орфограммы.   Прием сравнения и организации самостоятельной работы творческого характераУсловия На первых порах этой работой руководит учитель. Но формула обобщенного правила составляется при самом активном участии ребят.ПримерПервая группа туристов сделала привал у окраины деревни, а вторая – возле рощи. Первая группа туристов подошла к деревне, а вторая – к роще.Первая группа туристов побывала в деревне, а вторая – в роще.  Создание проблемной ситуацииУсловия Привлекая старый материал в процессе изучения нового, учитель сталкивает учащихся с внешними противоречиями, возникающими между уже имеющимися у них знаниями и теми, которые нужно приобрести, чтобы решить поставленную познавательную задачу, и направляет работу мышления и памяти ученика на решение возникшего затруднения. Пример Просклонять в тетрадях существительные женского рода на– а, – я (например, родина, воля). При этом обращается внимание учащихся на дательный и предложный падежи (к родине, к воле, о родине, о воле). Дети устанавливают, что в обоих случаях в дательном и предложном падежах следует писать окончание – е. И тогда звучит вопрос:– А если мы возьмем другое слово I склонения, например партия, – говорит учитель, – подойдет ли к этому случаю известное нам правило о правописании падежных окончаний существительных I склонения на – а, – я?  СопоставлениеУсловия Возможность для правильного сопоставления должна создаваться уже во вступительной беседе: из пройденного следует привлекать такой материал, с которым можно сопоставить основные положения нового материала. Пример Перед изучением темы «Правописание о и е в окончаниях существительных после шипящих» необходимо вспомнить правописание о и е после шипящих в корне слова. Сопоставив эти правила, дети уясняют, от чего зависит постановка о и е после шипящих в корне, а от чего – в окончании. В дальнейшем весь этот материал послужит базой для более широких обобщений.  Алгоритмизации учебного материалаУсловия В основе приемов должны лежать мыслительные операции анализа и синтеза. Очень важно обучать школьников «технике мышления», сформировать у них умения и навыки аналитико-синтетической работы. Поэтому при усвоении нового материала необходимо четко планировать логические операции, так как именно овладение системой операций формирует у ученика рациональные умственные действия, а следовательно, и «интеллектуальные» навыки в целом. ПримерСоставление алгоритма действий при решении орфографических задач: Приставки на –з,-с.а) ученик находит корень,б) выделяет приставку на з(с),в) определяет характер первой согласной корня,г) делает вывод о правописании искомой орфограммы.(Пример рассуждения: раскинулся – корень – ки-, приставка на з(с), стоит перед глухим согласным звуком корня, следовательно, на конце приставки пишем букву с.)  Метод проектов Условия Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель.Пример Тема 1.« Соблюдение орфоэпических норм пятиклассниками школы»; тема 2 «Использование фразеологизмов в речи пятиклассников и их родителей»; тема 3 «Контекстные синонимы (по произведениям, изучаемым в курсе литературы 5 класса)». «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…» 02.02.2016А. Дистервег