Конспект интегрированного урока ИЗО и информатики и ИКТ (5 класс) Тема: Жостовскиq поднос.

Конспект интегрированного урока ИЗО и информатики и ИКТ (5 класс)

Тема: Жостовские поднос.
Цели урока:
Обучающая: знакомить детей с историей художественного промысла производства подносов Жостово, с разнообразием форм подносов и вариантами построения композиций с помощью интерактивной доски, закрепить навыки работы в графическом редакторе; познакомить детей с основными функциями и интерфейсом редактора "PAINT".
Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к предмету, родной культуре , традициям.
Развивающая: развивать творческую и познавательную активность обуч-ся, фантазию, художественный вкус
Планируемые результаты:
Личностные результаты: отработка навыков самостоятельной работы в и работы в парах, формирование интересов к новому материалу, эстетического вкуса, самостоятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: ставить учебную задачу, учиться отличать верно выполненное задание от неверного, планировать свои действия, давать самооценку своей работе.
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, преобразовывать информацию из одной формы в другую, самостоятельно выполнять творческие задания, проводить анализ, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Предметные результаты: получить представление о Жостовском подносе.
Межпредметные связи: геометрия, география, литература.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Хронометраж урока.
1.
Организационный момент
1 мин.

2.
Проверка домашнего задания, повторение и постановка цели занятия перед учащимися
5 мин.

3.
Теоретическая часть
13 мин.

4.
Физкультминутка
1 мин.

5.
Техника безопасности за рабочим местом
1 мин.

6.
Практическая часть
15 мин.

7.
Домашнее задание
2 мин.

8.
Итог урока
2 мин.

9.
Рефлексия
1 мин.



Ход урока.
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня будет необычный урок. У вас не будет красок, кистей, баночек. Работу вы выполните не на привычном альбомном листе. Прежде, чем выяснить тему урока, цели, рассмотрим картинки на сладе, а я задам вам вопросы. Мы изучаем народные промыслы России, а вы знаете почему их называют народными.
Ответы детей.
Учитель: Да, потому их народ придумал, название происходит от деревень и сёл России.
Посмотрите и определите название глиняных игрушек и других изделий.
Ответы детей.
Учитель: Да. Это Каргопольская, Дымковская, Филимоновская игрушка и Гжельская посуда.
Рассмотрите картинки и определите какой предмет изображен. (Сл.№1)
Круглые, железные, В хозяйстве полезные. Черные, желтые, красные, Удивительно прекрасные! (поднос)
Может кто – то из вас знает, о каком конкретно подносе идет речь.

Венки цветов, букеты роз – их аромат неувядаем. Ах, это жостовский поднос благоухает русским чаем.

В ответе таится тема урока.(сл.№2)
Ответы детей.
Учитель. Да. Это жостовский поднос. Тема урока. Ребята, а какие наши цели урока. (сл.№3)
Ответы детей.
Учитель: Правильно. Как мы не имея принадлежностей сможем нарисовать жостовский поднос. Может есть какие – то версии.(сл.№4)
Ответы детей.
Учитель. Ребята вы правы. Поможет нам современная техника. Работать в будете на компьютере и поможет нам в этом учитель информатики Венера Ибрагимовна.
Но сначала нам необходимо выяснить все о жостовских подносах. Работаем все, учебник тоже необходим, чтобы находить нужную информацию.(сл.№4)
В 17 веке в Россию купцы привезли впервые чай, до этого пили разные напитки. Чайный напиток россиянам очень понравился. Чаёвничали дома, а также в «чайных», а вот чай и угощение приносили гостям, как вы думаете на чём? Сл.№5)
Ответы детей.
Учитель: Молодцы, правильно на подносах. Находится Жостово под Москвой. (сл.№6)
Ответы детей.
Учитель: Из какого материала делают подносы.
Ответы детей.
Учитель: Да, они действительно металлические, а роспись делается масляной краской. Ребята, а формы подносов могут быть разные? Да они разнообразные по форме, какие геометрические формы они вам напоминают.(сл.№7)
Ответы детей.
Учитель, А что изображают на подносах( работа с учебником)
Ответы детей.
Учитель. Да чаще всего изображают цветы, но и фрукты также являются популярным изображением. Расположение цветов и фруктов имеют определенную композицию. Рассмотрим их на слайде.(№ 7)
Посмотрите, на какие геометрические фигуры похожи цветы и фрукты. Все предметы окружающие нас похожи на геометрические фигуры и формы, стоит только приглядеться.
Ответы детей.
Учитель: Верно. Это круг, овал и другие.(№8)
А теперь ребята рассмотрим поэтапно роспись подноса. Найдите в учебнике. (сл.№ 10)
Замалевок. Начало и основа композиции будущего узора.
Тенежка .Следующий этап росписи после замалёвка.
Прокладка. Уточнение деталей, высветление.
Бликовска. Наложение бликов.
Привязка. Букет как бы привязывают к фону, вырисовывая мелкие травинки и усики.
Уборка. Украшение борта подноса, с помощью геометрических фигур или растительных узоров ( Сл. № 10- 16)
(Сл.№11) общая картинка.
Отметить детей, кто хорошо отвечал на устные вопросы.
Перед началом работы на компьютере выполняется физкультминутка.
А теперь ребята вы будете выполнять практическое задание, а поможет вам Венера Ибрагимовна. Дальше выполнение задания в графическом редакторе.
Учитель: Здравствуйте ребята! Продолжаем наш урок.
Учитель: Вторая часть нашего урокапрактическаяИнтересуюсь темой урока и узнаю у детей, что нам может помочь при выполнении практической работы
Ответы детей: компьютер и программа «Paint»
Учитель: Что мы должны знать приступая к работе за компьютером?
Ответы детей: Правила поведения в классе и за рабочим местом.
Учитель: Тест по ТБ.
Вариант 1
Входить в кабинет без разрешения учителя
Можно
Нельзя
Заходить в класс спокойно, занимать свое место
Можно
Нельзя
Находится в кабинете в верхней одежде
Можно
Нельзя
При обнаружении неисправностей компьютера сообщить учителю
Можно
Нельзя
Приступать к работе на компьютере после разрешения учителя
Можно
Нельзя


Вариант 2
Прикасаться к проводам питания и разъемам соединительных проводов
Можно
Нельзя
Пытаться самостоятельно устранить обнаруженную неисправность компьютера
Можно
Нельзя
Включать игры и другие программы не относящиеся к уроку
Можно
Нельзя
Работать на компьютере грязными или мокрыми руками
Можно
Нельзя
Нажимать на клавиши мягко, без особых ударов
Можно
Нельзя

Учитель: Зачет от 3-5 правильных; в остальных случаях не зачет.
Учитель: Учитель напоминает, как производится запуск программы Paint. Каковы Функции графического редактора?
Ответ детей:
создавать рисунки из графических примитивов;
применять для рисования различные цвета и кисти (т.е. использовать линии различной ширины и конфигурации);
перемещать фрагмент рисунка по экрану;
“склеивать” один рисунок с другим;
увеличивать фрагмент рисунка для того, чтобы прорисовать мелкие детали;
добавлять к рисункам текст.
С помощью какого инструмента мы работаем в Графическом редакторе.
Ответ детей: Мышь.
Задание: Установите соответствие названия элементов структуры окна:












Один ученик выполняет задание у доски. Остальным розданы карточки
Названия элементов структуры окна. Сверяем.
Учитель: Напомните из каких основных этапов состоит роспись жостовских подносов:
Ответы детей:

Замалевок. Начало и основа композиции будущего узора. (заливка, наносим с помощью геометрических фигур изображение фруктов, цветов)
Тенежка .Следующий этап росписи после замалёвка. ( с помощью распылителя добавляем «тень»)
Прокладка. Уточнение деталей, высветление.( с помощью заливки добавляем цвет )
Бликовка. Наложение бликов. (распылителем работаем)
Привязка. Букет как бы привязывают к фону, вырисовывая мелкие травинки и усики.
Уборка. Украшение борта подноса, с помощью геометрических фигур или растительных узоров.
Учитель: Предлагаю выполнить задание в парах. По окончании выполнения практического задания: смотрят работы, дают оценку работам товарищей.
Работа детей: Общая картинка




















Спрашиваем ребят все –ли получилось у детей и просим высказаться некоторых ребят конкретно, что получилось, что не получилось, как было работать в паре.
Учитель: Ребята подведем итог урока.
Какие геометрические формы вы использовали , выполняя рисунок?
В чем особенности жостовской росписи?
Назовите основные формы подносов?
Какие изображения рисуют мастера на подносах?
Рефлексия: Ребята, поднимите руки, кто считает, что справился с заданием. Кто хочет высказаться.
Ответы детей.
Д.з. Найти в интернете изделия народных мастеров, где изображаются цветы и фрукты, ягоды. РТ№141
Рисунок 115