Конспект урока «Традиции, обычаи и кухня народов Земли Пестравской»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Пестравка
муниципального района Пестравский Самарской области






Конспект урока

«Традиции, обычаи и кухня народов Земли Пестравской»









Выполнила учитель высшей категории
Коренченко Татьяна Ивановна






Пестравка 2016
Отдельный человек слаб,
как покинутый Робинзон:
лишь в сообществе с другими
он может сделать многое.
(Шопенгауэр)


«Традиции, обычаи и кухня народов Земли Пестравской»
ЦЕЛЬ УРОКА: формировать представление учащихся о единении народов разных национальностей населяющих «Землю Пестравскую», приобщение учащихся к традициям народной культуре, к творчеству народов, кухне через совместную научно-поисковую и творческую деятельность.

ЗАДАЧИ:
образовательные:
Раскрыть многообразие культур населения родного края. Познакомить с традициями народов Пестравки.
Закрепить отношение к своей «малой Родине» как части большой и неделимой России.
развивающие:
- развивать умения работать с разными источниками ЭОР и ЦОР, создавать презентации по теме, готовить сообщения.
- представлением музыкальных и литературных номеров развивать творческие способности учащихся .
- формировать интерес к предмету география населения .
воспитательные: 
- воспитывать гражданственность и толерантность, уважение к культуре народов разных национальностей ;
- закреплять чувство товарищества в процессе творческой деятельности.
Планируемые результаты урока:

Предметные УУД: развивать интерес к предмету география населения и смежным с ней наукам.
Личностные: мотивация учения, формирование основ гражданской личности;
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;
осознание ответственности за общее дело;
Познавательные: обработка информации;
извлечение необходимой информации из различных источников;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Оборудование урока:
компьютер, интерактивная доска, проектор, музыкальные колонки;
презентации с информацией о представляемом народе.
национальные костюмы;
национальные блюда, приготовленные участниками вечера.


Ход урока.
Организационный момент .
Актуализация темы занятия.

Звучит песня в исполнении Родина моя «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Учитель объявляет тему урока.
Задаёт вопрос какая цель сегодняшнего урока?

Учащиеся ставят цель, которая соответствует цели урока.

формирование понимания единства национальностей «Земли Пестравской».
Формирование гордости за культуру народов.
Расширить представления о быте и культуре.
Способствовать восприятию отечественных, культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим; формирование чувства гордости к национальной культуре разных национальностей.

II.Основная часть
Актуализация знаний.

Геосправка.
Версии о возникновении названия Пестравка (старое Пёстрая Травка) разнообразны  по одной из них, так кочевники называли реку Пестравочку  на её берегах росли пёстрые травы, цветы; по другой  от пёстрого состава населения.

ГЕОСПРАВКА.

В 1653-1654 годах в Пестравке осели крестьяне из Левобережной Украины. Изначально село формировалось многонациональным: северная сторона Пестравки была заселена мордвой, на южной стороне реки Пестравочки селились беглые крестьяне из русских, центр занимали русские и немецкие ремесленники, в конце излучины Большой Иргиз поселились украинцы. В 1787-1793 годах в селе был построен храм во имя Николая Чудотворца, до наших дней не сохранившийся.

III. Рефлексия

Краткое представление по плану:
- представление национального блюда
- представляют национальный праздник
- инсценируют или рассказывают про обычай народа, национальную игру.
- выступление с использованием национального языка (песня,стихи,пословицы
- представление национального костюма

Выступление творческих групп:

«Представители мордвы».
- рассказывают о мордовском народном обычае.

Праздники и традиции мордвы.
Все праздники у мордвы связаны с их хозяйственными занятиями. Праздники начинались с гуляний молодежи в рождественские дни. Накануне рождества пекли пироги в форме коня и лепешки – колядашки. На празднике присутствовали ряженые, среди которых обязательно был медведь.
На Масленицу (ивавань морот) катались на лошадях. Считалось, что если этого не сделать, то божество двора может рассердиться, защекотать лошадей и они отощают.
В день рождения ребенка проводили обряд, во время которого хлеб поднимали над головой и просили богиню земли и урожая о счастье и здоровье ребенка. Колыбель для ребенка делал дед со стороны матери. При первой укладке ребенка в колыбель туда клали принесенные им пироги и лепешки.
У мордвы существует представление, что души умерших предков, присутствуют в доме на всех важных событиях. В великую субботу для поминовения родичей готовили квас предков, собирался весь род, зажигали родовую свечу предков.

-о чём эта морддовская пословица

Одной рукой трудно и узел развязать. (Мордовская пословица)
- видео-мордовия
-представляют традиционное блюдо мордовской кухни, объясняют историю его возникновения; называют мордовские фамилии.(пампушки и цемарат-мордовские пельмени).

«Представители татарского населения».

- рассказывают о татарском обычае празднования весны – «Сабантуй».
-видео Сабантуй

- Представляют элементы национального костюма.
- Поводят игру для девушек с Сабантуя «Перенеси яйцо в ложке».
-исполняют танец татар данц
-представляют блюда (чак-чак и кыстыбый).

«Представители армянского населения».

В Армении есть пословица «Гость от бога», армяне исключительно гостеприимный народ.

У русских и армян есть  общий путь -
Путь дружбы, и с него нельзя свернуть.
Народы вместе сквозь века прошли
Богатство в дружбе этой обрели.
У нас огромная страна,
Народов братство и религий.
На веки  дружба нас сроднила
Мы вместе - в этом наша сила. (Погорелова Г.А.)

-презентация-Армяне

-национальные блюда(лаваш,далма)

«Представители чувашского населения».
-видео праздник Акатуй

- представляют чувашский костюм (на экране), рассказывает о народном празднике Акатуй.
- рассказывают народные прибаутки на чувашском языке.

-видео чувашский танец
-представляют чувашские блюда (хуллу-курник, ватрушка с картофелем)

«Представители украинского населения».
- рассказывают о обычае празднования весны – коляды
-видео коляды
-национальная песня Несе Галя воду
- Представляют элементы национального костюма.
-представляют блюда

«Представители русского населения».
- рассказывают об одном из русских народных праздников или обычаев (Пасха, с демонстрацией слайдов);
- просят назвать самые известные национальные блюда русской кухни
-угощают блинами
-видео Ох, блины..
-русский перепляс учащихся в костюмах переходи в хоровод затем в игру ручеёк
- спросить у детей, с какими жанрами устного народного творчества они знакомы.) Это и песни, и потешки, и пестушки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.).

-учащиеся показывают народные костюмы
-начинают народную игру ручеёк (учитель включает Русский хоровод)

IV. Итоги урока.

Учитель предлагает выразить свою оценку уроку и собрать «плоды знаний» в корзину( учащиеся собирают яблоки,если урок принёс плоды знаний –яблоко красное, если нет –яблоко зелёное).
При отсутствии яблок, приготовленные самоклеящиеся, плоды красного или зелёного цвета, наклеиваем на «дерево знаний».
Учащиеся исполняют один куплет песни «Родина моя».
Заключительно слово учителя, четверостишие о дружбе народов России.
Чаепитие: подведение итогов о полученной информации, о принадлежности самих учащихся к этим народам.
Анкетирование учащихся (проведено на следующий день).

V. Домашнее задание:
Выбрать одно из заданий.
-подготовить презентацию «Сколько людей живёт на Земле»;
-сочинить стихотворение «Человек на планете Земля»;
-составить кроссворд или викторину по теме «Традиции, обычаи народов Земли Пестравской» (25 знаков).



 Список ресурсов и литературы.
1.     Народы мира. Историко-этнографический справочник, Москва, «Советская энциклопедия», 1988г.
2.     Самарская область (география и история, экономика и культура) Учебное пособие, Самара 1996г.
3.     В.В. Николаев «История предков чувашей. 30 в до н.э.-15в н.э., хроники событий». Чебоксары, 2005 год.
4.     В.П. Тимашев « Наша история» ООО « Офорт» 2005 г.
5.     «Этносы Самарского края». Самара 2003г.
6.     Артур Моро « Степан Эрьзя». Саранск 1997г.
7.     Использование материалов Музея  М.И. Чувашева в с. Старая Шентала.
8 Национальная Украинская кухня [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 33.html
9.     [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
12. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]












Тест “Хороший ли вы друг”
1) Вы знаете много забавных историй об одном из своих приятелей. Как вы поступите:
а) расскажите их другим людям;
б) расскажите, не назвав имени;
в) оставите при себе?
2) Ваш друг часто берёт что-либо взаймы, но никогда не возвращает взятую вещь.
Сейчас он хотел бы взять дорогой прибор. Как вы поступите:
а) дадите его;
б) скажите, что его у вас нет;
в) откажите, объяснив причину?
3) Друг случайно разбил ваши часы. Как вы поступите:
а) скажите, что и без того собирались купить новые;
б) попросите оплатить стоимость часов;
в) откажитесь от новых часов, но устроите маленький скандал?
4) Ваш друг поддерживает отношения с человеком, которого вы не любите. В таком случае:
а) прекратите видеться с другом;
б) ничего не скажете и будете продолжать дружеские отношения;
в) скажите другу, что он должен выбрать между вами и другим?
5) Чувствуете, что у вашего друга скоро будут большие неприятности. Тогда вы:
а) порвёте отношения с ним, чтобы не пострадать самому;
б) откровенно поговорите с ним;
в) продолжите дружбу как прежде?
6) Считаете, что настоящий друг должен:
а) делиться вместе с вами всем;
б) говорить только то, что хочет;
в) оставлять свои мысли и проблемы при себе?
7) Вам известно, что другу нужны деньги, а у вас их достаточно, чтобы ему услужить. Вы говорите:
а) “Возьми их, доставишь мне удовольствие”;
б) “Вспомни, сколько раз ты мне помогал. Моя услуга ничто в сравнении с этим”;
в) “Перебьёшься! Надо экономить!”
8) Курсив как вы поступите, если хотите занять деньги у друга:
а) намекнёте издалека;
б) попросите взаймы;
в) ничего ему не скажите?
9) Ваш друг купил одежду, которая, как вам кажется, ему не подходит. Тогда вы:
а) скажете, что она ему не идёт;
б) скажите, что она ему не идёт, и объясните почему;
в) ничего не скажете?
10) Вы считаете, что ваш друг:
а) интеллигентнее вас;
б) менее интеллигентнее, чем вы;
в) на том же интеллектуальном уровне?
Подсчёт баллов
№ вопроса
а
б
в

1
1
2
3

2
2
1
3

3
3
2
1

4
2
3
1

5
1
3
2

6
1
3
2

7
2
3
1

8
1
2
3

9
1
2
3

10
2
1
3

Результаты
21-30 баллов. Вы действительно хороший друг. Ваши друзья верят вам и восхищаются вами. С полным правом можете надеяться, что при необходимости они придут к вам на помощь. Разумеется, если и вы будете поступать так же.
15-20 баллов. У вас есть друзья, но, как большинство из нас, вы иногда не проявляете в отношениях должного понимания. Когда не знаете, как реагировать, попытайтесь поставить себя на место другого человека.
10-14 баллов. Склонны больше обращать внимание на себя, чем на окружающих. Эта ваша черта – барьер перед подлинной дружбой. Чтобы стать хорошим другом нужно проявлять больше интереса к другим людям.

Подведение итогов
Учитель.
Будьте терпимыми. Терпимый человек чаще чувствует себя в безопасности. Он склонен доверять окружающему миру. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо, не смотря на то, какой они национальности, вероисповедания.
























Дерево знаний
ПРАВИЛА ЖИЗНИ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Настойчивость в учёбе, труде, спорте.
Относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям того, чего не желаешь себе.
Относиться к людским недостаткам терпимо.
Хочешь иметь успех – выгляди так, как будто ты его имеешь.
Добросовестно относиться к учёбе.
Не опаздывать в школу и не пропускать занятия!
Добросовестно относиться к своим поручениям.
Не отказывать в помощи одноклассникам.
Соблюдать порядок и чистоту в классе и школе.
Нужно жить весело, содержательно, быть активным, творчески подходить к любому делу.
Дорожите дружбой, помните - мы коллектив!










Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315