Исследовательская работа учащегося О чем курлычут журавли (Образ журавля в мифологии народов мира и русской поэзии)


Научно – практическая конференция
исследовательских и проектных работ «Шаг в мир науки»
О чем курлычут журавли?
Секция «Литературоведение»
Выполнил: ученик 5 А класса
ГБОУ «Чистопольская кадетская школа-интернат
имени Героя Советского Союза
Кузьмина Сергея Евдокимовича»,
Копылов Михаил

Научный руководитель:
Мурашова Е.А.,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
по должности «учитель»
Чистополь, 2016
Содержание
Глава 1. Введение …………………………………………………………….… 3
Глава 2. О чем курлычут журавли? .................................................................... 5
2.1. Образ журавля в мифологии народов мира ………………………….…... 5
2.2. Символика образа журавля ……………………………………………….. 7
2.3. Образ журавля в славянской мифологии ………….……………………... 8
2.4. Образ журавля в русском фольклоре ……………………..……………… 10
2.5. Стихи русских поэтов о журавлях ……………………………………...... 12
Глава 3. Заключение …………………………………………………………… 13
Список используемой литературы …………………………………...……….. 14
Приложение …………………………………………………………………….. 15


Глава 1. Введение
О чем курлычут журавли? Почему герань называют журавлиной травой и почему бумажный журавлик исполняет желания? Почему День поэзии называют Праздником Белых Журавлей? Найти ответы на эти и многие другие вопросы мы попытались в данном проекте. В ходе исследовательской работы мы открывали для себя множество интересных фактов о жизни этой удивительной птицы. Символика журавля в культуре народов мира поражает воображение, с одной стороны, своим многообразием, а с другой, своим единством!Я убежден: Журавли – это символ бессмертия, символ свободы, благородства и независимости, символ душевного успокоения и счастья.
Цель исследования: рассмотрение особенностей воплощения образа журавля и его символические наполнения.
Задачи:
1) выяснить особенности символического содержания образа,
2) рассмотреть трансформацию образа журавля,
3) сделать подборку фольклорных и литературных произведений по теме «Образ журавля в устном народном творчестве и русской поэзии».
Объект исследования: мифы и легенды народов мира, русский фольклор, стихотворения русских поэтов о природе.
Методы исследования:
1) чтение и исследование литературы, теоретических сведений;
2) сопоставление и наблюдение;
3) обобщение и систематизация данных;
4) анкетирование;
5) подготовка текста доклада;
6) практическая работа по изготовлению оригами - бумажный журавлик.
Выбранная тема актуальна: мифология, народное творчество - любимые разделы на уроках литературы. К сожалению, объём предлагаемого материала узок, вопреки тому, что это богатейший материал для понимания мировоззрения наших предков и поэтических образов русской поэзии.
Результаты нашего труда также имеют практическую направленность: собранные материалы могут быть использованы и на уроке, и при выполнении домашнего задания, и при проведении литературных конкурсов, викторин.
Результаты анкетирования.
Нами были опрошены учащиеся 5 и 6 классов школы (38 человек).
1. Знаешь ли ты произведения, героями которых является журавль?
ДА - 25 человек (сказки «Лиса и журавль», «Журавль и цапля», стихотворение Н.Заболоцкого «Журавли»)
НЕ ЗНАЮ - 13 человек
2. В каких жанрах фольклора встречается образ журавля?
СКАЗКИ – 20 человек
ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ – 12 человек
ЗАГАДКИ – 8 человек
ПЕСНИ – 0 человек
ПРИМЕТЫ – 3 человека
Не знаю – 18 человек
3. Знаешь ли ты, почему памятник воинам-интернационалистам, что находится на центральной аллее улицы К.Маркса, называется «Летящие журавли»?
ДА – 0 человек
НЕТ – 38 человек (100%)
4. Хотел бы ты получить ответы на эти вопросы?
ДА – 38 человек.
НЕТ, мне это не интересно - 0 человек

Глава 2. О чем курлычут журавли?
2.1. Образ журавля в мифологии народов мира
Семейство журавлей – одно из самых древних на Земле: возраст этих птиц - около 60 миллионов лет, и обитали они на Земле уже в период эры динозавров. Величественных птиц любят и почитают во многих странах. Журавли играют важную роль в мифологии многих стран мира.
Так, журавль чрезвычайно почитаем на востоке. В Китае эта птица считается принцем всех пернатых существ на Земле. Китайское слово "журавль" сходно по произношению со словами "мир", "согласие", "гармония". В китайской мифологии журавли часто являются спутниками небожителей, бессмертных существ; также эта птица часто сопровождает мудрецов - даосов. Кстати, китайцы верят, что после смерти даосы превращаются в журавлей и выступают как посредники между земным и потусторонним мирами. Китайцы считают, что боги посылают журавлей на землю с определенными поручениями, поэтому убийство этой священной птицы оборачивалось бедами и несчастьями.
Журавль в Японии - священная птица. Японцы называют журавлей «людьми в перьях», величают - «достопочтенный господин журавль». Считается, что если журавли превращаются в людей, то часто они принимают облик странствующих монахов и путешествуют в поисках нуждающихся в их помощи. Есть и другие связанные с журавлями японские сказания, и везде журавли - символ чистоты, счастья, честности, готовности к бескорыстной помощи. Всюду в Японии известна легенда о раненом журавле, который обернулся красивой девушкой, вышедшей замуж за спасшего ее юношу. Девушка оказалась прекрасной ткачихой. В образе журавля она ткала удивительные ткани из своих перьев, закрывшись от всех в комнате. Когда муж подсмотрел за ней, она снова стала птицей и улетела, поэтому журавль символизирует независимость, свободолюбие.
Кроме того, и в Китае, и в Японии журавль символизирует бдительность, мудрость, преданность, честь. Согласно легенде, журавли собираются в круг для защиты своего короля, при этом одной ногой они стоят на земле, а другой сжимают камень: если журавль засыпает, камень падает и будит его.
В истории Древнего Египта первое появление журавлей в дельте Нила связано с царствованием первого фараона, объединившего Верхний и Нижний Египет в одно государство. Для жителей Кеми, как называли египтяне свою богатую страну, двуглавый журавль стал символом процветания двуединого государства. В Древнем Египте журавля почитали как птицу Солнца.
В античной мифологии журавль является спутником богов. Светоносному Аполлону журавль сопутствует в качестве весенней солярной птицы; Гермесу, богу-покровителю путешественников, он служит потому, что его крылья никогда не знают усталости; атрибутом же богини плодородия Деметры журавль стал как предвестник богатого урожая.
В греческих мифах журавли ведут себя как мудрые, благородные и милосердные создания. Они выручили из беды героя Meгapa, плывшего по волнам потопа, ориентируясь на их призывные крики.
В легенде о злодейски умерщвленном талантливом певце Ивике журавли, разоблачившие убийц одним своим появлением, и вовсе выглядят как орудие божественного возмездия.
Древние эллины связывали журавлей с идеальной страной Гипербореей, где обитали любимцы Аполлона, его жрецы и слуги - гипербореи. Величественные птицы казались грекам посланниками этого чудесного мира, летящими на крыльях северного ветра.
Журавли встречаются и в кельтской мифологии. Изображение этих птиц можно найти на монетах и многих военных доспехах: щитах, шлемах и ножницах, из чего можно сделать вывод, что журавль у северных народов был более военным символом. Полное мистическое значение этих птиц понять не удалось, но в любом случае он считался священным животным, ибо до времен самого расцвета средневековья в Ирландии существовало табу на мясо журавля.
Резко негативную оценку журавля мы встречаем лишь в индийской мифологии, где эта птица является отвратительной эмблемой лжи и коварства, аллегорией измены и предательства, гнусную сущность богини, покровительствующей низким лжецам и подлым мошенникам, выдает ее журавлиная голова.
Ученый-зооархеологи даже попытались найти объяснение повсеместному распространению «журавлиной мифологии». И, как это ни удивительно, они нашли много общего между людьми и этими птицами. В древности у людей и журавлей была одинаковая средняя продолжительность жизни - около сорока лет. И те, и другие передвигаются по земле на двух ногах и в среднем одного роста. И журавли, и люди формируют схожие социальные структуры: живут большими общинами (стаями), создают долговременные моногамные пары (семьи) и подолгу, до достижения полной самостоятельности, воспитывают детенышей. У журавлей, как и у людей, прочными являются родственные связи. И еще. Человек, одетый в костюм «журавля» и танцующий «журавлиный танец», может легко вовлечь в него настоящих журавлей... Может быть, все мы «немножечко журавли»?
2.2. Символика образа журавля
Немало интересных значений можно почерпнуть в эмблематике - дисциплине, изучающей символы и знаки принадлежности, кроме гербов и печатей. Вот некоторые наиболее известные:
1. Эмблема журавля со змеей в клюве - символ борьбы со злом, символ патриотизма: «Доставляя удовольствие своему желудку, я приношу пользу своей стране». Между журавлями и змеями существует врожденная антипатия. Журавли отыскивают змеиные норы и поедают их обитателей, тем самым очищая от змей местность, в которой они обитают. В Египте, где обитало множество змей, убийство журавля каралось смертной казнью. 2. Журавль с камнем в клюве — эмблема молчаливости и благоразумной осторожности. Древнеримский писатель Плиний Старший поясняет, что мудрые птицы спасаются таким образом от орлов — камень в клюве не дает им производить лишнего шума, способного выдать пернатому хищнику их местонахождение.
3. Журавль, из клюва которого сыпется песок, является символом молчаливости: мы должны быть осторожны в том, что говорим, где говорим, когда и кому. Это еще один образ предусмотрительности, приписываемый журавлю: «Говори только в подходящее время и в подходящем месте».
4. Однако наибольшей популярностью пользовалась эмблема журавля с камнем в поднятой лапе — символ бдительности. Журавль, вынужденный постоянно быть начеку, стоит на болоте на одной ноге, сжимая в поднятой лапе камень. В этом положении журавль может только дремать. Стоит ему погрузиться в более глубокий сон, как камень с бульканьем падает в воду и будит этого часового, постоянно и тщательно охраняющего собственную жизнь.
У этой эмблемы есть еще одно значение: духовенство, священнослужители не должны предаваться праздности и неумеренному сну. Ибо тот, кто взял на себя высокие обязанности направлять жизнь других людей, с высокой бдительностью должен следить за тем, чтобы самому не свернуть с верной дороги.
В европейской геральдике эмблема бдительности была необыкновенно популярна. Заметный след оставила она и в российской геральдике. Журавль как верный страж застыл в гербах российских дворян Анненских, Бекетовых, Беклешовых, Богаевских, Вагановых, Владиславлевых, Ивановых, Лонгиновых, Никитиных, Смирновых, Хвощинских и Шаховых.
2.3. Образ журавля в славянской мифологии
Особо хочется остановиться на славянской мифологии. Журавль не экзотическая птица для просторов нашей страны, хотя не каждый может сказать, что видел журавля непосредственно на природе - в среде его обитания. Если мысленно перенестись на несколько столетий назад, то окажется, что журавли были не просто привычной птицей для славян, но и птицей особой, символической и даже сакральной.
Прилетая в самом начале весны, журавли являлись как бы и её вестниками, что не могло не отмечаться нашими пращурами. Весна, пришедшая на смену мёртвому сезону – зиме, повсеместно отмечалась и праздновалась у всех народов. Прилёт журавлей в период весеннего равноденствия мог ассоциироваться с зарождением нового Солнца, с Ярилой – славянским богом солнца. Поэтому, наряду с животными, символизирующими божественное светило у разных народов, в частности, львом, конём, волком, был и журавль, возможно, трансформированный со временем в некоторых сказках в жар-птицу.
Недаром, слово «жеравый», несущее в себе понятия: раскалённый, жаркий, горящий, созвучно с названием этих птиц. Как пущенное со снежной горки горящее (жеравое) колесо, являлось и символом Солнца, и, одновременно, призывом к Весне, чтобы та вступила на протопленную во льду дорожку, так и журавль символизировал небесный жар и одновременно призывал своими кличами и танцами богиню жизни. "Журавль прилетел и теплынь принес" – гласит народная примета.
Без всякого сомнения, журавлиные танцы послужили примером для возникновения динамичных обрядовых плясов древних славян, которые исполнялись во время периодов молений о дожде или, как их называли, русалий.
Наверное, даже то немногое, приведённое здесь, достаточно, чтобы понять, какой почитаемой птицей был когда-то на Руси журавль. Недаром, изображение журавля в традиционных игрищах и в обрядовых действиях сохранялось долго и повсеместно. Так во время святок и масленицы является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Интересно, что славяне с удовольствием рядятся в журавля.
2.4. Образ журавля в русском фольклоре
Журавли часто встречаются в произведениях устного народного творчества. Выдающийся русский собиратель фольклора Афанасьев Александр Николаевич собрал большинство сказок в единый сборник, среди них были сказки и о журавлях.
Сказочный журавль степенный, неторопливый и умный мужчина. Он умен и хитер. Журавль оказывается хитрее лисы. В сказке «Лиса и Журавль» он наливает ей окрошки в кувшин с узким горлом и лиса остается ни с чем. В сказке «Думы» журавль, попав в одну ловчую яму с лисой, оказывается умнее ее. Ему удается обмануть мужика-охотника и улететь. Он «думает одну думу», в то время как лиса «думает тысячу думушек». Журавль не поддается панике и его спокойствие ему помогает. В сказке «Старик и сын его Журавль» Журавль становится сыном старику, который поймал его в сети. Мудрый Журавль помогает своему названному отцу, дарит ему разные полезные вещи, защищает от злой жены и учит жадного помещика. А в русской народной сказке «Как журавль лису летать учил» журавль опять оказывается хитрее лисы. Он сажает ее на спину (лиса доверчиво соглашается, как это не странно) и поднимает под небеса. Простодушная лиса говорит, что хочет научиться приземляться и журавль просто сбрасывает ее вниз.
На основе приведенных сказок можно сделать вывод: образ журавля неоднозначен, а мысль сказочных историй о зверях переходит в пословицы. Например, главную мысль сказки «Лиса и Журавль» можно передать половицей «Как аукнется, так и откликнется!», а «Журавль и Цапля» - «Несчастен тот, кто сомневается».Если журавль – редкий герой русских сказок, то пословиц об этой птице превеликое множество. Анализ пословиц и поговорок позволяет вывести основные значения понятия «журавль».
1. Журавль встарь почитался лакомством. Отсюда журавль – это нечто недостижимое, недосягаемое: Журавль не каша, еда не наша. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Журавль в небе не добыча. Журавли-то в небе, а яйца-то в дупле.
2. Журавль ходит важно, размеренно, выбрасывая вперед несогнутую ногу. Отсюда значение слова – очень важный человек в ироничном смысле, но таковым не являющийся, плохой и безответственный работник: Пошел бы журавль в мерщики – не берут, а в молотильщики не хочется. Журавль межи не знает, а через ступает.
Большое количество загадок про журавля, возможно, объясняется желанием наших предков воспитать в детях чувством особенного трепета и благоговения перед священной птицей. В иносказательной форме народ подчеркивал красоту грациозных птиц, их силу, независимость:
1. За собою уж следит,
В отражения глядит,
Так изящна длиннонога,
Эта дивная особа!
2. Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт.
Славяне, как и другие народы мира, считали журавлей посланниками божьими. Верили, что по осени журавли уносят в нездешний мир души усопших. А весной сопровождают души младенцев, которым вскоре суждено родиться. Конечно же, по отлету и прилету журавлей судили о приближении зимы и весны, строили предположения будущего. Вот почему так много примет связано с образом журавля.
Русский народ всегда почитал прилетающего весной журавля как птицу всеобщего счастья и радости. На раздолья пробуждающейся природы нередко выходила вся деревня, едва заслышав долгожданное курлыканье. К птицам обращались с просьбами о плодородии, здоровье, благополучии в семье. В старину говорили: «Ежели кто весной в первый раз увидит пару журавлей – скоро гулять ему на свадьбе». Наблюдение целой стаи птиц иногда считали знаком грядущего пополнения семейства или встречи с родственниками.
Способность птиц преодолевать огромные расстояния с недоступной человеку скоростью издревле привлекала человека. В древности птицам приписывались магические свойства. Считалось, что птицы могут принести счастье и что после смерти души усопшего переселяется в птицу. Картина дружного журавлиного отлета ассоциировалась в народе с обильным урожаем, поэтому крестьяне так внимательно относились к этому явлению и выходили прощаться с птицами.
Улетающий осенью клин журавлей, напротив, символизировал невероятную тоску по родному краю. И вправду, прощальное курлыканье журавлей никого не оставляет равнодушным, настолько явно звучат в голосах птиц нотки отчаяния и скорби. Жители деревень порой долго бежали вослед журавлиному клину и кричали: «Колесом дорога», чтобы птицы вернулись весной домой. Иногда говорили, что этими словами якобы можно задержать улетающих журавлей, а вместе с ними – и наступление заморозков.
На Руси всегда считалось хорошей приметой неожиданно увидеть в небе летящего журавля. Славяне верили, что если журавли присядут отдохнуть на поле, то смело можно ожидать от него богатого урожая.
Лицезреть танцы журавлей тоже было предзнаменованием везения и радости. Убийство журавля почиталось за большой грех. Верили, что вскоре согрешившего человека и его семью постигнут несчастья или даже смерть. На летящих птиц запрещали указывать пальцем, потому что от этого, по поверью, они могут заблудиться. В старину люди, зная места обитания журавлей, старались не нарушать их покой. Разрешалось только немного посмотреть на птиц, случайно встретившись с ними, и тихо уйти, не побеспокоив.
Устное народное творчество позволяет понять мотивы и символы стихотворений русских поэтов.
2.5. Стихи русских поэтов о журавлях
Неповторимое курлыканье журавлиного клина, разрезающего небесную синь, всегда приковывает к себе внимание людей. Необъяснимым образом журавли пробуждают в душах чуткость и искренность, вынуждая поднять взор к небесам и задуматься о чем-то важном, неуловимом, вечном... Неслучайно, что именно журавли у русских поэтов появляются в стихотворениях, посвященных родной природе, родному краю.
Жура-жура-Журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
(Стихи П. Воронько)
Журавли в стихотворении А.А.Фета «Еще весны душистой нега…» спешат на родину и несут на своих широких прекрасных крыльях первую весть возрожденья:
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей ещё не смеет
Запеть в смородинном кусте.
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
Образ журавля в русской поэзии многогранен, с ним связано не только чувство радостного возрождения к жизни. Осенью, глядя на стаи летящих птиц, мы грустим от того, что провожаем вместе с ними и утренний рассвет, и прекрасный вечерний закат, и несбывшиеся мечты, как и лирический герой К.Бальмонта в стихотворении «Август»:
Отраден вид тяжелого снопа,
А в небе журавлей летит толпа
И криком шлет «прости» в места родные.
Для многих прощание с журавлями означает прощание с молодостью, вступление в новый период жизни, в котором самым прекрасным становится воспоминание о пережитом. Ф.Н.Глинка «Осень»:
Золотой мятельюМчится желтый лист;
Жалобной свирелью
Слышен ветра свист...
В синие долины
Сумерки сошли;
С горныя вершины
Вьются журавли!..
Слышу шепот сосен
С ближней высоты:
«Наступает осень,
Что же медлишь ты?!.»Если вспомнить мифологическую символику образа журавля, становится понятна грусть Н.Рубцова в стихотворении «Журавли»:
Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!
Вот замолкли – и вновь сиротеет душа и природа
Оттого, что – молчи! – так никто уж не выразит их.
Поэт, показав непрерывность лёта журавлей, создал образ-символ летящей стаи журавлей - в небе летят души ушедших предков и надежды живущих.
Таким образом, анализ подобранных стихотворений дает основания, надежды, что образ-символ журавлей может стать одним из светлых духовных символов России.
Глава 3. Заключение
Один из самых поэтичных праздников в России – это, без сомнения, День Белых Журавлей, отмечаемый в нашей стране и в бывших союзных республиках ежегодно 22 октября. Он учрежден народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым как праздник духовности, поэзии и как светлая память о павших на полях сражений во всех войнах.
День поэзии, объединяющей нас общим родством и памятью, неслучайно получил название «Праздник Белых Журавлей». Журавль символизирует благополучие и мир. Там, где эта птица – свет, добро, надежда на прекрасное будущее. Литературный праздник, выросший из песни на стихи Р.Гамзатова «Журавли», способствует укреплению многовековых традиций дружбы народов и культур многонациональной России.
Итак, в ходе исследования
1) выяснили:
благоговейное и трепетное отношение к журавлям, как символу вечной любви, печали, счастья, символу чего-то духовного, просматривается в культуре самых разных народностей, в том числе и у древних славян;
журавлей все народы мира считали правой рукой богов на земле, перевоплощением умерших ангелов, душами наших предков;
образ журавля в русском фольклоре неоднозначен, но все же упоминается обычно в положительном смысле;
образ журавля в русской поэзии многогранен, с ним связано не только чувство радостного возрождения, но и грусть, печаль русской души; кроме того, с образом птицы связан мотив памяти;
2) убедились на основе анкетирования, проведенного в 5 – 6 классах, что мифология мало изучена в школе, но у учащихся наблюдается интерес к познанию мировоззрения наших предков через мифы, легенды;
3) систематизировали большое количество произведений, где главным образом является журавль (Приложение).
Проделанная работа вселяет надежду, что, когда я сложу своего тысячного журавлика (в Японии существует обычай: если сделаешь тысячу белых журавликов из бумаги – исполнится твоя заветная мечта), царственная птица станет всецело признанным символом России, потому что, услышав это заветное слово, каждый русский человек невольно ищет летящий журавлиный клин.


Список используемой литературы
Афанасьев А.Н. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. – М.: Наука, 1985.
Берсеньева К.Г. Русские пословицы и поговорки. – М.: Центрполиграф, 2010.
Измайлова А.Б. Сказка в русской народной педагогике. – Владимир: ВлГУ, 2013.
Мифы народов мира. Энциклопедия /под ред. С.А.Токарева. – М.: Советская энциклопедия, 1991.
Интернет-источники «Виртуальный музей журавля»
Приложение
I. Список сказок
«Лиса и Журавль»
«Журавль и цапля»
«Думы»
«Старик и сын его Журавль»
«Как журавль лису летать учил»
«Мужик, журавли и медведь»
«О дружбе журавля и лягушки»
II. Загадки
1) Дни коротки, ночи длинны,
Мы друг друга кличем,
В октябре летим мы клином,
Жалобно курлычем. 2) Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
3) Скоро будет время вьюг,
В доме кот мурлычет.
Клином мы летим на юг,
Жалобно курлычем. 4) Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт.
5) Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. 6) Осенью клином стремится
На юг перелётная птица.
7) Они легко и грациозно
Танцуют дивный танец свой,
Подпрыгивают виртуозно,
Курлыкают промеж собой. 8) Клин летит курлыча к югу,
Не желая встретить вьюгу.
Облетая пол Земли,
Вдаль несутся - ...
9) Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
III. Пословицы, поговорки
Журавль летает высоко да видит далеко.
Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.
Журавль в небе не добыча.
Журавль высоко летает, а от реки не отбывает.
Журавль ходит по болоту, нанимается на работу.
Журавлиная походка не нашей стати.
Журавли-то в небе, а яйца-то в дупле.
Шёл журавль по болоту – нос завяз; нос вытащил – хвост завяз.
Перемерял журавль десятину, говорит: верно!
10) Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
11) Стрелял в воробья, а попал на журавля.
12) Хоть тресни синица, а не быть журавлём.
13) Долго журавль, летает, а мозолей не натирает.
14) Пошёл бы журавль в мерщики, так не берут, а в молотильщики не хочется.
15) Журавль межи не знает, через ступает.
16) Журавль — не каша, еда не наша.
17) Журавушка курлычет – о тепле весть подаёт.
18) И журавль тепла ищет.
19) Стало тепло, так и журка прилетел, а он говорит: я принёс.
20) Журавль прилетел и теплынь принёс.
IV. Приметы
Журавль прилетел и теплынь принёс.
Ранний прилёт журавлей – ранняя весна.
Если с открытием весны стаи журавлей тянут на север — быть тёплой погоде; если же потянули обратно на юг – снова быть холоду.
Журавль заплясал – к теплу.
Если журавли летят низко и молчком – это к скорому ненастью.
Журавли очень кричат – к дождю.
Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают» – осень предстоит хорошая.
В августе журавли на юг пошли – к ранней зиме.
Если весною стаи журавлей тянут на север – быть теплой погоде; если же потянут обратно на юг – быть снова холодам с частыми ветрами.
10) Если журавли летят высоко, не спеша «разговаривают» (курлычут) – к холодной осени.
11) Если журавли не спешат покинуть родные места, стужа наступит не скоро, а зима будет мягкой и короткой.
12) Если журавли полетят на Михеев день (27 августа) – к середине октября будет мороз, а если нет – то зима позже придет.
13) Если журавли прилетели стаями – лето будет нехорошее, а поодиночке – хорошее.
14) Если журавли осенью летят низко, то зима ожидается теплая, если высоко, то холодная.
15) Если журавли улетают к третьему Спасу (29 августа), то под Покров будут морозы, если нет, то зима будет поздняя.
16) Если журавль садится на гнездо на низких местах, то можно сеять хлеб на мокрых местах; если журавль садится на высокие места, то хлеб на низких местах сеять нельзя – запреет.
V. Стихи русских поэтов про журавлей
Гамзатов Р. «Журавли»
Бальмонт К.Д. «Август»
Блок А.А. «Осенний день»
Глинка Ф.Н. «Осень»
Есенин С.А. «Отговорила роща золотая»
Заболоцкий Н.А. «Журавли»
Рубцов Н.М. «Журавли»
Тютчев Ф.И. «Вечер»
Фет А.А. «Еще весны душистой нега…»
10) Юрьев А. «Крик журавлей»