Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста


Выступление на родительском собрании:
«Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Все мы знаем, что речь – это средство общения и взаимодействия людей. Каково же речевое развитие детей старшего дошкольного возраста?
К пяти годам словарный запас ребенка достигает 3000-3500 слов. Он активно начинает пользоваться обобщающими понятиями. Совершенствуется произношение слов. Становится доступно произношение слов сложной слоговой структуры (транспорт, экскаватор).
Малыш уже не допускает пропусков, замен и перестановок слогов.
Звукопроизношение приближается к норме. В этом возрасте дети уже готовы к правильному восприятию и воспроизведению звуков речи. Лишь иногда недостаточно четко могут произноситься шипящие звуки (ш, ж), звук «р» заменяется звуком «л», либо произносится не кончиком языка, а смычкой корня языка и мягкого неба (велярный «р»).
Дети 5-6 лет все чаще пользуются не только простыми распространенными предложениями, но и сложносочиненными, а также сложноподчиненными предложениями. Увеличивается объем сложных предложений. Но, сложные предложения дети используют чаще в разговорной речи, чем при пересказах.
Рост количества слов в предложении следует рассматривать как показатель развития мышления ребенка.
В среднем, пятилетний ребенок пользуется предложениями, состоящими из 12-15 слов. Большие затруднения возникают при согласовании большой группы слов, ведь каждое слово необходимо употребить в определенном значении, поставить на определенное место, согласовать со всей группой слов.
Порядок слов в предложении не всегда может соответствовать общепринятому порядку слов в русском языке.
Дети старше пяти лет, высказывая развернутые суждения, испытывают все меньше затруднений в грамматической форме изложения.
Чтобы речь вашего ребенка стала грамотной, помогите ему в практическом усвоении падежных окончаний и предлогов. Для этого принимайте участие в его игре и обязательно комментируйте все действия куклы, мишки или зайчика: «Кукла Маша вошла в комнату. Она села на стул. Выглянула в окно. Заглянула за шкаф. Вышла из-за шкафа. Спряталась под стол. Выбралась из-под стола».
Беседуйте с ребенком о содержании прочитанной книги, после просмотра мультфильма, кинофильма. Задавайте такие вопросы, на которые ребенок должен давать подробные, развернутые ответы. Анализируйте вместе с ним поступки героев литературных произведений или кинофильма. Стимулируйте к активному комментированию действий, когда он собирается на улицу, играет, выполняет какое-то задание.
Когда вы читаете ребенку художественное произведение, обратите внимание на выразительность собственной речи, что будет способствовать не только правильному пониманию содержания прочитанного, но и воспитает у ребенка потребность в выразительности произношения, придаст его речи интонационно-мелодическую окраску, поможет замедлить темп речи. Ребенок научится изменять звуковую окраску голоса (грустный/веселый), понижать повышать голос, делать паузы.
Если ваш малыш плохо запоминает прочитанное, не может пересказать, предложите ему каждое прочитанное вами предложение проиллюстрировать рисунком-схемой, сначала на бумаге, а затем мысленно нарисовать картинку к каждому предложению.
Возраст от пяти до семи лет психологи считают «переходным» между дошкольным и школьным. У родителей, наверняка, возникают вопросы: «Когда отдавать ребенка в школу?», «Что значит – готов к школе?».
Готовность к школе – это личностная, интеллектуальная готовность, уровень развития зрительно-моторной координации, а также уровень развития речевых навыков.
Должна быть хорошо развита мелкая моторика рук, чтобы ребенок мог держать ручку или карандаш, чтобы не уставал при письме. Помимо этого, он должен уметь внимательно рассмотреть предмет или картинку, выделить детали. К пяти годам, как правило, эти умения уже сформированы. Родители обязательно должны обратить внимание не только на отдельные движения руки или глаза, но на их координацию между собой.
В этом вам помогут рисунки с натуры, копирование геометрических фигур, схем, печатных букв или цифр, что обеспечит согласованные действия глаза и руки.
В последнее время родители очень спешат с обучением ребенка чтению и письму. Многие специалисты, например неврологи, физиологи, офтальмологи, считают, что обучать ребенка чтению и письму нельзя раньше семи лет. Это связано с особенностями формирования ЦНС, а также с несформированностью зрительных зон головного мозга ребенка.
Главная наша задача (родителей, логопеда и воспитателей) подготовить детей к усвоению навыков чтения, письма, счета. Фронтальные занятия по обучению грамоте (проводимые логопедом) будут способствовать достижению данной цели.