Выступление с презентацией «Ра-бота педагога-психолога, как один из определяющих факторов вос-питательной работы»


Выступление на педсовете Салиной В. М.
по теме «Работа педагога-психолога, как один из определяющих факторов воспитательной работы» от 26.03.15.
(слайд 1)Сопровождение ребёнка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.
Воспитание включает в себя три взаимосвязанных процесса: «воспитательных воздействий, принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.
Главную «работу» по воспитанию осуществляют родители и педагоги. Какова же роль педагога-психолога в этом процессе? Наверняка в школе есть такие учителя, которые не знают о деятельности педагога-психолога в школе. Я расскажу о своей работе в начальных классах.
(слайд 2) ) Цель психологического сопровождения: содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
Задачи психологического сопровождения:
создание специальных социально-психологических условий для успешного развития и формирования УУД учащихся;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач  развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со  сверстниками, учителями, родителями;
содействие процессу адаптации первоклассников;
развитие психолого - педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей.
(слайды 3, 4,5) В реальной работе это: предупреждение возникновения проблем развития; помощь и содействие  в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; развитие психолого-педагогической компетентности детей, родителей, педагогов. В таком контексте миссия психолога в системе образования очень непроста, а профессиональная практическая деятельность полифункциональна.   
Школьный психолог чаще всего в школе сотрудничает с классными руководителями, именно они являются посредниками между психологом и учениками. Помощь психолога классному руководителю в целом идет по таким направлениям: (Слайд 6)
— психологическая диагностика (мониторинг и оценка)
— коррекционная работа с классом и с отдельными учащимися;
— психологическая профилактика, просвещение учащихся класса и их родителей;
- психологическое консультирование;
В чем заключается работа по данным направлениям?
Развитие личности ребенка, его способностей, интересов — процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху его нужно знать и понимать. В связи с этим наблюдаю за первоклассниками в различных ситуациях, в том числе и на уроках. (я посетила 9 уроков в 1-2 классах)
(слайд 7) С учениками 1-х классов проводится диагностика, где используются ряд методик : анкетирование родителей, анализ деятельности учеников классным руководителем, бланковые и проективные (рисуночные) диагностики первоклассников.
По результатам всех методик составляется краткая психолого-педагогическая характеристика. В заключении по результатам психологического обследования ребенка делается вывод об уровне адаптации к школе и определяются дети «группы риска», которые испытывают трудности адаптации.
Данные заносятся в Дневник психолого-педагогических наблюдений» (слайд 8). Это важный момент сотрудничества психолога и кл. руководителя.
Диагностическая работа проводится во 2-х и 3-х классов. Цель работы - комплексная оценка уровня развития познавательных процессов детей, мониторинг развития познавательной сферы. (слайд 9)
Оцениваемые УУД – познавательные, регулятивные
А в четвертых классах целесообразно проводить диагностику готовности к обучению в среднем звене школы, для определения сформированности УУД. (слайд 10). Диагностическая работа, включает методики: (слайд 11)
1. ГИТ М. К. Акимовой, Е. М. Борисовой… (познавательные и регулятивные УУД)
2. Диагностика памяти и внимания (объем основных видов памяти, опосредованная память, объем внимания) (регулятивные УУД)
3. Проба на внимание П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая (регулятивное действие контроля)
4. Диагностика коммуникативного контроля в общении учащихся М. Шнайдер (коммуникативный контроль)
Она позволяет собрать данные к консилиуму, для нового классного руководителя, который возьмет этих ребят в пятом классе. Эта диагностика станет основой для коррекционно-развивающих занятий в этом классе уже в среднем звене. (слайд 12)
Диагностики необходимо проводить по подготовке к консилиумам с целью выявления проблем в классе и возможностей их решения совместными усилиями разных специалистов школы. Но диагностика в классах проводится не только по инициативе школьного психолога, но и по просьбе классного руководителя. Бывают такие ситуации, когда и классный руководитель просит помощи в решении возникшей проблемы. (Диагностика тревожности, диагностика агрессивности, акцентуации характера отдельных учеников и др.)
( слайд 13.) Следующее направление деятельности школьного психолога — коррекционно-развивающая работа. Классный руководитель заранее о ней информирован, если планируется ее провести с ребятами из его класса или даже с одним учеником. Коррекция проводится по итогам диагностического минимума, по рекомендации консилиума, по просьбе классного руководителя — для решения проблем с учеником или классом в целом, для сплочения класса.
Коррекционно-развивающая работа способствует воспитанию и, особенно, самовоспитанию учащихся. В ходе ее происходит отработка соответствующих знаний, умений и навыков, тренировка форм поведения, осознанное принятие норм и принципов поведения в обществе. Коррекционно-развивающая работа помогает детям осваивать социальные роли и связи, существующие между людьми в обществе, основы самопознания и самоопределения.
Так после диагностики адаптации учащихся с детьми «группы риска» проводятся групповые коррекционно-развивающие занятия ( по коррекции поведение, обучения, самочувствия) по программе «Здравствуй, школа» Н. В. Пилипко, Г. В. Громовой Я работаю с 3-мя группами А вот к середине учебного года, большинство детей выходят на достаточно успешный уровень и на их фоне выделяется группа школьников, испытывающих трудности в обучении, общении, внутреннем психическом или физическом самочувствии.Для нас ребенок, испытывающий трудности в адаптации, не только тот, кому трудно учиться или общаться в соответствии с принятыми нормами, но и тот, кому успешное обучение или общение дается за счет высоких психологических затрат: повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания, невротические симптомы.
(слайд 14) И уже с января с этими детьми проводятся коррекционно-развивающие занятия по программе Языкановой Е. В. «Учись учиться», где помимо обучающих и развивающих задач, решаются воспитательные задачи, такие как: формирование положительной мотивации к учению; Формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребенка к себе и своим качествам; формирование умения работать в группе. Также считаю необходимым проведение коррекционно-развивающих занятий с учащимися 2-х классов, испытывающих трудности в обучении и воспитании. Занятия с этими детьми проводились и в 1-м классе. И хочу заметить, что во 2-м классе их стало на _39__% меньше, так как основные проблемы были решены еще в 1-м классе. По рекомендации кл. руководителя в коррекционные группы добавлено еще 10 учеников
(слайд 15) Итого на сегодняшний день я провожу 7 групповых занятий с учениками 1-х и 2-х классов
1группа 1А, 1Б кл. – 7учеников 4 группа 2А кл. – 5 учеников
2 группа 1В кл. – 8учеников 5 группа 2 Б кл. – 8 учеников
3 группа 1 Г кл. – 8учеников 6 группа 2 В кл. – 7учеников
7 группа 2Г кл. – 5 учеников
(слайд 16) Благодаря классному руководителю я узнаю, что происходит в классе: как развиваются отношения между учениками, какие проблемы возникают, а какие решаются или уходят на второй план. Ведь в каждом классе есть хотя бы один проблемный ученик. Он и проблемы, которые у него возникают, объединяют психолога и классного руководителя. Классный руководитель обращается за помощью к школьному психологу по поводу поведения, развития или обучения «трудного» ребенка в моменты, когда возникли проблемы с учениками или с родителями. И с такими учениками также необходимо проводить индивидуальную коррекционно-развивающую работу, где решаются и воспитательные задачи как: мотивация к самопознанию и познанию др. людей; умение понимать чувства другого человека; умение налаживать межличностные отношения друг с другом; повышение уровня самоконтроля в отношениях и эмоционального состояния в ходе общения, терпимость к мнению собеседника; корректировка у детей нежелательных черт характера и поведения.
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
Я знаю, что результат этой работы будет не скоро, но уверена, что обязательно будет, если она будет проводиться совместно с учителем и родителями.
И как свидетельствует практика, многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей. А, следовательно, работу с родителями следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в форме совместного общения, сотрудничества, разрешения конфликтов.
В содержании консультативно-просветительной работы с родителями выделяем два основных направления: (Слайд 17) (Психоконсультирование)
Групповые консультативно-просветительные встречи – родительские собрания и индивидуальное консультирование семей
Индивидуальные консультации, позволяющая совместно наметить стратегию сопровождения ребенка.
Еще одно направление работы психолога — просвещение. Необходимую информацию сообщаю ученикам и их родителям совместно с классным руководителем или предоставляю информацию только для учителей.
Собранная школьным психологом для учителя, для родителей информация включает рекомендации: над чем следует работать, на что или на кого обратить внимание, какую работу провести — например, просвещение учеников или родителей по определенной теме. Это направление работы проводится совместно с классным руководителем. Процесс может осуществляться с помощью:
— тематических классных часов;
— индивидуальных консультаций;
— родительских собраний;
( слайд 18) На классных часах и во время замены уроков считаю целесообразным проводить воспитательные беседы с учениками:
Я уже второклассник» 2Б класс
«Культура поведения в школе» 2А класс
«Когда я выросту, я стану…» 2 Б класс
«Как правильно общаться, чтобы тебя не обижали» 2Б класс
«Я и моя семья» 1А класс
«Как побороть свой гнев» 3Б класс
«Кто от кого зависит» 4 Б класс
«Закон бумеранга» 3 Б, 4Б классы
«Победить своего дракона - …» 4Б класс
«Мое будущее в моих руках» 8Г класс
«Давайте жить дружно!» 1В класс и др.
А уж коль предоставляется возможность во время динамической паузы провожу тренинговые занятия или сказкотерапию, способствующие формированию коммуникативных УУД учащихся (слайд 19)
Я, как школьный психолог провожу родительские собрания в классах по просьбе классного руководителя и по своему плану.
На сегодняшний день я выступила на 8 родительских собраниях, где большое внимание уделялось воспитанию детей. Проведено _19__ консультаций родителей по самым различным вопросам, в том числе и по проблемам воспитания.
По запросу кл. руководителя оказывается помощь в написании характеристики на ученика и на класс в целом.
Не могу не отметить важную роль воспитательной работы на внеурочных занятиях Жизненные навыки» в 1-х классах (слайд 20)
Программа занятий направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Чувства и эмоции ребенка ставятся на первый план, в ходе прохождения данной программы формируются навыки общения, умения понимать и распознавать и свои чувства через игру, творческую деятельность.
( слайд 21) В настоящее время возрастают требования к результатам профориентационной работы с учащимися.. Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, ролевые игры, где ученики примеряют на себе различные социальные роли. (слайд 22)
Перед вами результаты диагностики проф. готовности учеников 8 Б кл. мы видим не только проф. направленность, но и предполагаемые профессии с учетом интересов, способностей и желания работать.
И в заключении я хочу сказать:
На своём психолого-педагогическом опыте убедилась «один в поле не воин». Только сотрудничество даст желаемые результаты. Все мы хотим одного, чтобы каждому ребёнку было комфортно в школе, чтобы он хотел в неё ходить и не чувствовал себя одиноким и несчастным. Важно, чтобы родители увидели его реальные проблемы, захотели ему помочь и, главное, поняли, как это сделать.А в моей работе самое главное — взаимопонимание с классным руководителем. Только благодаря сотрудничеству с классным руководителем удается многое сделать, ощутить, что ты нужен в школе, и получить удовлетворение от своей работы.
(слайд 22) Желаю всем нам
Мужества - принимать то, что не можем изменить,
Силы - изменять то, что можем изменить,
Мудрости - всегда отличать одно от другого.
В целом формы работы остались прежними, но изменилось само содержание и инструментарий психолого-педагогического обеспечения. Главные отличительные особенности заключаются в том, что:
1. В условиях реализации ФГОС работа педагога-психолога становится важной частью системы реализации Программы формирования УУД и Программы коррекционной работы
2. Повышается роль и значимость психологического сопровождения образовательного процесса, поскольку результатами образовательного процесса, кроме предметных становятся личностные и метапредметные.
3. Расширился круг субъектов психолого-педагогического обеспечения: помимо педагога-психолога эту деятельность осуществляют и учителя, и классные руководители.
Таким образом, система работы педагога-психолога строится на базе традиционной системы, но наполнена новым содержанием и инструментарием.