Педагогический проект «Значение физкультурно — спортивной внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к занятиям спортом»


Приложение 4.2.1.
Солигалич
2013г.
МКОУ Солигаличская СОШ
Педагогический проект
«Значение физкультурно - спортивной внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к занятиям спортом»
Автор: Соколова И.Е,
Учитель физической культуры
МКОУ «Солигаличская СОШ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Значение физкультурно - спортивной внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к занятиям спортом»
Актуальность исследования
Цель совершенствования дополнительного образования детей в среднесрочной перспективе состоит в создании условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, обеспечении конкурентоспособности человеческих ресурсов России. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить современное качество, доступность и эффективность дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования; обеспечить сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России, создать условия и механизмы устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации.
В каком же состоянии находится сегодня в школе дополнительное образование детей?
В отличие от детско-юношеских спортивных школ, где трудятся специалисты-профессионалы и где накоплен большой опыт работы с детьми, увлеченными тем или иным видом спорта, в общеобразовательных школах дело обстоит намного сложнее. Непосредственно в школе этот вид образования, как правило, осуществляется на имеющейся базе, причем ее же кадрами, т. е. учителями физкультуры. При этом сам термин “дополнительное образование” многими учителями до сих пор воспринимается с недоумением. Зачем, мол, какое-то мудреное название для обычной спортивной секции. В дополнении к традиционным видам спортивной деятельности в школах стали вводить новые дисциплины (аэробика , фитнес). Однако с введением только модных дисциплин еще нельзя говорить о создании успешной школьной системы дополнительного образования детей.
В целом потенциал системы дополнительного образования в настоящий момент используется не в полной мере, что связано
- с устаревшей учебной и материально-технической базой учреждений;
- недостаточностью законодательной базы в части дополнительного образования детей, отсутствием социальных нормативов и социальных гарантий, обеспечивающих доступность дополнительного образования для всех слоёв населения;
- недостатком программ дополнительного образования детей нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий.
Одним из основных инструментов единой государственной политики в области дополнительного образования детей в целях устранения противоречий призвана стать Программа, направленная на сохранение и развитие единства требований, подходов в вопросах развития системы дополнительного образования детей на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Следует отметить, что среди школьных педагогов пока преобладает настороженное отношение к идее интеграции дополнительного образования в современную школу. Одни заявляют, что дополнительное образование — это прерогатива специализированных детских учреждений, а не обязанность школы; другие утверждают, что в нем вообще нет необходимости; третьи полагают, что сегодня, учитывая сложности социально-экономического положения, вполне достаточно вернуться к прежней спортивной секционной работе. У всех свои резоны, но едва ли нужно впадать в крайности. Наша задача — трезво оценить ситуацию и попытаться изменить ее к лучшему.
Это нужно в первую очередь нашим детям. Простейшие арифметические подсчеты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. В оставшиеся дни года еще треть его времени не занята уроками. Но ребенок никогда не бывает свободным от самого себя. Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которые ему предоставляет естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов быта вполне могут быть и ценности дополнительного образования. При этом, в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно начать на любом возрастном этапе и, в принципе, в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать увлечение на всю жизнь и даже определение будущей профессии.

Цель проекта: развитие мотивации личности к занятию физкультурно-спортивной деятельностью, реализация дополнительных образовательных программ в интересах личности.
Гипотеза исследования: реализация физкультурно-оздоровительных программ в интересах ребенка развивает мотивацию к занятиям спортом и оказывает положительное влияние на результат обучения.
Для достижения намеченной цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить следующие задачи:

Изучить проблему в психолого-педагогической и учебно-методической литературе.
Установить исходный уровень мотивации личности учащихся к занятиям спортом.
Определить наиболее продуктивные программы и формы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
Экспериментально проверить предлагаемый вариант реализации программ дополнительного образования с целью формирования спортивных навыков, раскрытия спортивных способностей личности в избранной области деятельности, достижения повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создания условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.
Проследить динамику развития мотиваций личности к занятию спортом.
Оформить результаты работы.
Объект исследования: роль дополнительного образования в развитии, самоопределении и самореализации личности школьника.
Предмет исследования: физкультурно-спортивная направленность дополнительного образования и её роль в развитии мотивации личности школьника и повышении уровня спортивных умений и навыков.
Для решения намеченных задач были использованы следующие методы исследования:
-анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме
-наблюдение за процессом реализации программ спортивных секций;
-анкетирование учащихся, беседы с учащимися, родителями, учителями;
-диагностирование уровня мотивации личности к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью;
- обучающий эксперимент;
- анализ результатов экспериментального исследования.
Состав участников проекта:
-обучающиеся 1-11 классов МКОУ «Солигаличская средняя общеобразовательная школа»
- Соколова И.Е., учитель физической культуры
-учителя физической культуры, реализующие программы спортивных секций;
- Артемьева М.Е., психолог школы.
Сроки проведения: 2013-2014 г.г.
В соответствии с целями и задачами проекта определили план его реализации.
1.Организационный этап (февраль-май 2013 года)
-Формирование гипотезы проекта.
-Выявление проблемы.
- Изучение и анализ состояния проблемы дополнительного образования учащихся психолого-педагогической и учебно-методической литературе.
-Построение модели проекта.
2.Прогностический этап (май - октябрь 2013г.)
- Анкетирование учащихся с целью определения развития мотивации личности к занятиям спортивной деятельностью.
-Разработка концепции проекта, составление плана работы с учащимися по проблеме.
- Отбор наиболее продуктивных программ физкультурно-спортивной работы, методов и приемов для решения проблемы.
3. Практический этап (октябрь 2013- сентябрь 2014г.)
-Апробация программ дополнительного образования спортивной направленности;
-внеклассная работа по предмету, направленная на подготовку обучающихся к участию в спортивных соревнованиях школы, района и области;- работа школьного научно – исследовательского общества учащихся;
-сопровождение дистанционного обучения школьников;
-повышение мотивации личности к занятию спортом;
-отслеживание успешности решения проблемы.
4. Аналитический этап (октябрь 2014г.)
- Степень реализации проекта
-Подведение итогов проекта.
Планируемые образовательные результаты
1.Усвоение учащимися физкультурно-оздоровительных программ, обеспечивающих полноценное развитие личности.
2.Развитие мотивации личности к занятиям спортом.
3. Расширение спортивных возможностей и активности детей.
4.Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие спортивных способностей личности.
5.Достижение повышенного уровня спортивных навыков, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.
Выводы и предложения:
-разработка методических рекомендаций по организации физкультурно-спортивной деятельности.
1.Организационный этап (февраль-май 2013 года)
В соответствии с целью проекта и выдвинутой гипотезой изучила и проанализировала состояние проблемы дополнительного образования учащихся в психолого-педагогической и учебно-методической литературе. Изучила нормативно - правовые документы по организации дополнительного образования учащихся.
Выявила, что своеобразие дополнительного образования в школе проявляется:
в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;
в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;
в спортивном характере образовательного процесса, осуществляемого на основе физкультурно-спортивных дополнительных образовательных программ;
в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, индивидуальный подход к ребенку);
в возможности получить допрофессиональную подготовку.
Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции в общеобразовательной школе. К ним относятся:
1)образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
2) воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
3) креативная- создание гибкой системы для реализации индивидуальных спортивных интересов личности;
4) компенсационная- освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранной им деятельности деятельности;
5) рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;
6) профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие;
7) интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;
8) функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
9) функция самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы. Поэтому не соперничество и конкуренция, а тесное сотрудничество должны характеризовать отношения педагогов основного и дополнительного образования.
В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений.
Дополнительные образовательные программы, реализуемые в общеобразовательном учреждении, направлены:
на расширение содержания программ общего образования;
на реализацию основных направлений региональной образовательной политики;
на профессиональное (допрофессиональное) образование, в том числе при сетевом взаимодействии с учреждениями начального, среднего, высшего профессионального образования, а также учреждениями дополнительного образования детей;
на формирование личности ребенка средствами спорта, туризма, искусства и творчества.

При организации дополнительного образования детей школа должна опирается на следующие приоритетные принципы:
Принцип непрерывности и преемственности процесса образования.Например, если ребёнку понравилось заниматься в начальной школе в объединении «Занимательная математика», то в средней школе он, вероятно, выберет для  себя объединение, в котором он сможет углубить свои знания по математике.
Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования. Каждый кабинет по сути является центром образования и воспитания, на базе которого проходят не только урочные занятия, но и работа предметных объединений, индивидуальных занятий, осуществляется проектная деятельность.
Принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход).
Принцип деятельностного подхода.Через систему мероприятий (дел, акций) учащиеся включаются в различные виды  деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
Принцип творчества. Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли, спортивная игра и т.д.) – творчество учащегося (или коллектива учащихся) педагогов.Принцип разновозрастного единства.Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество учащихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
Принцип открытости системы. Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
Главной специфической чертой развития дополнительного образования в школе является опора на содержание основного образования.
Интеграция основного и дополнительного образования может обеспечить:
целостность всей образовательной системы школы со всем её многообразием;
определённую стабильность и постоянное развитие;
необходимый уровень знаний, умений, навыков школьников и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно-нравственных качеств;
сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий;
поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей      организации жизни ученического и педагогического коллективов;
сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, готовых работать с детьми.
Выявила, что этот вопрос рассматривался в педагогической и методической литературе в разных аспектах многими исследователями. Учителю, стремящемуся сформировать положительную мотивацию личности к познанию и творчеству, необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на передовой опыт по данной проблеме.
2.Прогностический этап (май - октябрь 2013г.)
В мае 2013 года было проведено анкетирование учащихся с целью выявления развития мотивации личности к спортивной деятельности. В анкетировании приняли участие учащиеся 2-11 классов.
Получила следующие результаты

По результатам анкетирования видно, что большинство учащихся, принявших участие в анкетировании – 33% имеют ситуативный интерес к физкультуре и спорту; 29% - занятия по необходимости, 27 % проявляют интерес к занятию физкультурно-спортивной деятельности, только 11% учащихся испытывают повышенный интерес к физкультуре и спорту.
Провела тест-опрос среди учащихся для выявления мотивации.

На основании теста - опроса было также выявлено преобладание внутренних мотивов над внешними и недостаточная сформированность внутренних мотивов.
Провела мониторинг дополнительного образования в школе
Охват дополнительным образованием учащихся МКОУ «Солигаличская СОШ»
Сту-пень2012 - 2013 2013 - 2014 2014-2015
в ОУ
(в %) в учреждениях дополнительного обр. (в %)
в ОУ
(в %) в учреждениях дополнительного обр. (в %)
в ОУ
(в %)
в учреждениях дополнитель-
ного обр. (в %)
I 0 17 0 18 17 27
II 32 39 31 43 63 40
III 20 19 18 29 22 31
Всего 52 75 49 90 102 98
Проанализировала направления спортивных секций
Наименование направления физкультурно-спортивной программы Количество дополнительных образовательных программ
2012-2013 учебный год 2013-2014 учебный год 2014-2015 учебный год
Футбол 1 2 2
Баскетбол 2 2 2
ОФП 1 1 1
Подвижные игры 0 0 2
Сравнила качество спортивных умений и навыков учащихся по школе за 2012-2013 и 2013 -2014 учебные годы.
Проанализировала результаты участия школьников в районных и областных соревнованиях за три последних года, включая 2014-2015 уч.год
Сравнивая результаты соревнований за 2012-2013, 2013-2014и 2014-2015 учебные годы, видим, что количество побед уменьшилось. Это связано с тем, что 2014-2015 уч.год был еще не завершен.
В связи выявленными проблемами разработала концепцию проекта, составила план работы с учащимися.
Еще раз проработала содержание программ спортивных секций , методы и приемы для решения проблемы.
3. Практический этап (октябрь 2013- сентябрь 2014г.)
- Апробация программ физкультурно-спортивной направленности
- внеклассная работа по предмету, направленная на подготовку обучающихся к участию в соревновательной деятельности;
- работа школьного научно – исследовательского общества учащихся;
-повышение мотивации личности к познанию и творчеству;
-отслеживание успешности решения проблемы.
В связи с выявленными проблемами организации дополнительного образования, в нашей школе в марте 2013 года было проведено заседание методического совет на тему « Единство общего и дополнительного образования как фактор повышения общей воспитанности и познавательной культуры учащихся». Были рассмотрены следующие вопросы:
1.Дополнительное образование школьников: опыт, проблемы, пути решения.
2.Развитие индивидуальных спортивных способностей учащихся во внеурочное время.
3. Организация дополнительного образования среди младших школьников.
4. Роль и значение НОУ учащихся.
6. Социальное партнёрство - одно из важных направлений в организации дополнительного образования.
На методическом совете было принято решение:
-Разработать должностные инструкции на всех работников, которые заняты в блоке дополнительного образования.
-Провести переподготовку учителей как педагогов дополнительного образования.
В этом учебном году все руководители спортивных секций являются учителями школы; неплохая результативность занятий в спортивных секциях объясняется тем, что 70 процентов педагогов дополнительного образования имеют первую или высшую квалификационную категорию.
Ведётся работа по созданию новых долгосрочных программ, совершенствованию содержания физкультурно-оздоровительных программ, а также над повышением квалификации педагогов. Вопросы совершенствования работы объединений  дополнительного образования постоянно рассматриваются на предметных методических объединениях и педагогических советах школы.
В 2013-2014 учебном году в школе реализуется 4 физкультурно-спортивные образовательные программы, которые все получили положительное экспертное заключение методического совета, соответствуют базовым требованиям к оформлению и содержанию, из них 1 для учащихся начальной школы.
Все программы авторские, реализуются учителями нашей школы в рамках педагогической нагрузки.
Мощное дополнительное средство формирования интереса, повышение мотивации познания и творчества является внеклассная работа по предмету.
Проанализировав педагогическую и методическую литературу по теме исследования, можно выделить следующие группы внеурочной работы:
к группе массовых форм относятся:
-школьная пресса, стенгазеты, классный уголок или общешкольный стенд спортивных достижений – эти формы выполняют функцию сообщения информации; активное участие обеспечивают лишь небольшой группе детей, а остальные, являющиеся читателями, оказываются пассивными;
-устные доклады, выступления, встречи с интересными людьми – эти формы выполняют функцию сообщения; активное участие в подготовке – от одного исполнителя до небольшой группы, а остальные принимают активное участие в обсуждении, что позволяет добиться более глубокого и более активного усвоения материала;
-физкультурно-спортивные вечера– формы с ярко выраженной функцией воздействия. Количество активных участников и при подготовке, и при проведении, особенно, гораздо больше, но и немало все-таки просто слушателей;
- диспуты и конференции – формы, имеющие целью воздействовать на аудиторию в желательном направлении. Воздействие на аудиторию непосредственной силой слова выступающего, убедительностью, яркостью примеров, приводимых им;
-конкурсы, соревнования, олимпиады – формы с функцией состязательности. Активное участие принимают все без исключения учащиеся;
-праздники – комбинированные формы массовой внеурочной работы, так как включают в себя все или отдельные сочетания вышеуказанных форм, выступающих в этой форме в подчиненном, а не в самостоятельном исполнении.
К групповым формам внеклассной работы причисляются:
-секции – формы, отличающиеся активной деятельностью состава, охватывающего от всего класса до нескольких учеников. Эти формы отличаются ярко выраженной однородностью интересов участников;
-клубы – форма, отличающаяся активной деятельностью всего состава, ярко выраженной однородностью интересов.
Индивидуальные формы внеклассной работы:
-выполнение поручений спортивного объединения, классного коллектива, учителя, то есть исполнительская деятельность, элемент творчества незначителен либо отсутствует вовсе; поручение выполняется в короткий срок;
-выполнение творческого задания (с элементами исследования); эти задания рассчитаны на более длительный срок исполнения.
- формы состязательного характера: спортивные соревнования
Руководитель может наполнить любую из них своим содержанием, используя для физических упражнений учащихся, их самопроверки, спортивного развития. Главное – не зацикливаться на стереотипах.
Работа школьного научно – исследовательского общества учащихся
Учеба должна стать более увлекательной и интересной, ориентировать учащихся на понимание значения получаемых спортивных навыков, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса.
С одной стороны, исследовательская деятельность – это учебно-трудовая деятельность, которая связывает теорию и практику. С другой стороны, форма организации образовательного процесса, содержанием которой является самостоятельная творческая деятельность. При этом исследовательская работа проводится как на уроках, так и во внеурочное время, что требует от учителей и учащихся овладения методами исследовательской и проектной деятельности.
« СПЕКТР» научное общество учащихся. Оно объединяет детей 7-11 классов, проявляющих творческую, познавательную активность, участвующих в проектной деятельности, исследовательской работе, в соревнованиях.
Работа НОУ проводится в основном по следующим учебным предметам: литературе, физике, экологии, истории, краеведению, обществознанию, физической культуре.
Вывод. Реализация физкультурно-спортивных программ,
разнообразная внеклассная работа физкультурно-спортивной направленности,
работа научно-исследовательского общества учащихся под руководством учителей-предметников,
проектная деятельность,
дополнительная работа учителей с учащимися, направленная на подготовку к соревновательной деятельности – всё это повышает интерес к изучению физической культуре, развивает мотивацию к занятиям, способствует повышению качества спортивных умений и навыков учащихся и дает высокий результат участия в спортивных соревнованиях различного уровня.
В ходе реализации проекта наблюдала за процессом обучения, беседовала с учителями-предметниками, руководителями секций, родителями и учащимися. Отслеживала успешность решения проблемы через диагностирование мотивации личности к спортивным занятиям и анализ результатов экспериментального исследования.
4. Аналитический этап (октябрь 2014г.)
- Степень реализации проекта.
-Подведение итогов проекта.
Деятельность по проекту представляется мне успешной, так как цель проекта достигнута.
Применения наиболее продуктивных форм физкультурно-спортивной деятельности через:
-реализацию программ физкультурно-спортивной направленности;
-разнообразную внеклассную физкультурно-спортивную деятельность;
-работу научно-исследовательского общества учащихся «СПЕКТР»;
-проектную деятельность;
-дополнительную работу с учащимися, направленную на подготовку к соревновательной деятельности

способствует развитию положительной мотивации к спортивным занятиям, повышению качества образовательного процесса, результативности участия в спортивных соревнованиях.
По окончании проекта было проведено повторное анкетирование учащихся по развитию мотивации личности к занятию физкультурой и спортом.
Получили следующие результаты:

1анкетирование 2 анкетирование
Сравнивая результаты первоначального анкетирования и последнего,
мы видим, что внутренние мотивы преобладают над внешними мотивами на
22%, что говорит о сформированности устойчивой положительной мотивации к личности к познанию и творчеству.



Целенаправленная внеклассная физкультурно-спортивная работа, дополнительные занятия, направленные на подготовку учащихся к соревнованиям, проектная и исследовательская деятельность тоже дала положительные результаты. Увеличилось количество научно-исследовательских работ по физической культуре. Их качественный уровень повысился.
Успешное выступление наших учащихся на спортивных соревнованиях района и области. Призовых мест по классам выглядит следующим образом:
В 9а количество призовых мест -19.
Из них первых мест – 7
Вторых мест – 5
Третьих мест – 1
В 9б количество призовых мест – 2
Из них первых мест – 1
Вторых мест – 1
В 10а количество призовых мест -1
Третье место-1
В 10б количество призовых мест – 7
Из них первых мест – 5
Вторых мест – 1
Третьих мест – 1
В 11а количество призовых мест - 6
Из них первых мест – 4
Вторых мест – 2
Третьих мест – 0
В 11б количество призовых мест – 13
Из них первых мест – 7
Вторых мест – 3
Третьих мест – 3
В 11в количество призовых мест – 12
Из них первых мест – 6
Вторых мест – 7
Третьих мест – 4
В районных соревнованиях в 2013-2014 учебном году приняли участие 362 учащихся МКОУ «Солигаличская СОШ» что составило 73% от общего количества участников Солигаличского района. Количество призовых мест-26
Основная задача данного образовательного проекта состояла в том, чтобы доказать как дополнительное физкультурно-спортивное образование учащихся в различных формах позитивно влияет на качество образовательного процесса.
В результате мы видим, как усвоение учащимися дополнительных физкультурно-спортивных образовательных программ обеспечивает полноценное развитие личности, развивает мотивацию личности к оздоровительной деятельности, расширяет спортивные возможности и активность учащихся; формирует теоретические знания и практические навыки, раскрывает творческие способности личности в избранной области деятельности, способствует достижению повышенного уровня спортивных умений и навыков, что помогает для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.Таким образом, мы видим, что реализация всех форм физкультурно-спортивного направления в интересах личности развивает мотивацию к оздоровительной деятельности и заинтересованность учащихся, и позитивно влияет на результат обучения и дальнейшее самоопределение.
Информационные ресурсы
1.Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
2.Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.
3. Журавлев Д. Мотивация и проблемы в обучении. №9, 2002.
4. Круглова О.С. Технология проектного обучения. "Завуч" № 6,1999, с.90-94.
5.Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования. Народное образование.№8.2001.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат.– М.: 2000.
7.Панов Б.Т. Внеклассная работа. – М.: Просвещение, 1980.
8.Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // «Директор школы». – 1998. № 3.
9.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М.,1998..
10. О Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей до 2010 года (письмо Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 24. 09.2007 № 06-1549)./ « Вестник образования» №22,2007г., стр.52-78.
11.Материалы сайта http://www.prescol.km.ru/12.Материалы сайта lib.direktor.ru13.Материалы сайта www.vestniknews.ru