Конпекст урока «Толерантность — это что?»


МАСКОУ Сорокинская коррекционная школа-интернат
Мастер-класс
воспитательного занятия
«Толерантность – что это?»
Воспитатель
Замогильных Татьяна Михайловна
с.Большое Сорокино
2014 г.
Тема: «Толерантность: что это»?
Задачи: 1.Формировать культуру толерантности у детей. Ознакомить детей с понятием « толерантность».
2. Развивать умение действовать сообразно полученным знаниям в жизни.
3. Воспитывать у детей уважение к себе, сверстникам, старшим, умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением.
Оборудование: 1.Мультимидийная установка.
2. Альбомные листы 2 шт.
3. Фломастеры 2 пачки.
4. Вырезанные цветы 10 шт.
5. Плакат с наклеенной вазой.
6. Круг и лепестки с напечатанными на них словами, обозначающими черты характера людей.
7.Ручки 10 шт.
8.Запись музыки.
9. Клей 3шт.
10. Картинки о толерантности 4шт.
11. Карточки с высказываниями 4шт.
12. Листочки для комплиментов.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
2. Новый материал.
Ребята, послушайте, я расскажу вам сказку.
(звучит музыка, воспитатель рассказывает сказку)
Жила - была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к волшебнику. Помоги мне, волшебник, выбрать подружку. Чтобы я могла дружить с ней.
Подумал волшебник и сказал: «Приходи ко мне завтра утром.
Пришла Любовь к волшебнику утром и видит. Стоят 5 прекрасных девушек, одна другой краше.
Вот выбирай, - сказал волшебник.- Одну зовут Радость, другую Удача, третью - Красота, четвертую-Печаль, пятую - Доброта.
Они все прекрасны, не знаю, кого выбрать…
Твоя, правда - сказал, волшебник. Они все хороши. И ты в жизни еще встретишься с ними и дружить будешь. Но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь. Подошла Любовь к девушкам. Посмотрела в глаза каждой и задумалась.
А кого бы выбрали вы и почему?
(ответы детей)
(звучит музыка, сказка продолжается)
Любовь выбрала девушку по имени Добро и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Добро?
(ответы детей)
Сегодня на занятии мы поговорим о толерантности.
(слово появляется на экране)
Не всем знакомо это слово. И звучит непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
16 ноября отмечается Международный день толерантности.
(на экране)
Толерантность – это способность терпеть что – то или кого – то. (Быть выдержанным, уметь мириться с существованием чего – либо, кого – либо). Толерантность – это терпимость к иному образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности.
(определения на экране)
Давайте, ребята проверим, как вы поняли, что такое толерантность?
Для этого поработаем в группах. Группа мальчиков и группа девочек.
Первое задание. Я вам раздам картинки, а вы должны их обсудить и сказать, что они обозначают.
( по 2 картинки на группу)
(Ответы детей)
Второе задание группам. Как вы понимаете высказывание, напечатанное на карточке?
( карточка)
МЫ
РАЗНЫЕ ВМЕСТЕ
Мы разные – в этом наше богатство.
Мы вместе – в этом наша сила.
(объяснение, высказывания появляется на экране)
Следующее задание. Я раздам вам высказывания, а вы должны их прочитать, подумать, о чем говорится в каждом высказывании и объяснить нам.
1. «Не делай другому того, от чего больно тебе».
2. « Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
3. « Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
4. «В счастье и страдании. В радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».
Итак, передайте смысл высказываний своими словами.
Какой общий смысл в этих высказываниях?
Правильно. Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпеливыми, уважать мнение других людей.
Ребята, давайте изобразим толерантность в рисунке. Как вы ее себе представляете.
(Дети рисуют образ толерантности. После выполнения задания дети защищают свой рисунок.
Рисунки прикрепляются к доске.)Релаксация:
Ребята, давайте немного отдохнем. Выходите ко мне. Проведем физическую минутку «Кораблик и ветер».
Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему. И пригласи на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, Сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух. И пусть вырвавшийся на волю, ветер подгоняет кораблик. Давайте повторим еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер.
На Земле должны быть маленькие и большие, толстые и худые, белые и черные, взрослые и дети. Они должны уметь договариваться между собой. Я предлагаю вам создать цветок толерантности. Лепестки, которого будут означать черты характера толерантного человека. У меня на столе лежат карточки, на которых напечатаны черты характера людей. Нужно выбрать и прикрепить к цветку только те, которые соответствуют толерантному человеку.
( Хвастовство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, поддержка, согласие, равенство, )(Дети выходят к столу берут лепесток, читают слово, напечатанное на нем, говорят можно ли его прикрепить к цветку).
Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать, помочь в трудную минуту? Разрешить конфликты мирным путем?
(ответы детей)
А можем ли мы изменить себя? Можем ли воспитать в себе качества толерантного человека? Как мы можем это сделать?
( Быть терпимыми, добрыми к людям. Уважительно относиться к мнению других людей.)Я предлагаю вам создать свой цветок толерантного человека. Для этого вам надо на лепестках цветка написать свои хорошие качества, а в серединке, то качество, которое вы бы хотели в себе изменить.
( дети пишут на цветке)
Давайте разместим цветы в вазе.
(дети приклеивают цветы к стебелькам)
Ребята, этот плакат мы разместим у себя в группе. Будем стараться изменить свое плохое качество, а когда заметим, что изменились в лучшую сторону, то заклеим на своем цветочке свое плохое качество.
Человек должен стремиться к тому, чтобы измениться в лучшую сторону, жить в мире с собой.
Давайте, ребята, подарим друг другу радость. Напишите на листочках комплименты. Что такое комплимент?
( ответы детей)
Правильно. Приведите пример комплимента. Молодцы! Можете приступать к написанию комплиментов друг другу. Договоритесь, кто кому пишет. Чтоб никто не остался без комплимента.
(дети пишут)
Сохраните эти комплименты на память, чтобы получить удовольствие, перечитывая их всякий раз, когда вы засомневаетесь в себе.
Подошло к концу наше занятие. Мне бы хотелось пожелать вам, чтобы в нашей группе всегда царили мир, доброта, уважение, взаимопонимание, взаимопомощь, терпимость. И тогда про вас каждый скажет так, как говорится в стихотворении, которое вам прочитает Илья Б.
(Илья Б. читает стихотворение Гумировой Алии.)
Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,
Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь,
Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен
Оставайся им всегда и
Будь еще галантен.
Так какими надо быть, чтобы про вас говорили, что вы толерантны?
Каким другим, словом можно заменить слово толерантность?
( ответы детей)
Надеюсь, вы будете стремиться быть толерантными. Всего вам хорошего.