Конспект урока физики в 9-м классе по теме «Колебания и волны»


-1-
Повторительно-обобщающий
урок по физике в 9-м классе
по теме:
"Колебания и волны"
Форма проведения урока- игра «Что? Где? Когда?»
Цели урока:
обобщить, систематизировать знания по теме «Колебания и волны»,
совершенствовать навыки решения задач различного типа, расширить кругозор учащихся.
Оборудование:
песочные часы, волчок, билетики с номерами, конверты с вопросами, лабораторное оборудование для демонстрации опытов, игровой стол, столы для зрителей.
-2-
Подготовка к уроку:
перед началом урока-игры оглашаются правила;
назначаются или выбираются капитаны команд;
капитаны на листочках пишут список членов своей команды и проставляют любое двухзначное число;
команда, обозначившая наименьшее число, начинает игру;
вопросы составляет сам учитель или совместно с активом учащихся;
каждый вопрос должен начинаться с одного из слов названия игры что, где, когда, почему и быть интересным;
на все вопросы у ведущего заранее должны быть правильные ответы.
В конце игры участники, набравшие 6 и более очков, получают две пятёрки, 5 очков – оценку «5», 4 очка – «4». Право на оценку в журнале дают только очки со знаком «+», свидетельствующие о самостоятельном полном и правильном ответе;
- Ведущим может быть любой ученик этого или другого класса, либо учитель;
- Во время игры можно пользоваться справочной литературой и учебником.
-3-
Ход игры
Условия игры:
- На обдумывание вопроса даётся 1 минута;
- Если команда, посовещавшись, даёт правильный ответ, то каждый её участник получает одно очко, а отвечавший - очко со знаком "+" плюс означает учёт ответа;
- Если команда не смогла ответить на вопрос, то на него отвечает любой зритель, получая за это тоже очко со знаком "+";
- Высказываться могут все желающие, единственное условие - не повторяться;
- Если и команда, и зрители не ответили на вопрос, он снимается, и ведущий зачитывает правильный ответ;
- Если команда не дала верный ответ на предложенный ей вопрос, она освобождает игровой стол;
- Команда, правильно отвечающая на вопросы, может давать подряд ответы не более чем на 5 вопросов;
- Во время ответа никто не имеет права добавлять или исправлять говорящего. Уточнить вопрос и ответ может только ведущий;
- Желающие дополнить ответ, высказать что-то по ходу игры обязаны поднять руку;
- За оригинальные дополнения ведущий может дать говорившему поощрительное очко со знаком "+";
- За подсказки, разговоры, передачу подсказок жестами, записками участники игры в том числе и зрители подвергаются штрафу. У них вычитают одно очко.
-4-
Возможные вопросы:
Почему при закрытых дверях и окне шум с улицы или из коридора в комнате менее слышен?
Воздух значительно хуже проводит звук, чем дерево или стекло.
Закрытые двери и окно заглушают звуки потому, что значительная часть звуковых волн, падающих на их поверхность, отражается назад и количество энергии, попадающей в комнату, значительно уменьшается.
2. Возьмём прочную веревку 60 см и привяжем к ней в середине металлическую ложку, концы веревки привяжем к указательным пальцам. Оба конца имеют одинаковую длину. Заткнув уши пальцами, и наклонившись вперёд, чтобы ложка свободно повисла и столкнулась с краем стола. Послышится звук, напоминающий колокольный звон.
Ударяясь о стол, металл начинает колебаться. Эти колебания по бечёвке передаются ушам. Мы слышим, благодаря тому, что наши уши воспринимают различные колебания. Чтобы издавать звук, предмет должен колебаться. Колебания от него передаются воздуху и распространяются в нём. Колеблющиеся молекулы воздуха ударяются о барабанную перепонку, из-за чего она тоже колеблется. Эти колебания идут дальше через костную ткань и жидкость в ухе, пока не доходят до слухового нерва, а он посылает сигнал в мозг.
3.Почему тонкий бокал, наполненный жидкостью "поёт", если мокрой подушечкой указательного пальца водить по его торцу?
При движении пальца по бокалу кожа то зацепляется за стекло, то проскальзывает по его поверхности. При этом возникают упругие деформации стакана, сопровождаемые звуком. А т.к. бокал - твёрдое тело, имеющее полость, то он является резонатором, усиливающим звук. Высота звука зависит от размеров резонатора.
-5-
4. Когда мы держим стакан в руке и размешиваем чай в нем ложкой, то слышим звук. Затем, поставив стакан на стол и продолжая помешивать чай, слышим другой звук.
Звуковые колебания стакана передались столу.
5. Когда гроза, как можно определить на каком расстоянии находится эпицентр грозы?
Увидев вспышку молнии, необходимо по часам засечь время, а потом по часам же определить момент, когда слышны раскаты грома. зная, что молния и гром происходят одновременно, что свет распространяется очень быстро, скорость звука в воздухе при 20*С примерно 343 м/с и время, за которое до него дошёл звук грома, можно рассчитать путь, пройденный звуком. Он равен расстоянию до эпицентра грозы.
6. Почему трубы отопления так хорошо передают звук?
причин - две. Во-первых, трубы твёрдые металлические тела; звук в таких средах распространяется с большой скоростью: скорость звука в стали равна 5000 - 6100 м/с, а в воздухе - 340 м/с.
Во-вторых, в металле звук - а это продольные волны - затухает слабо.
7. Что произойдёт, если, переключая проигрыватель, менять скорость вращения пластинки?
Проигрыватель будет издавать то нормальные, то визгливые звуки, т.к. при изменении частоты вращения пластинки увеличиваются или уменьшаются частоты колебаний иглы и создаваемых иглой звуковых колебаний. Известно, что высота звука зависит от частоты колебаний.
8. Почему кричат?
Чёткость восприятия произнесённой речи обеспечивает попадание в ухо всего пакета произведённых звуковых колебаний. Распространяясь по воздуху, звуковые волны передают часть своей энергии окружающей среде и поэтому затухают: их амплитуда уменьшается, нарушается и периодичность. Кроме того, в среде происходит и дисперсия звука: появляется зависимость скорости распространения волн от их частоты. В результате всего этого в ухо поступает пакет колебаний, отличающийся от испущенного, т.е. весьма искажённый. И чем дальше приёмник звука находится от источника, тем больше это искажение.
-6-
9. Что вы слышите и почему, если на газету насыпать небольшую горку сухого песка и начать катать по нему тяжёлую цилиндрическую гирьку?


Песок поскрипывает. Песчинки имеют неправильную форму, и при трении гирьки о шероховатую поверхность возникает звук; кроме того, под действием приложенной силы некоторые из них разрушаются, тоже издавая звук.
10. Что произойдёт, если пуговицу, через дырки которой продета резинка, прикреплённая к кусочку изогнутой проволоки, завернуть в бумагу?

При вращении пуговица задевает своими краями за плотную бумагу кулька, та начинает колебаться, издавая звук. Для увеличения громкости нужно увеличить амплитуду колебаний бумаги, например, сделав на боковой поверхности пуговицы зубчики.
Подводятся итоги игры,
выставляются оценки
-7-
Литература и интернет-ресурсы(ссылки):
1) Перышкин А.В. «Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений»
М.:  Дрофа. 2013
2) Лукашик В.И. «Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 класс» М.: Просвещение, 2011г
http://ru.wikipedia.org/
http://school.xvatit.com/
http://knowledge.allbest.ru/physics/
http://nika-fizika.narod.ru/
http://www.bibliofond.ru
.