Элективный курс по обществознанию Политика и право


Управление образования администрации п. Курагино
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Брагинская средняя общеобразовательная школа № 11
Рассмотрено на заседании МО гуманитарных наук
Пр. №_____от ______2016 г. Согласовано
зам. директора по УВР
___________Е.Н. Вохмина Утверждено:
директор МБОУ Брагинская СОШ №11
________ Т.В. Ципушникова
приказ № ___от ____ 2016 г.

Программа
элективного учебного предмета
__«Политика и право»__
по обществознанию
для учащихся __10-11___ класса
на 2016-2017 учебный год
Количество часов в неделю – 1 час
Составитель: Андина Е.В.
учитель истории и обществознания
Брагино 2016 г.
Пояснительная записка
Программа «Политика и право» имеет социально-педагогическую направленность и углубляет важный аспект правовой подготовки личности. Актуальность данного курса заключается в том, что она даёт учащимся сведения практического характера, знакомит с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заострённость содержания программы на житейских повседневных проблемах.
Проблемный подход даёт возможность отчётливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь и где можно найти необходимую правовую информацию. Программа не создаёт учебных перегрузок для школьников
(отсутствие домашних заданий) и предполагает использование активных методов обучения ( исследовательские, игровые, проектные, дискуссионные).
Содержание построено таким образом, что изучение последующих тем обеспечиваются знаниями базовых курсов.
Актуальность курса состоит в пропаганде и популяризации понятия толерантности, ненасилия. Каждое занятие дает школьникам информацию о статьях Конвенции ООН, о правах ребенка и законодательстве Российской Федерации, учит применять знания о правах на практике. Курс состоит из интерактивных занятий, предлагающих активное вовлечение школьников в дискуссию, совместную работу, самостоятельные размышления.
Целесообразность программы в том, что школьники, овладевшие элементами содержания данного курса, получают минимально необходимые и достаточные для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина знания и умения, осознают личные и социальные возможности их осуществления, дальнейшего образования и самообразования.
Ценности
Содержание курса содействует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважение социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Цель:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактика асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
- приобретение подростками ключевых компетентностей и социального опыта в условиях рыночных отношений, что поможет им найти достойную работу и гармонично отстаивать свои гражданские права.
Задачи:
Познавательные (обучающие)
1. Сформировать первичные знания о сущности, функциях, задачах, признаках государства и права, содержании отдельных государственных и правовых институтов и отраслей законодательства, объяснить роль государства и права в жизнедеятельности общества.
2. Стимулировать процесс социализации подростка, формировать качества гражданина, необходимые для жизни в правовом государстве и приобщение к общечеловеческим ценностям.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и свобод.
4. Разъяснить основные понятия в сфере правоведения.
5. Обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального развития и самосовершенствования.
Социально-гуманитарные (развивающие)
1. Помочь ребятам постепенно приобрести основы политической и правовой культуры.
2. Развивать правосознание.
3. Формирование у ребят правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
4. Создать каждому ребенку условия для проявления своих способностей, интеллектуальных умений.
Воспитательные:
1. Воспитывать такие качества как умение слушать другого человека, работать в группе.
2. Воспитывать умение быть ответственным за свои поступки, быть честным и порядочным.
Отличительные особенности программы
Важнейшими задачами воспитания являются: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Данная программа имеет все предпосылки для достижения успеха в решении этих задач. Также отличительной особенностью и новизной данного курса является то, что ребята самостоятельно создают презентации по пройденным темам; применяют полученные знания непосредственно на практике (например, составляют претензии, исковые заявления, протоколы судебных заседаний, знакомятся с материалами судебной практики).
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 11 класса, ориентирован на решение комплекса задач нравственно – правового воспитания.
Курс «Политика и право» рассчитан на  34 часа.
Наиболее подходящими формами для реализации данной программы являются: беседа, дискуссия, семинар, ролевые игры, индивидуальная и групповая работа с раздаточным материалом, решение познавательных задач, лекции-беседы, практические занятия, мозговой штурм.
В результате обучения у старшеклассников должно быть сформировано отношение к праву как важному условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод.
Содержание программы.
Введение. Роль права в жизни человека и общества – 1 ч.
История государства и права – 3 ч.
История государства и первые нормативные документы Российского государства: «Русская Правда», «Соборное Уложение», «Табель о рангах» и другие. Возникновение права как достижение древних цивилизаций. Социальные нормы и их значение. Нормы морали и нормы права.
Конституционное право – 2 ч.
Конституция – особый правовой акт. Исторические условия для принятия Конституции 1993 года, ее основные черты. На пути к конституционному строю. Гражданство Российской Федерации. Основные принципы отношений между гражданином и государством. Основные права граждан России. Право ребенка на учебу и отдых. Ценность свободного времени: кто и как отдыхает? Возможности для развлечений, занятий физкультурой и спортом. Возможность для самообразования. Основные обязанности граждан России. Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. Угрозы жизни на Земле. Глобальные экологические проблемы.
Гражданское право. - 3 ч.
Область применения гражданского права. Правоспособность и дееспособность. Основания для возникновения имущественных отношений. Что такое «вещи»? Диагностика: отношение к своим и чужим вещам; отношение к воровству. Вещи, имущество, собственность, права собственника. Право собственности несовершеннолетних, его охрана. Защита прав детей при приватизации жилья. Право собственности. Охрана права собственности граждан. Предпринимательство. Физические и юридические лица. Образование юридического лица. Виды юридических лиц. Коммерческие образования. Обязательственное право.
Права ребенка.- 3 ч.
Конвенция ООН о правах ребенка. Права и обязанности ребенка.
Гражданин России. - 3 ч.
Юридический смысл понятия «гражданин». «Всеобщая декларация прав человека» о праве изменить свое гражданство и о запрете произвольно лишать человека его гражданства. Граждане России с рождения. Совершеннолетие гражданина России. Двойное гражданство. Защита государством граждан России за его пределами. Нравственный долг человека – защищать свое отечество и заботится о его процветании. Символы Российской Федерации.
Трудовое право. - 3 ч.
Понятие и источники трудового права. Поступление на работу. Принципы трудового права. Трудовой и коллективный договор. Права и обязанности сторон. Оплата труда, охрана труда. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву. Особенности труда несовершеннолетних.
Административное право. - 2 ч.
Понятие административного права и административного правонарушения. Виды административных правонарушений, посягающих на права граждан.
Уголовное право. - 3 ч.
Понятие и источники уголовного права. Принципы уголовного права. Преступления против жизни граждан. Виды преступлений, посягающие на здоровье граждан. Преступления против свободы и достоинства граждан. Преступления против собственности. Кража, грабеж, разбой. Виды преступлений против общественного порядка. Производство по делам несовершеннолетних. Наказание в уголовном праве.
Экологическое право. - 2 ч.
Понятие и источники экологического права. Экологические правонарушения. Ответственность в экологическом праве.
Семейное право. - 2 ч.
Понятие и источники семейного права. Принципы семейного права. Брак и условия его заключения. Права и обязанности супругов и детей. Защита детей, оставшихся без попечения родителей. Виды ответственности, которую несут родители, не осуществляющие родительские обязанности. Лишение родительских прав. Развод. Порядок обеспечения совместно нажитого имущества. Имущественные права ребенка при разводе
Налоговое право. - 2 ч.
Налоговые органы. Налоги с физических лиц. Налоги с юридических лиц. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Международное право о правах человека. - 2 ч.
Международное признание прав человека. Всеобщая декларация прав человека. Защита прав человека в Российской Федерации и международными органами. Международные преступления
Правовая культура. - 2 ч.
Правопорядок. Правовая культура личности и ее значение. Агрессивность как явление, нарушающее нормальную жизнь общества, представляющее угрозу для людей. Проявление агрессивности и жестокости в межличностных отношениях. Роль девочек, девушек в смягчении нравов, предотвращении и прекращении конфликтов. Гражданин и гражданственность – как соотносятся эти понятия. Нравственные нормы российского человека в советский период и их соотношение с традиционными национальными представлениями о правовой культуре. Ценности и представления о нравственности и культуре в современной России. Факторы, влияющие на правовую культуру в современном российском обществе (историко–культурные традиции, особенности современной социально-экономической и политической ситуации в стране и др.).
Тематический план
№ п/п Наименование раздела (темы) / Тема урока Количество часов № урока
в разделе Примечания
Введение. 1 1 Введение. Роль права в жизни человека и общества 1 1 теория
История государства и права 3 2 История государства и первые нормативные документы Российского государства. 1 теория
3 Нормы морали и нормы права. 2 теория
4 Беседа на тему: «Золотое правило нравственности». 3 практика
Конституционное право 2 5 Конституция – основной закон страны. 1 теория
6 Основные права и обязанности граждан России. 2 теория
Гражданское право 3 7 Область применения гражданского права. 1 теория
8 Предпринимательство. Физические и юридические лица. 2 теория
9 Решение познавательных задач. 3 практика
Права ребенка 3 10 Конвенция ООН о правах ребенка. 1 теория
11 Права и обязанности ребенка. 2 теория
12 Беседа: «Какие из своих гражданских прав вы считаете наиболее важными и почему?» 3 практика
Гражданин России 3 13 Гражданин и гражданство. 1 теория
14 Символы Российской Федерации. 2 теория
15 Решение познавательных задач. 3 практика
Трудовое право 3 16 Понятие и источники трудового права 1 теория
17 Особенности труда несовершеннолетних. 2 теория
18 Решение познавательных задач. 3 практика
Административное право 2 19 Административное право и административное правонарушение. 1 теория
20 Решение познавательных задач. 2 практика
Уголовное право 3 21 Понятие и источники уголовного права. Виды преступлений 1 теория
22 Наказание в уголовном праве. 2 теория
23 Производство по делам несовершеннолетних. 3 практика
Экологическое право 2 24 Понятие и источники экологического права. Экологические преступления. 1 теория
25 Ответственность в экологическом праве. 2 практика
Семейное право 2 26 Понятие и источники семейного права. Принципы семейного права. 1 теория
27 Беседа: «Есть ли будущее у семьи и брака?» 2 практика
Налоговое право 2 28 Налоговые органы. Налоги с физических и юридических лиц. 1 теория
29 Решение познавательных задач. 2 практика
Международное право. Международные договоры по правам человека. 2 30 Всеобщая декларация прав человека. 1 теория
31 Беседа: «Как избежать международных конфликтов». 2 практика
Правовая культура. 2 32 Правовая культура личности и ее значение. 1 теория
33 Решение познавательных задач. 2 практика
34 Семинар по курсу: «Политика и право» В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:
– самостоятельно получать информацию из нормативно-правовых источников и анализировать правовые документы;
– применять на практике знания по отстаиванию своих прав, находить пути разрешения конфликтов, пользоваться основными механизмами для защиты прав человека;
– называть основные права, объяснять их основной смысл и характеризовать содержание, а также классифицировать их по различным основаниям;
– определять свой правовой статус, определяя права и ответственность на разных этапах возрастного становления;
– анализировать жизненные случаи, ситуации с точки зрения правовых норм;
– выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения, обсуждать результаты, делать выводы;
– создавать и защищать свой проект.
Используемая литература:
1.Административный кодекс РФ
2. Алексеев, С.С. Право: Закон, правосудие, юриспруденция и жизни людей: Начальный курс. / С.С. Алексеев. - М, 1998.
3.Гражданский кодекс РФ.
4.Закон РФ «О защите прав потребителей».
5.Заморенова, Н.Г. Откройте, милиция!: Как правильно вести себя при общении с сотрудниками милиции./ Н.Г. Заморенова, М.Ю. Маслов. – М.: Юриспруденция, 2004.
6. Заморенова, Н.Г. Сам себе адвокат. Пособие для граждан по решению конфликтных ситуаций. / Н.Г. Заморенова, А.П. Яковлев. – М.: Юриспруденция, 2004.
7. Защита прав призывника. – М.: Эксмо, 2004
8. Конституция РФ.
9. Кудрина, Т.Н. Вы покупатель. Поступаем правильно./ Т.Н. Кудрина. – М.: Эксмо, 2007.
10.Лопатенков, Г.Я. Права пациента. Практические рекомендации. / Г.Я. Лопатенков. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005
11 Мушинский, В.О. Азбука гражданина: Учеб. пособие для основной школы./ В.О. Мушинский. – М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 1997.
12. Горбов, А.М. Настольная книга покупателя. /А.М. Горбов. – М.: АСТ, 2004.
13. Виноградова, И.А. Основы потребительских знаний. / И. А. Виноградова (и др.) – М.: Вита-Пресс, - 2001
14. Певцова, Е.А. Основы правовых знаний. 9-11 кл.: Практикум. / Е.А. Певцова. – М.: Владос, 2001.
15. Семейный кодекс РФ.
16. Солдатова, Т.А. Справочник призывника./ Т.А. Солдатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
17. Трудовой кодекс РФ.
18. Тимофеева, К.В. Юридический справочник на все случаи жизни./ К.В. Тимофеева. – СПб.: Питер, 2007
19. Уголовный кодекс РФ.