Открытый урок по русскому языку на темуБСП со значениями одновременности и последовательности


Тема: Запятая и точка с запятой в БСП
Класс: 9
Цель урока: ознакомить учащихся с правилами постановки запятой и точки с запятой в бессоюзных сложных предложениях с отношениями одновременности и последовательности. 
Задачи:
1. Образовательные: сформировать знания о правилах постановки знаков препинания в БСП. Формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе расставлять знаки препинания.
2. Воспитательные: воспитание и привитие интереса к русскому языку и литературе
3. Развивающие: совершенствование речевых, пунктуационных, орфографических навыков учащихся. Обучение осознанному отношению к правилам пунктуации, умению применять полученные знания на практике.
Оборудование урока (средства обучения): наглядный материал, карточки, листы самооценивания, компьютер
Ход урока
I. Организационный этап
Психологический настрой
Деление нa гpуппы.
II. Актуализация прежних знаний.
1.Терминологический диктант
Синтаксис
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Причастие
Деепричастие
ОЧП
Обособленные члены предложения
СПП
Союзы, союзные слова
Обращение Критерии оценок: «5»-10, «4»- 9-8, «3»-7-5, «2»-4
2. Проверка домашнего задания.
Работа с семантической картой. Распределите предложения по двум группам:
А) предложения, в которых перечисляются явления, происходящие одновременно;
Б) предложения, в которых перечисляются действия или явления, совершающиеся последовательно.
1) За селом синел далёкий лес, рожь качалась, колос созревал. 2) Жёлтые листья роняет осень, красные листья летят по лесам (С. Щипачёв). 3) Блеснули лиловые глаза, выскочил кот (А. Толстой). 4) Иртыш кипел, в крутых берегах вздымались седые волны (К. Рылеев). 5) На этом острове стоит тесно несколько ёлок, под ними я сел отдохнуть (М. Пришвин). 6) На лётном поле Внуково тяжело катился гул моторов небо то и дело поднимались с невидимой взлетной полосы самолёты.
Критерии оценок: «5» - 6, «4»- 5-4, «3»-3-2 , «2»- 1
ІІ. Формирование новых знаний.
1.Определение темы и цели урока. Coвмеcтнaя пocтaнoвкa цели уpoкa
2.Самостоятельное чтение правила в учебнике стр 140.
3.Осмысление темы по методам «Кластер», «Фишбоун», «Вен диаграмма».
ІҮ Формирование умений, навыков.
Работа над дискуссионной картой. (в парах, в группе). Приложение 1.                             
Работа с текстом. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С. Тургенев)
Взаимопроверка. Критерии оценок: «5» - 1ош,  «4» - 2-3ош, «3» - 4-5ош., «2» - 6-8ош.
Разноуровневое  задание                                                      
1.Выписать БСП. Составить схемы.
2. Выписать БСП. Составить схемы. Выделить грамматические основы простых предложений.
3. Выписать БСП. Составить схемы. Выполнить синтаксический разбор БСП.
3. Тест 1. Сколько простых предложений в составе сложного предложения? Дубовые кусты разрослись по скатам оврага около родника зеленеет короткая бархатная трава солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной серебристой влаги. а) 2; б) 3; в) 4. 2. Какое предложение является бессоюзным? а) Между тем я расположился ночевать и лег на лавку. б) В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром, я предложил вожатому нашему чашку чаю. в) Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Г) Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегало небо. 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Звонче жаворонков пенье (1) ярче вешние цветы (2) сердце полно вдохновенья (3)небо полно красоты. а) 1; б) 1,2,3; в) 2,3; г) 1,3. 4.Определите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности а) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени. б) За селом синел далёкий лес, рожь качалась, колос созревал. в) В это время подъехала к крыльцу бричка, и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил её вперед. г) Мир строит - война разрушает.
5.Определите бессоюзное сложное предложение со значением одновременности
а) Блеснули лиловые глаза, выскочил кот. б) Дождик кончился сразу, туча пошла дальше, показалось солнышко.в) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды. г) Желтые листья роняет осень, красные летят по лесам.
Ответы 1б, 2б, 3б, 4в, 5г. Критерии оценок: «5» - 6, «4»- 5-4, «3»-3-2 , «2»- 1
Ү. Пoдведение итогов
Учитель пpедлaгaет   учaщимcя пpoвеcти в гpуппе oбcуждение пpoблемнoгo вoпpoca чеpез «Вopoнку идей».
Пpoблемный вoпpoc «Чтo вы cегoдня нa уpoке изучили? »
ҮІ. Рефлексия
Пpедлaгaет  жеcтaми oпpеделить  cтепень учacтия в    paбoте  гpупп.
«Три пальца» - я мог бы быть более активным.
«Пять пальцев» - сегодня на уроке я больше работал самостоятельно.
«Кулак» - я продуктивно поработал  для общего успеха группы.
ҮІІ. Домашнее задание:
1. Составить тонкие и толстые вопросы по теме БСП.
2. Упр. 3 с 131. Разноуровневое задание.
Спишите. Составьте схемы. Объясните постановку знаков
препинания в БСП.
Спишите. Составьте схемы. Объясните постановку знаков
препинания и укажите смысловые отношения в БСП.
Спишите. Составьте схемы. Объясните постановку знаков
препинания и укажите смысловые отношения в БСП. Выполните
синтаксический разбор БСП.