Презентация по литературе по анализу лирического произведения


Бругге М.Е., учитель русского языка и литературы ОУ №12 Нам не дано предугадать,Как слово наше отзовется,-И нам сочувствие дается,Как нам дается благодать Ф.И. Тютчев Цель: воспитание умного, внимательного, эмоционально отзывчивого читателя, способного воспринять идейный, нравственный, эстетический потенциал классической и современной литературы Задачи: 1) Формирование предметных и общеучебных умений и навыков (осознанное выразительное чтение, умение понимать и анализировать предложенный текст)2) Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы, развитие речи обучающихся3)Воспитание любви к родному языку, литературе, культуре; воспитание эстетического чувства. Технологическая составляющая Развитие позитивной Я- концепции Развитие индивидуальности ребенка Диалогичность Поддержка индивидуального развития ребенка Деятельностно - творческий характер Возможность выбора Урок - комментированного чтения Урок - панорама Урок - семинар Урок - рецензия Урок - презентация Урок - исследование Урок - беседа Типы уроков Этапы работы над лирическим произведением Работа над теорией литературы Словарная работа Чтение Интерпретация текста Анализ образныхвысказываний Анализсодержания Анализ языковых особенностей Структурный анализ Выявление художественных смыслов Цель: обнаружение неповторимого образного смыслаОбразное высказывание – это фрагмент поэтического текста, обладающий структурной целостностью и относительно законченным смыслом.Прием – объединение слов в их привычной сочетаемости.Пример: Ночь, мягкая, как филин, вылетела из гнезда.(В. Луговской). Филин вылетел – ассоциация. Конкретизируется впечатление о том, как наступает ночь: внезапно, как бы вырвавшись из какого-либо места, где она скрывалась. Прочитайте стихотворение вслух и определите непонятные слова. Найдите разъяснение непонятному в словарях.Определите дату написания стихотворения, события, связанные с его написанием, кому оно посвящено – то есть место этого стихотворения в биографии поэта. Как художественно-изобразительные средства помогают определить тему стихотворения? Какие из эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений... вас особенно поразили; какие музыкальные, живописные, литературные ассоциации вызвали они у вас?Какова роль ритма, рифмы, интонации в создании образа лирического героя?Соотнесите образ лирического героя с образом мира, его окружающего. Как их взаимодействие помогает понять тему стихотворения? Определите место этого стихотворения в ряду других стихотворений на эту же тему.Найдя интересные цитаты в критической литературе об этом стихотворении, используйте их в своей работе, соотнося со своей личностной оценкой. Прочитайте отрывки из стихотворений и найдите языковые средства, которые помогают поэту создать художественный образ. В углу шуршали мыши, Весь дом застыл во сне.Шел дождь – и капли с крыши Стекали по стене… К.Д.Бальмонт Отростки ливня грязнут в гроздьях.И долго, долго до зариКропают с кровель свой акростих,Пуская в рифму пузыри.Б.Л.Пастернак Прочитайте фрагменты из стихотворений Н.С.Гумилёва – поэта серебряного века. Что их объединяет? В муках и пытках рождается слово,Робкое, тихо проходит по жизни,Странник, - оно – из ковша золотогоПьющий остатки на варварской тризне.(«Правый путь», 1908) Но забыли мы, что осиянноТолько слово средь земных тревог,И в Евангелии от ИоаннаСказано, что слово – это бог.Мы ему поставили пределомСкудные пределы естества,И, как пчелы в улье опустелом,Дурно пахнут мертвые слова.(«Слово», 1919) Найдите в пейзажной лирике Афанасия Фета метафоры, олицетворения, сравнения, поразившие вас своей неожиданностью.Какие человеческие открытия рождаются у вас при встрече с яркими художественными откровениями поэта?Напишите об этом сочинение, назвав его поэтической строкой из А.Фета.