Презентация к уроку литературы на тему Обучение анализу лирического произведения


Обучение анализу лирического стихотворения Примерный план анализа стихотворения1.Историческая справка2. Тема и идея (основная мысль).3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)?4. Композиция стихотворения5.Лирический герой и поэтические образы.6. Какими средствами выразительности и изобразительности создается образ?7.Что особенно привлекает ваше внимание в произведении? Почему? ВосприятиеЧем привлекло стихотворение?Какие картины возникли при чтении?Каким настроением проникнуто стихотворение?Мои первые впечатления. ИстолкованиеТема (о чём?) -любовь -дружба -природа -жизнь и смерть -поэзия и её роль -родина -судьба поколения -народ Идея.Основная мысль, авторская позиция (для чего было написано это стихотворение?) Жанр(форма)-лирическое стихотворение-элегия-ода-стансы-сонет-послание… Композиция (построение)связана с логикой развития «поэтической мысли»:деление на строфы или отсутствие такового Средства художественной выразительности и их роль.Тропы(метафора, метонимия, эпитет, гипербола, литота, сравнение, аллегория, ирония, перифраза, олицетворение…).Фигуры речи (повтор, антитеза, инверсия, параллелизм, оксюморон, градация…) Звукопись.Аллитерация- повтор одинаковых согласных звуков.Ассонанс- повтор одинаковых гласных звуков. Ритмика и её роль.размер:-ямб- сильный, энергичный-хорей- плавный-дактиль- однообразный, мерный-амфибрахий- близок разговорной речи-анапест- гибкий РифмаРифма(мужская, женская, дактилическая)Способ рифмовки(смежная, перекрёстная, опоясывающая)Строфика(дистих, терцина, катрен, секстина, октава, онегинская строфа…) Лексика и её связь с содержанием стихотворения.-высокая-нейтральная-разговорная-экспрессивно окрашенная… Оценка.Как раскрывается лирический герой в стихотворении?Что открыло это стихотворение вам, как изменились ваши представления о мире, об авторе? Афанасий Афанасьевич ФетЕль рукавом мне тропинку завесила… Стихотворение А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» написано в 1891 году. Поэт использует перекрестную рифмовку. Дактилическая рифма чередуется с мужской, что придает стихотворению какую-то особую твердость и упругость, а также плавность, напевность. Ель рукавом мне тропинку завесила.Ветер. В лесу одномуШумно, и жутко, и грустно, и весело, Я ничего не пойму. В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами. Последние две строчки говорят о противоречивых чувствах поэта. Его лирический герой чувствует состояние природы. Стихотворение воздействует на читателя. Благодаря обилию шипящих и свистящих звуков можно услышать шум ветра:олицетворениеАллитерация, ассонанс Ветер. Кругом всё гудёт и колышется,Листья кружатся у ног.Чу, там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог. Первые две строки каждой строфы – назывные предложения и предложения с однородными членами. Это позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться её неповторимой красотой. Две последние строчки – эмоциональный отклик на увиденное. Настроение лирического героя созвучно состоянию природы. Оттого такую важную роль в стихотворении имеют музыкальные средства воздействия на читателя: ритм, звукоподражание , построфный рисунок. Ветер – смысловая динамика в первой части стихотворения, потому оправдана аллитерация (обилие шипящих и свистящих звуков, передающих движение ветра – Всё гудёт и колышется // Листья кружатся у ног).аллитерацияэпитет Сладостен зов мне глашатая медного! Мёртвые что мне листы! Кажется издали странника бедного Нежно приветствуешь ты.А.А. Фет использует изобразительно-выразительные средства: эпитеты («глашатая медного», «странника бедного»), олицетворения («Ель рукавом мне тропинку завесила», «мертвые… листы», «странника бедного нежно приветствуешь ты»), с помощью которых он создает угрюмую и безотрадную картину. Звуковой фон стихотворения создается с помощью повторяющихся сонорных звуков «р» , «л», «н», «м», что позволяет нам представить печальную и безрадостную осеннюю природу с ее ветром, шумом и непогодой.эпитетметафораметафора