Презентация по теме профилактика травматизма при занятии спортом


Профилактика травм при занятии физической культурой преподаватель ГБПОУ КК «Новороссийский социально-педагогический колледж» Андрианова В.И. Большинство спортивных игр характеризуются разнообразными движениями, бегом, остановками, поворотами, прыжками, ударами, ловлей и ведением мяча при поддержке игроков своей команды и активном сопротивлении противника, особенно в контактных играх ( баскетбол, регби).Профилактика травм на урокахпо спортивным играм –причины травм   Захваты, перехваты, финты, прыжки и столкновения игроков могут стать при нарушении правил, грубости в игре или во время игры на плохо подготовленной площадке. Наиболее типичные травмы – вывихи, реже – переломы кисти и пальцев, разрывы ахиллова сухожилия, повреждения сумочно - связочного аппарата, коленного и голеностопного суставов.Баскетбол  спортивная игра, отличающаяся сложностью и многообразием движений. Травмы при игре в ручной мяч весьма разнообразны. ушибы различной локализации, повреждения сумочно - связочного аппарата коленного и голеностопного суставов, вывихи в локтевом и лучезапястном суставах, разрывы мышц, а иногда и переломы.Ручной мяч 1.  Занятия по баскетболу и ручному мячу проводятся на спортивных площадках и в залах, имеющих размеры, отвечающие требованиям правил игры.2.  Все занимающиеся обязаны быть в спортивной форме, спортивной обуви.3.  Занятия должны проходить под руководством преподавателя, тренера.4.  На занятиях необходимо соблюдать дисциплину, выполнять требования и указания судьи, преподавателя.5.  Занятия должны проходить на сухой площадке. Все острые и выступающие предметы должны быть заставлены матами или ограждены.6.  Тренировочные игры должны проходить в соответствии с правилами данных видов спортаРекомендации по технике безопасности и профилактике травматизма на занятиях по баскетболу и ручному мячу:   спортивная игра, отличающаяся высокой динамикой, скоростно-силовой работой переменной мощности. Травмы во время игры в волейбол спортсмен может получить главным образом при падениях, прыжках и блокировке мяча.Наиболее типичными из них – растяжение сумочно-связочного аппарата, ушибы тела и пальцев рук; реже переломы; вывихи плечевого сустава и пальцев рук. Следствием плохой разминки могут стать растяжения и разрывы мышц голени, ахиллова сухожилия, связок голеностопного сустава, повреждении коленного сустава.Волейбол 1.  Занятия должны проходить на сухой площадке соответствующих размеров под руководством преподавателя.2.  Занимающие должны иметь спортивную форму(одежду, обувь). При температуре ниже +10 занятия проводятся в спортивных костюмах.3.  При обучении нападающему удару необходимо провести специальную разминку, а в процессе выполнения задания следить, чтобы посторонний мяч не попал под ноги игрока, наносящего удар по мячу.4.  Перед обработкой защитных действий учащихся необходимо обучить технике всех способов нападения и приземления.5.  Перед изучением техники приёма и передачи мяча, нападающего удара и блока необходимо проделать несколько физических упражнений типа разминки, особо обратив внимание на мускулатуру пальцев (т. е.подготовить конечности к выполнению упражнений).Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях по волейболу: Физические нагрузки оказывают разное воздействие на организм. 1) слабые нагрузки не оказывают видимого влияния на организм;2) нагрузки средней интенсивности стимулируют морфофункциональную перестройку организма соответственно новому уровню деятельности, ускоряют рост;3) сильные нагрузки тормозят эти процессы, в результате чего возникает разрыв между биологическими возможностями организма и объемом деятельности;4) сверхсильные нагрузки вызывают функциональные и структурные нарушения. Несоответствие между тем, что может организм, и тем, что он должен выполнить, становится чрезмерно большим. Это служит источником скрытых и явных повреждений, травм, и других нарушений в состоянии здоровья.Таким образом, оптимальным уровнем физической нагрузки являетсясредний.Зависимость адаптации от интенсивности воздействия Норма реакции - это индивидуальные особенности восприимчивости организма к действию конкретного фактора среды.Норма реакции организма, его реактивностьзависит от:1) наследственных особенностейи возраста- существует закономерность - чем больше генетически обусловлена функция или структура, тем она меньше поддается внешнему воздействию.2) физиологического состояния, которое изменяется с определенной закономерностью на протяжении суток, месяца, года;3) пола. Женский организм более стрессвосприимчивый, но с меньшими физиологическими изменениями, чем мужской.4) состояния тренированности или предварительного опыта. В ходе спортивной тренировки восприимчивость организма к физическим нагрузкам меняется.Норма реакции и факторы, ее регулирующие 5) конституции - конституция - это целостность морфологических и функциональных признаков, врожденных и приобретенных, определяющая реактивность (норму реакции) организма и динамику роста и развития.6) состояния здоровьяи др.Кроме того, норма реакции не одинакова для разных структур и функций организма. Это связано с тем, что каждый орган или система органов имеет свои особенности развития, генетические обусловленности и т.п.При сильных воздействиях извне организм нуждается в защите, в сохранении гомеостаза. Механизмом самозащиты служит так называемая «реакция – стресс», подробно описанная еще в 30-е годы канадским патофизиологом Г. Селье.Норма реакции и факторы, ее регулирующие При сильных воздействиях извне организм нуждается в защите, в сохранении гомеостаза. Механизмом самозащиты служит так называемая «реакция – стресс»«Реакция - стресс», или общий адаптационный синдром, представляет собой перестройку нейроэндокриннрй регуляции организма, проходящую последовательно три фазы: фазу тревоги, фазу сопротивленияи, фазу истощения.«Реакция - стресс» Рациональная форма адаптации трубчатойкости к постепенно повышающимся механическим нагрузкам проявляется длительным сохранением механизмов нормального роста (удлинением кости, расширением ее эпифизов и диафиза за счет поднадкостничного отложения костного вещества, расширением костномозговой полости благодаря разрушению компактного вещества изнутри). Биомеханическая оправданность этой формы приспособления кости к нагрузке заключается в том, что, увеличивая свой наружный диаметр, кость повышает прочность.Нерациональная форма адаптации кости –проявляется очень быстрым, «стремительным» ее ростом в условиях значительных механических воздействий и преждевременным завершением его. Имея меньший наружный диаметр, такая кость отличается меньшей прочностью. В части случаев она компенсирует этот недостаток отложением костного вещества изнутри, со стороны костномозговой полости, что менее экономично.Формы адаптации организма к физическим нагрузкам Рациональная форма адаптации сердечной мышцы протекает без отчетливой гипертрофии миокарда. Она развивается постепенно, с использованием механизмов внутриклеточной (молекулярной, внутриорганоидной, органоидной) регенерации. Происходит нормализация органелл за счет ускоренного их обновления в кардиомиоцитах. Полное использование этих возможностей наряду с другими изменениями сердца делает излишним появление новых органелл и гипертрофию кардиомиоцитов.Нерациональная форма адаптации сердечной мышцы характеризуется как ведущим признаком гипертрофией кардиомиоцитов и миокарда в целом. Возможности внутриклеточного обновления органелл полностью не используются.Формы адаптации организма к физическим нагрузкам Несоразмерность нагрузки нарушает правило постепенности развертывания онтогенетических процессов с их ускорением. Для сердечной мышцы это означает невозможность использования огромного резерва внутриклеточной регенерации, для кости - нормальных механизмов поднадкостничного образования костного вещества.При интенсивных занятиях спортом иммунологическая защита организма может ухудшаться, что повышает заболеваемость и действующих спортсменов, и спортсменов, прекративших активные занятия.Несоразмерность нагрузки Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого во многом зависит его будущая судьба.Проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации в настоящее время достаточно актуальны. Правильный выбор профессии важен с позиции определения жизненных планов человека, а также с позиции развития общества в целом.Актуальность. Возможность выбора профессии рассматривается как условие жизненного самоопределения личности и успешной интеграции ее в общество. При ориентации на такой подход от общества требуется решение ответственной задачи - предоставить каждому человеку возможность для выбора собственной жизненной траектории, "включения" механизмов личностного совершенствования.Отмечают три группы факторов, влияющих на профессиональное самоопределение современной молодежи:1)Факторы макросреды (общественное устройство, стабильность экономики, государственной власти; демографические процессы; региональные особенности территории; национальный состав общества);2)Факторы микросреды (семья и ближайшее окружение, общеобразовательная школа и профессиональные учебные заведения, средства массовой информации );3)Индивидуальные особенности личности (возраст, пол, психофизиологические особенности, личные профессиональные планы, уровень притязаний, информированность субъекта выбора).Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение Цели работыВ ходе теоретического анализа литературы выявить и обосновать влияние темперамента на профессиональный выбор.2. Установить зависимость между определённым типом темперамента студентов и выбираемыми ими профессиями и видами профессиональной деятельности УБРАТЬ,,Противоречие: между важностью правильного выбора профессии и низким уровнем профориентационной работы в учебных заведениях.Проблема. Каковы факторы, оказывающие влияние на выбор профессии.Объект. Профессиональный выбор и профессиональное самоопределение студентов колледжа.Предмет. Темперамент как один из факторов оказывающих влияние на выбор профессии.Цель исследования. Выявление влияния темперамента на профессиональный выбор. 1. В ходе теоретического анализа литературы выявить и обосновать влияние темперамента на профессиональный выбор.2. Установить зависимость между определённым типом темперамента студентов и выбираемыми ими профессиями и видами профессиональной деятельности.3. Разработать рекомендации для педагогов и психологов по организации профориентационной работы в учебных заведениях.Задачи.убрать Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален.Темперамент – это те врождённые особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.Понятие «темперамента» 1. Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный.2. Флегматик - сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный).3. Холерик - сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.4. Меланхолик - слабые процессы возбуждения и торможения.И.П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, которые соответствуют четырем темпераментам: Холерик — это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Психологические характеристики темпераментов Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспосабливаемость к новым условиям. Это общительный человек. Легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Меланхолик — человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Экспериментальная часть нашего исследования проводилась со студентами групп дошкольного, начального образования и физической культуры Новороссийского социально - педагогического колледжа. На первом этапе определялся тип темперамента испытуемых.Организация и проведение исследования Интерпретируя результаты опросника, Айзенк выделил два параметра индивидуальности человека:экстраверсию-интроверсию и эмоциональную устойчивость (стабильность) – эмоциональную неустойчивость, нестабильность (нейротизм).Часть вопросов определяют, насколько вы искренни в ответах. Экстраверты – люди, ориентированные на окружающий мир, активные, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движения и риск. Для них характерна импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. Обычно это активные, шумные люди, «душа компании», заводилы, отличные бизнесмены и организаторы, обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях. Хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решения. Интроверты – люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира. Они склонны к размышлениям, самоанализу, необщительны, замкнуты и испытывают затруднения в социальной адаптации и часто социально пассивны. Они более осторожны, аккуратны и педантичны, лучше справляются с монотонной работой.С помощью опросника определяют тип темперамента. Изображают координаты и откладывают баллы (от 0 до 24) по осям устойчивость – нейротизм и интроверсия-экстраверсия. Сочетание характеристик указывает на тип темперамента. В верхней правой части (неустойчивые экстраверты) разместятся холерики; в левой нижней – флегматики и в левой верхней – меланхолики. Результаты мониторинга по группе Ф-1(физическая культура){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ п/пТип темпераментаКоличество человекПроцентное соотношение1Сангвиник2Холерик3Меланхолик4Флегматик Результаты мониторинга по группе Д-1-А (дошкольное образование){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ п/пТип темпераментаКоличество человекПроцентное соотношение1Сангвиник2Холерик3Меланхолик4Флегматик Результаты мониторинга по группе 1-9-А (преподавание в начальных классах){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ п/пТип темпераментаКоличество человекПроцентное соотношение1Сангвиник2Холерик 3Меланхолик4Флегматик {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ п/п Тип темпераментаКоличество человекПроцентное соотношение1Сангвиник2Холерик3Меланхолик4ФлегматикРезультаты мониторинга по группе {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} В результате исследования типа профессиональной направленности были получены следующие результаты: Социальный тип - 19%; Реалистичный тип - 19%; Конвенциальный тип - 25%; Предприимчивый тип - 13%; Артистичный тип - 19%; Интеллектуальный тип - 5%.Применение методики показало: 25% слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный тип (меланхолики); 25% сильный, неуравновешенный, подвижный тип (холерики); 25% сильный, уравновешенный, инертный (флегматики) и 25% сильный уравновешенный подвижный (сангвиники).В результате сопоставления результатов было определено, что некоторые типы стали характерными для определенных темпераментов. Следовательно, можно сделать вывод о том, Результаты исследования подтвердились: на профессиональное самоопределение оказывает существенное влияние тип нервной системы подростка.Заключение Нейротизм (эмоциональная неустойчивость)24МеланхоликХолерик130Интроверсия1213Экстраверсия2412ФлегматикСангвиник0Эмоциональная устойчивость