Компетентностно-деятельностный подход в обучении английскому языку в старших классах





КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ.

Учитель: Жумалинова А.К.

В настоящее время на первый план выходит вопрос: как нужно учить и воспитывать школьника, чтобы из него, впоследствии, получился эффективный, конкурентно-способный работник. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным, способным решать свои проблемы. Именно компетентностный подход как одно из оснований обновления образования призван обеспечить достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования.
На мой взгляд, формирование общекультурной, информационной и коммуникативной компетенций стало одной из основных целей обучения иностранным языкам в школе. Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения.
В частности, в своей практике для успешного формирования коммуникативной, информационной, учебно-познавательной компетенций, я использую:
ролевую игру, которая является речевой, игровой и учебной деятельностью одновременно.
метод проектов, дающий возможность каждому ученику поставить цель, выбрать способ действия, учит распределять обязанности, руководить и подчиняться, участвовать в обсуждении проблемы, подводить итоги.
Предмет «иностранный язык» занимает особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте «диалога культуры».
Привлечение материалов культуры способствует формированию общекультурной компетенции.
Иностранный язык как предмет школьной программы может стать действенным средством всестороннего развития личности учащихся, формирования у них ключевых компетенций.

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.

1.Ценностно-смысловая компетенция демонстрирует каковы ценностные ориентиры ученика, способен ли он понимать свою роль и предназначение в мире, может ли выбирать установки для своих решений и поступков, ответственно ли ученик относится к выбору решения. Ученики овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков. 2.Общекультурная компетенция позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, выяснить культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека. Одновременно данная компетенция показывает, насколько ученик компетентен в бытовой и культурно - досуговой сфере (например, при организации свободного времени). 3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Что касается меня, стараюсь проводить анкетирование в начале изучения новой темы: что мне известно по этой теме? что бы хотел узнать?
А по завершении я провожу письменную и устную рефлексию, которая помогает мне ответить на вопросы: как? зачем? что мне это дало? что я узнал? что нужно делать, чтобы результаты по изучению были выше?
Я считаю, что самооценивание и взаимооценивание помогает учащимся видеть свои достижения и промахи. Наряду с компетентностным подходом мною применяется деятельностный подход, т.к.обучающиеся используют английский язык как инструмент для обсуждения и разрешения ситуаций делового общения. Необходимо отметить, составление графических схем и таблиц помогает обучающимся участвовать в учебном процессе, благодаря им растет мотивация.
4.Коммуникативная направленность включает знание языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе. Дети овладевают данной компетенцией в ролевых играх, при написании анкет и писем. 5..Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. В данной формации большую роль играет сам учитель, его стиль общения с людьми, его духовные ценности и приоритеты. Подведем итог. В основе обучения английскому языку в большей степени находятся не предметные компетенции (хотя они имеют отражение в государственных стандартах), а ключевые компетенции, как более универсальные. Именно они дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности и воспитания его личности. А учителя можно считать профессионально-компетентным специалистом, если он имеет такой уровень психолого-педагогической и предметной осведомлен-ности, что может уверенно реализовать свою готовность к профессиональной деятельности, быстро ориентироваться в ситуации, отобрать технологии, оптимальные и адекватные условиям обучения, проявить новаторство в своей работе.