Интегративный подход на предметах гуманитарного цикла


Интегративный подход к обучению гуманитарных предметов в условиях реализации ФГОС (история, обществознание, литература, русский язык)
Тема: Интегративный подход к обучению гуманитарных предметов в условиях реализации ФГОС (история, обществознание, литература, русский язык)
Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам,
вложенным в систему школьного образования.
Менделеев Д. И.На современном этапе развития образования главным принципом обучения учащихся является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». Осуществление этого принципа возможно в том случае, если уделять максимум внимания индивидуальным способностям каждого ребенка, т.е. в процессе индивидуально – дифференцированного подхода. Каждый ученик вправе рассчитывать на то, что его возможности будут учтены преподавателем, а, следовательно, каждый ребенок сможет свободно и полно реализовать свои творческие способности. Для продуктивного усвоения учеником знаний и для его интеллектуального развития важно давать такие задачи, которые ориентированы на установление широких связей как между разными разделами изучаемых курсов, так и между разными предметами в целом. Здесь имеет место внутрипредметная и межпредметная интеграция.
Цель интегративного обучения – формирование у обучающихся целостного видения мира. А сегодня это особенно актуально в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования, который устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.
Уроки истории - это гуманитарные уроки. На уроках истории, где происходит обмен опытом между поколениями и культурами, происходит патриотическое воспитание учащихся, достигается свобода в суждениях и ответах. А так как история связана со многими предметами, то интеграция уроков истории приобретает особую актуальность.
В настоящее время интегрированное обучение реализуется через интегрированные уроки, которые являются важным средством преодоления недостатков содержания образования, связанных с его многопредметной дифференциацией. Практика интегрированного подхода в обучении в той или иной степени имеет место практически у каждого педагога, но особенно ярко она проявляется у учителей – предметников гуманитарного цикла. При этом необходимо учесть, что широкого распространения интегрированные уроки не получают.
Разрабатывая уроки истории, надо помнить, что их идея может зависеть не только от материала программы и педагогической задачи, стоящей перед учителем, но и временем, когда программный материал усваивается (в начале учебного года, четверти, в середине, в конце и т.д.)
В процессе подготовки урока вырисовываются и другие его компоненты: повторение усвоенного на предыдущих занятиях, закрепление материала в сознании учащихся, характер домашнего задания. В это время происходит подбор материала к конкретной теме, разработка вопросов, постановка проблемных заданий, которые помогут рассмотреть тему с разных точек зрения.
Временами учитель истории стремится отказаться от традиционных форм урока, ищет для него разнообразные конфигурации, построения.
Творя замысел урока, важно представлять себе его основу, формировать особое учительское чувство - чувство времени. В зависимости от режима урока учитель подбирает темы, ритм своей речи, дикцию, организует другие средства педагогического воздействия.
Творческая деятельность учителя истории зависит от ряда обстоятельств: от условий, в которых он работает, от уровня общего развития класса, от собственных личностных качеств.
Чтобы творческие проявления учащихся носили последовательный и активный характер, учителю необходимо, подбирая материал для урока истории и для внеклассной работы, включать работы, которые служат основой для развития конкретных творческих навыков.
Учитель истории учит школьников искусству управления собственным восприятием в процессе познания истории. Поэтому умение и навыки слушать и слышать информацию не имеет дидактического содержания.
Таким образом, интегрированные уроки предоставляют и учителю, и ученику больше возможности для интеллектуального творчества и овладения сложным материалом, что особенно актуально в период перехода к профильному образованию. Ролью ученика на интегрированном уроке является не воспроизведение и пересказ знаний, почерпнутых из учебника или от учителя, а выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний. К ученику как к участнику процесса предъявляются следующие требования:
Умение находить и обрабатывать информацию, используя различные источники,
Навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации,
Умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию,
Выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других.
Выступать публично, литературно выражая свои мысли.
Межпредметные связи способствуют формированию личности школьника как субъекта познания и обучения. Задача учителя – предметника – способствовать формирования у учащихся универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные:
- овладение приёмами анализа исторического события, документов,
- выведение следствий из определения понятия;.- умение сравнивать,приводить контрпримеры;
-постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом.;- создание на уроках игровых ситуаций. Игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое событие. Вопросы в игре не должны быть и не очень простыми ( если ответ лежит на поверхности, то у большинства учеников исчезает азарт и интерес к игре), и в тоже время, не очень сложным и не понятными (это тоже снижает интерес у основной массы учащихся). Вопрос должен порождать стимул к работе с дополнительной литературой, к более глубокому осмыслению темы, а ответ должен строиться не только из найденных фактов, а логически построенной цепи суждений и личного мнения.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности)
Личностные УДД:
- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
- формирование исторической компетентности.
Регулятивные УУД:
- умение выделять свойства в изучаемых событиях и дифференцировать их;
- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению исторических понятий.
Одним из видов уроков истории являются уроки межпредметных связей. Интегрированные межпредметные уроки являются одним из эффективных и хорошо себя зарекомендовавших инструментов организации учебного процесса. История является наиболее объединяющим предметом учебной системы.
Многие коллеги – предметники обращаются к учителю истории с просьбой рассмотреть тот или иной вопрос в историческом конспекте. Иногда такое объединение вполне оправдано самим учебным материалом, однако не следует забывать, что интегрированный урок сегодня – это новая, пока еще не неосвоенная до конца часть методического и дидактического аппарата учителя.
В принципе, межпредметные связи осуществляются практически на всех занятиях. Обществознание, география, химия, математика и т.д.- все они связаны с историей, в первую очередь уже потому, что вошедшие в нее личности были не только политиками и полководцами, они представляли все сферы жизнедеятельности государства и человека. Но особенно ярко и гармонично история переплетается с предметами гуманитарного цикла – обществознанием, литературой, русским языком.
Например, изучая по истории России в девятом классе тему «Тоталитаризм» невозможно не дать его характеристику и основные признаки, изучаемые в курсе обществознания. Тема «Великая Отечественная война», где повсеместно гитлеровская Германия называется фашистской страной, также переплетается с обществоведческой темой «Политические режимы». Другая тема курса обществознания «Форма правления» прослеживается практически на каждом уроке истории.
История и литература также имеют множество точек соприкосновения. «Слово о полку Игореве», «Бородино» М.Ю.Лермонтова, «Полтава» А.С.Пушкина, «Воина и мир» Н.Н.Толстого, десятки и сотни других литературных произведений являются близкими для исторических дисциплин, так как в их основе лежат исторические события.
Прекрасно вливаются в рассказ учителя истории стихи. К примеру, можно долго объяснять, как красив храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, воздвигнутый в честь взятия Казани по приказу Ивана IV Грозного, как жесток и непредсказуем был сам царь, и не вызвать особых эмоций у учащихся. Заметно интереснее воспринимаются и история создания храма и царский нрав, если с чувством прочесть стихотворение Д. Кедрина «Зодчие». Или рассматривая тему «Итоги и уроки отмены крепостного права» ничто красноречивее стихотворения А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не отразит действительность («одним концом по барину, другим по мужику…»).
Также много точек соприкосновения имеют история и русский язык. Совместно с учителем русского языка можно проводить совместные уроки на обобщение и актуализацию знаний. К примеру, построить урок по заимствованным словам. Возможно изучение темы «Возникновение славянской письменности» также в контексте с русским языком.
Таким образом, имея общую тему, эти предметы ставят перед собой различные цели. Одни ориентированы на усвоение новых знаний, другие на овладение способами деятельности. Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру происходит только в том случае, если соблюдаются следующие условия:
Предметы гуманитарных и художественных циклов должны преподаваться интегрировано, образуя единый модуль;
Содержание и структура программ сформированы с учетом параллельно изучения данных предметов;
Обучение осуществляется методом « погружения» на основе сочетания исторических и тематических подходов;
Постижение культуры осуществляется не только на уровне знаний различных культурно и на уровне овладения способами деятельности, эмоционально-ценностного переживания, выработки личностного отношения к культурно-исторической эпохе.
Формы проведения интегрированных уроков так же могут быть самые разные: семинары, конференции, путешествия… А в связи с высокими темпами компьютеризации повседневной и профессиональной жизни человека актуальной задачей становится использование в процессе интеграции информационных технологий.
При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Деятельностный подход в контексте личностных, метапредметных и предметных результатах гармонично сочетаются в интегрированном подходе к обучению.
Таким образом, интегрированный подход к обучению предметов гуманитарного цикла имеет ряд положительных моментов.
Во – первых, на интегрированных уроках у учащихся вырабатываются и закрепляются универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные).
Во – вторых, на интегрированных уроках у учащихся предоставляется возможность посмотреть на смежные предметы с другой стороны. Это приводит к повышению интереса обучающихся.
В – третьих, в процессе интегрированных уроков у учащихся формируется целостное видение мира, которое проявляется в необходимости изучения предметов, составляющих школьную программу.
Но, наряду с этим, интегрированный подход имеет свои минусы. Главным из них является сложность организации интегрированных уроков и чрезмерная насыщенность, «перегрузка» урока. Кроме этого, при составлении календарно – тематического планирования, учителями – предметниками гуманитарного цикла необходимо совместно разрабатывать план работы по проведению интегрированных уроков. Это особенно сложно сегодня, когда программы, к примеру, истории и литературы, не совпадают по хронологии.
Ввиду этого, интегрированные уроки целесообразно проводить примерно 4-6 раз в течение одного учебного года.