Методический материал Интегративный подход в обучении


Интеграция - одна из актуальных проблем в обучении
С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает, увеличивается объем информации. Действующие программы по предметам естественнонаучного цикла предлагают учащимся усвоить большое количество понятий, которые в силу предметоцентризма нашего образования порой выступают как разрозненные элементы знаний. Это порождает трудности в формировании целостной картины мира, препятствуют органическому восприятию культуры, становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.
Особую значимость эта проблема приобретает сегодня, когда в соответствии с запросами общества в условиях построения новой образовательной системы делается акцент на развивающие цели образования. Интегративный подход является одним из ресурсов развивающего обучения и повышения качества образовательного процесса в школе.
Идея интегративного образования – одна из концептуальных идей современной школы.
Интеграция  – это процесс и результат достижения  целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей,  взаимодействия между различными образовательными программами (Приложение 1).
Плюсы интегративного подхода в образовании
Для ученика
Формирование и развитие более объективной и всесторонней картины мира, целостного мировоззрения и общей культуры
Более заинтересованное, лично значимое и осмысленное восприятие знаний за счет понимания их нужности и социальной значимости (мотивация)
Возможности для развития интеллектуального творческого мышления
Более активное применение своих знаний на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер
Формирование и развитие УУД
Снятие перегрузки в учебном процессе

Для учителя
Адекватность современному уровню научных представлений о мире
Возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях
Расширение «горизонтов» в преподавании «собственного» предмета и осуществление новых перспектив деятельности. Учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.
Стимул к поиску новых методических форм взаимодействия с учеником (педагогом), соответствующих интегративному подходу
Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем, возможность учета ценностных ориентаций и мотивации обучаемых
Формирование, развитие и воспитание личности с учетом ее познавательных намерений, способностей и возможностей.
Становление естественнонаучного мышления учащихся
Получение качественно нового педагогического результата
Трудности
Отсутствие учебно-методического комплекса (но они начинают уже появляться)
Недостаточная подготовленность педагогов по данному направлению работы (с чем мы стараемся справиться через самообразование, работу МО, семинары и курсы по повышению профессионального педагогического мастерства).
Формы обучения с интегративным подходом
Интегрированный курс (элективные, курсы по выбору, дополнительные учебные предметы и т.д.) – автономная научная дисциплина со своим специфическим предметом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, но в комплексе и на качественно ином уровне.
Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.
Участие учителей смежных дисциплин в организации интегрированных уроков решает психологическую проблему, позволяющую ребятам легко включаться в новый блок информации, способствует росту уровня общей и профессиональной культуры педагога, развитию ценностных ориентаций школьников с позиций глобального образования.
Комбинированный подход снимает монотонность урока, позволяет переключать внимание, а это обеспечивает высокую активность и поддерживает интерес к учению.
Интегрированные внеурочные мероприятия (проекты, экскурсии, интеллектуальные игры).
Основные этапы работы учителей МО естественнонаучного цикла по развитию интеграционных взаимодействий

Подготовительный этап
Изучение литературы и анализ  концепции интегрированного обучения
Приобретение учебной и методической  литературы
Обсуждение проблемных тем на заседаниях МО и обучающих семинарах:
Современные проблемы интеграции предметов естественнонаучного цикла
Развитие ОУУН и универсальных учебных действий учащихся через интеграцию предметов области Естествознания
Интеграция предметов области Естествознания на основе общего вертикального и горизонтального планирования, проведения интегрированных уроков и внеклассных мероприятий
Интеграция изучаемых дисциплин на основе выработки учителями единых подходов к формированию ведущих понятий межпредметного характера
Интеграция предметов области Естествознания, как средство формирования и развития ключевых компетенций учащихся
Практический этап
1. Определение ресурсного обеспечения:
авторские методические разработки педагогов;
методическая литература;
медиаресурсыматериально-техническое  оснащение
2. Внедрение интегративного подхода к формированию УУД
3. Создание банка интегральных познавательных заданий
4. Взаимопосещение уроков с целью обмена опытом осуществления внутрипредметной и межпредметной интеграции географии, биологии, физики, химии.
5. Взаимопосещение уроков с целью обмена опытом использования осуществления интеграции предметов области Естествознания как средства развития учащихся
6. Организация и проведение межпредметных олимпиад
7. Руководство проектной деятельностью учащихся, в том числе в выполнении междисциплинарных проектов
8. Проведение открытых интегрированных уроков
9. Проведение интегрированных внеклассных мероприятий учителями естественных дисциплин (в том числе открытых) в школе (интеллектуально-познавательных и ролевых игр, научно-познавательных марафонов, конференций, викторин, турниров знатоков, дискуссий, дебатов, круглых столов, презентаций учебных проектных продуктов по предмету и междициплинарных)
10. Проведение выездных интегрированных внеклассных мероприятий
Неделя открытий на Валдае (ежегодно)
Экскурсии в Политехнический, Зоологический музеи, Дарвиновский музей и др. (Приложение 2)

11. Популяризация опыта межпредметной интеграции:
Проведение совместных заседаний учителей дисциплин естествознания и учителей других МО по обмену опытом использования межпредметной интеграции
Публикации:
Г.Г. Лысова, Т.А. Никифорова, Л.Г. Прилежаева, Н.Н. Савельева. «Интеграционное изучение естественных дисциплин». Монография «Критериальное оценивание достижений учащихся». Москва. Научное издание ДО ГОУ ВПО МГПУ. 2010
Г.Г. Лысова, Е.А. Менделеева. «Дистанционное преподавание химии в НП «Телешкола». РАО ИСМО. Сборник материалов «HYPERLINK "http://www.internet-school.ru/ShowInfo.ashx?news=1&id=882502"Полатовские чтения – 2009».- М., 2010.
Г.Г. Лысова. Деятельностные технологии обучения в формировании универсальных учебных действий учащихся. Формирование универсальных учебных действий на уроках химии. Диагностика в работе по формированию универсальных учебных действий. Москва. Научное издание ДО ГОУ ВПО МГПУ. 2012
Г.Г. Лысова, А.И. Аштрафзянов, Т.А. Никифорова, Л.Г. Прилежаева, Н.Н. Савельева. Сборник методических статей «Предметная интеграция как ресурс развивающего обучения». АНО СОШ «Премьер». 2014
12. Ежегодный анализ работы по реализации интеграции предметов области естествознания
Результаты деятельности МО по реализации
предметной интеграции
Нам удается осуществлять интеграцию учебных дисциплин в поиске их взаимодействия по отношению к целостному видению мира
Мы пытаемся найти единые подходы к формированию ведущих понятий межпредметного характера
Мы осуществляем интеграцию за счет усиления практической направленности и конкретного предмета, и цикла в целом через урочные и внеурочные мероприятия
Учителя МО естествознания целенаправленно, в соответствии с методической темой школы и планом работы МО, формируют и развивают УУД, способствуют достижению личностных результатов обучающихся
Наше внимание к интегративному подходу в обучении способствует созданию атмосферы для развития и проявления личностных качеств учащихся, формирования целостной картины мира, к более заинтересованному, лично значимому и осмысленному восприятию знаний, усилению мотивации к изучению предметов области Естествознания.

Приложение 1
Словарь
Интеграция  – это процесс и результат достижения  целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей,  взаимодействия между различными образовательными программами.
Интеграционные взаимодействия – общие действия, направленные на сближение и связь наук, наряду с их особенностями.
Интегральные задания – задания, в которых неразрывно связаны (объединены) различные внутрипредметные понятия, требуется применение общих законов и теорий (в случае химии для органической и неорганической химии), или это задания межпредметные, предназначенные для установления причинно-сдедственных связей и формирования единой естественнонаучной картины мира.
Интегрированный курс (элективные, курсы по выбору, дополнительные учебные предметы и т.д.) – автономная научная дисциплина со своим специфическим предметом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, но в комплексе и на качественно ином уровне.
Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса.
Идея интегративного образования – одна из концептуальных идей современной школы.
Цель интегративного обучения – формирование целостного видения мира.
Приложение 2
Интегрированные внеклассные мероприятия
1. Межпредметная олимпиада «Эрудит». 8, 9, 10 классы
2. Дебаты «В России нужно развивать атомную энергетику». 9 класс
3. Интеллектуальная био-химическая игра «Эрудит может стать миллионером!».
10 класс
4. Интеллектуальная физико-химическая игра «Эрудит может стать миллионером!». 10 класс
5. Научно-познавательный марафон «Жизнь на Земле». 5, 6 классы
6. Сумасшедшая наука «Оптические иллюзии». 5 – 8 классы
7. Интеллектуально – познавательная командная игра «Клад». 8, 9, 10 классы
8. Круглый стол «Хочу все знать: ну и жвачка; секреты ароматерапии». 8 класс
9. Круглый стол «Ассорти: будьте здоровы!». 8, 9 классы
10. Ролевая игра «Суд над этиловым спиртом». 8 – 11 классы
11. Интеллектуальная игра «Самый умный в области Естествознания». 7 – 10 классы
12. Интегрированная интеллектуально-познавательная игра «Кто в Премьере всех мудрее?» 7 – 10 классы
13. День Ломоносова. 8 класс
14. Неделя открытий в Подмосковье, на Валдае, в Мещере
15. Экскурсии в Политехнический музей, Дарвиновский музей, Минералогический музей им. А.М. Ферсмана, Московский Планетарий, Царицынский дендропарк, в музей-усадьбу Коломенское и др.
16. Междисциплинарные проекты (ежегодно)
«Время» 5 кл«Порядок» 6 кл«Взаимодействия» 7 кл«Вода» 8 кл«Система» 9 кл«Энергия», «Изменения» 10 кл « Космос» 5 - 11 клТуристический слет «Мир вокруг нас» 5 – 11 кл17. Квест
18. Персональные проекты учащихся по темам области Естествознания (ежегодно).