Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе









«Здоровьесберегающие технологии в
образовательно-воспитательном процессе»
Педагогический проект
Истомина Наталья Александровна,
воспитатель детского сада















Каменск-Уральский
2016
Введение
Здоровье, как условие свободы жизни является основным фактором в системе важнейших человеческих ценностей. Ценность здоровья определяется тем, что оно оказывает большое влияние на духовное развитие человека.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют более высокие требования к человеку и его здоровью
За последние годы происходит снижение уровня здоровья населения нашей станы, как взрослых так и детей. Очевидно, что основными причинами снижения здоровья населения в нашем городе является резкое ухудшение экологической ситуации в городе, социально-экологические проблемы и связанное с ними снижение уровня жизни части населения.
Исходя из выше изложенных проблем, одним из ключевых вопросов является необходимость изменения подхода к формированию здоровья, повышению уровня физического, психического и социального благополучия детей.
В Законе «Об образовании» РФ ст. 2 одним из основополагающих принципов является «приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека», а в ст.51 выше названного закона говорится о том, что образовательное учреждение создаёт условие, гарантирующее охрану и укрепление здоровья воспитанников, тем более детский сад присмотра и оздоровления, каким является наш детский сад.
На основании выше изложенного требуются новые подходы в организации воспитательно-образовательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий, поэтому главной целью моей педагогической деятельности является приведение психолого- педагогических условий в соответствии с требованиями стандарта воспитания и обучения детей.
Предметом моего исследования является:
Здоровьесберегающие технологии, способствующие полноценному развитию детей.
Цель исследования:
Подтвердить эффективность использования здоровьесберегающих технологий, способствующих подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными, чуткими, учить освобождаться от стрессов, перенапряжения, прививать необходимые умения проведения точечного массажа, проводить закаливания детей, соблюдать профилактику простудных заболеваний, воспитание привычки здорового образа жизни.
Для реализации целевых установок следует решить следующие задачи:
Изучить состояние проблемы в теории педагогической практики.
Спроектировать модель работы здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе.
Оценить роль дифференцированного подхода в воспитании здоровья детей.
Спроектировать дальнейшую педагогическую деятельность по данной проблеме.
В своей проблеме я предполагаю, что использование здоровьесберегающих технологий позволит мне укрепить здоровье растущего организма. Позволит привести родителей и детей осознанно относится к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни развития детей.





Глава 1. Реферативная часть
Тема сохранения здоровья человека в последнее время активно обсуждается в обществе. Еще больше внимания уделяется сохранению здоровья дошкольников. Фактические данные говорят о ее актуальности. За последнее десятилетие состояние здоровья дошкольников значительно ухудшилось. Сейчас только 5% детей могут считаться абсолютно здоровыми. К поступлению детей в школу возрастает процент детей с хронической патологией. У большинства современных детей и подростков диагностируются 2-3, а у учащихся школ нового типа (гимназий, лицеев) - 3-5 хронических заболеваний. Чаще всего у дошкольников встречаются склонность к частым простудным заболеваниям, утомление и невротические расстройства, нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие, близорукость. Исследования Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук (НЦЗД РАМН) показали, что сегодня среди выпускников детских садов 3% полностью здоровы. В Послании к Федеральному Собранию в 2010 году Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев сказал: «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Разумеется, этот вопрос касается не только детей. Мы, старшие, сами должны подавать соответствующий пример. Всему нашему обществу пора преодолеть инфантилизм в вопросах здорового образа жизни. «Не воспитывая себя, сложно воспитать своих детей», – отмечал ещё Лев Толстой».
Вопросы сохранения здоровья нашли отражение в документах, определяющих развитие системы образования. В современной модели образования одна из базовых компетенций – компетенция самоорганизации, которая предполагает, в частности, умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы. Федеральные стандарты нового поколения предусматривают работу школы по формированию индивидуальной системы здорового образа жизни каждого ребенка. В качестве личностных результатов дошкольного образования выделяются формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. Одним из направлений, обозначенных в образовательной инициативе «Наша здоровая группа», является здоровье дошкольников: «Вопрос заботы о здоровье детей требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье. Насыщенная, интересная и увлекательная дошкольная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни».
Формированием у человека установки на сохранение и поддержание собственного здоровья занимается отрасль знаний, такая как - здоровьесберегающие технологии - наука о здоровье человека, предпосылках и факторах здорового образа жизни, таких как:
- организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерывов)
методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность у детей
психологический фон занятий (доброжелательность, мудрость педагогов)
санитарно-гигиенические условия (проветривание помещений, соответствие температурного режима, чистота и т.д.)

двигательный режим детей (с учетом их возрастной динамики)
рациональное питание (меню, режим питания)
медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры.
По уставу ВОЗ, «здоровье это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия».
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
В более узком смысле, здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Основными принципами здоровьесберегающих технологий являются:
принцип природосообразности: соответствие педагогического влияния природе ребенка;
принцип социосообразности: создание приемлемых социальных условий для успешного развития и саморазвития ребенка;
принцип амбивалентности: организация педагогического влияния, согласованного с изменчивыми средовыми и внутренними условиями;
принцип любви в обучении и воспитании: отказ от функциональных педагогических отношений и выстраивание глубинного, ценностного, эмоционального взаимодействия во всей полноте личной включенности в него педагога, способного вызвать такую же включенность ребенка;
принцип глубинного общения и воспитания: активизация собственных внутренних усилий ребенка по самоусовершенствованию, мобилизация личностных ресурсов у подрастающих поколений;
принцип приоритета духовной поддержки над коррекцией поведения в воспитании: требование преимущественно полагаться на внутреннее единение с ребенком, на поддержание его духовных сил, использовать возможности вдохновлять ребенка, поднимать его веру в себя и надежду на будущее.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

· организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

· психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

· учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.
Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.
На сколько современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий?
На сколько они открыты сотрудничеству с медиками?
Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей?
Анализ сложившейся ситуации дает весьма печальные ответы на поставленные вопросы.
Во-первых, существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой». Культурный же человек, как отмечал И.И. Брехман, «не должен допускать болезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени».
Во-вторых, имеет место «забалтывание» проблемы здоровья. Существует такой педагогический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становятся меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т. к. только размышлениями и рассуждениями проблему не решить. Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, формированию у них культуры здоровья, следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятельность рассуждения о ней.
В-третьих, можно констатировать сужение понятия «здоровье». Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.
2. Концепция модернизации российского образозания на период до 2010 года предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Таблица 1.
Современные здоровьесберегающие технологии
 
Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий
Время проведения в режиме дня
Особенности методики проведения
Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг
Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении
Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы
Руководитель физического воспитания

Ритмопластика
Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста
Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка
Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог ДО

Динамические паузы
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
Воспитатели

Подвижные и спортивные игры
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп
Игры подбираются есоответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр
Воспитатели, руководитель физического воспитания

Релаксация
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы
Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог

Технологии эстетической направленности
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп
 
Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса
Все педагоги ДОУ

Гимнастика пальчиковая
С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
Воспитатели, логопед

Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Все педагоги

Гимнастика дыхательная
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
 
Все педагоги

Гимнастика бодрящая
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ
Воспитатели

Гимнастика корригирующая
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей
Воспитатели, руководитель физического воспитания

Гимнастика ортопедическая
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
 
Воспитатели, руководитель физического воспитания

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие
2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах.Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.
Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение
Воспитатели, руководитель физического воспитания

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом
 
Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
Воспитатели, психолог

Коммуникатив-ные игры
1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Воспитатели, психолог

Занятия из серии «Здоровье»
1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста
Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития
Воспитатели, руководитель физического воспитания, педагог-валеолог

Самомассаж
 
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
 
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания

Точечный самомассаж
Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста
 
Проводится строго по специальной методике.Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал
Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания

Биологическая обратная связь (БОС)
От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста
Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников
Педагог-валеолог, специально обученный педагог


Таким образом, создавать здоровое поколение стоит с дошколят, а это зависит во многом от воспитателей детского сада. Я считаю, что при систематизированном использовании здоровье сберегающих технологий можно создать отличную здоровую группу.

Глава 2. Проектная часть
Свою работу по данной теме я строила в 3 этапа. Целью первого этапа было:
- выявить состояние здоровья детей
- знания, умения и навыки, имеющиеся у детей.
На данном этапе была проведена:
диагностика (приложение 1);
наблюдение детей в педагогическом процессе в период адаптации;
проводились беседы с родителями;
анкетирование с родителей.
Анализ диагностики показал, что результат проведенных форм работ дают такую результативность: двое детей (вписать ФИ ребенка) и (вписать ФИ ребенка) выполняют самостоятельно или с небольшой помощью, 7 детей не выполняют вообще и 9 детей выполняют и имеют навыки, но им постоянно требуется помощь.
Особое затруднение у детей вызвало одевание, раздевание, усаживание на горшок, просится в туалет по нужде, а также дети не могли эмоционально выражать свои чувства, желания, к.г.н. плохо развиты у детей.
Итак, анализируя результаты начального уровня имеющихся у детей знаний, умений и навыков показал необходимость внедрения более активныхметодов для сохранения здоровья детей и их развития.
С учетом таких показателей целью формирующего этапа было: разработка перспективного планирования работы воспитательно-образовательного процесса.
Работа началась с создания благоприятных условий развивающей среды группы.
Цель:
- разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка.
- обеспечение его полноценного здоровья.
- формирование привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний.
- развитие разнообразных двигательных и физических качеств укрепление психики здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности .
Ставила перед собой задачи:
расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);
формировать психическую (произвольную) регуляцию жизненных функций организмам путем развития творческого воображения;
помочь детям овладеть доступными навыками самоврачевания, прививать чувства психологической взаимопомощи в экстремальных ситуациях;
способствовать развитию познавательного интереса к своему и чужому телу, его возможностям.
Проводились такие формы работы с детьми (приложение 2 сделать фото):
пальчиковые гимнастики;
йога;
дыхательные гимнастики;
точечный массаж;
упражнения на внимание для глаз;
артикуляционные гимнастики и упражнения;
развлечения, такие как: праздник весны с участием педагога-психолога;
совместное посещение детей и родителей клуба «Здоровый малыш».
Проводились такие формы работы с родителями:
консультативные дни;
родительские собрания;
развлечения совместно с детьми;
анкетирование.
Так же взаимодействие со специалистами узкой направленности: музыкальный работник, воспитатель по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед, медицинский персонал.
В адаптационный период проводились наблюдения:
- какое настроение у ребенка преобладает: бодрое, уравновешенное, раздражительное (в играх «Узнай настроение», «Улыбнись себе», игры на мимику перед зеркалом и др.).
- какой аппетит у малыша, что любит есть, от какой пищи отказывается;
- как засыпает (быстро, медленно, спокойно, беспокойно);
- владеет ли навыками опрятности (просится на горшок, тянет руки к воде при умывании);
- интересуется ли игрушками, предметами;
- проявляет ли интерес к действиям взрослого.
Были оснащены уголки в групповой комнате: (приложение 4 фото)
А также были оформлены игры:
«Малыш крепыш»
«Если малыш поранился»
«Сундучок Мойдодыра»
«Здоровый малыш»
«Что нужно чтобы быть опрятным»
Оформлены альбомы:
«Игры, которые лечат», в котором подобраны игры для:
Профилактики часто болеющих детей ОРВИ
Профилактики плоскостопия
Профилактики осанки
Профилактики бронхо-легочных заболеваний
Профилактики дыхательной системы
«Массаж лицевых мышц»
В уголке по развитию мелкой моторики имеются такие игры: Различные мозаики, пирамидки, пристежки, застежки, конструктора, бусы для любимой мамочки, игра «Прикрепи лучик солнышку».
Таким образом, на данном этапе были созданы достаточно благоприятные условия развивающей среды, использовались активные формы работы с детьми и родителями, тесное взаимодействие со специалистами, все это сказалось в положительной динамике развития детей при диагностировании.
Целью контрольного этапа было определить эффективность использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе.
Анализируя проведенную работу я убедилась, что здоровьесберегающие технологии помогли мне добиться положительного результата.
Проведя повторную диагностику на конец года выявила динамику развития детей:
5 детей показали высокий уровень, на начало года было 2 11 детей показали средний уровень, на начало года было 9 4 ребенка осталось с низким уровнем, на начало было 7 Дети стали более самостоятельными, более активными, снижение заболеваний, появилась инициатива, более охотно стали вступать в контакт с детьми и взрослыми, овладели навыками опрятности.
Настроение детей бодрое, уравновешенное, стремящее узнавать новое.
Анализ заболеваемости детей за 2007-2008 уч.год:
На сентябрь 2011 года:
Из 18 детей по болезни - 15, средняя заболеваемость 0.8 дня на человека
При посещаемости 71%
На май месяц 2012 года:
Из 18 детей по болезни 5, средняя заболеваемость 0.3
При посещаемости 83%.
На данный момент группу посещают все дети.
На основании выше изложенного и учитывая необходимость продолжать данную работу с детьми, используя здоровьесберегающие технологии, составила перспективный план на следующий год (приложение 5).






















Заключение
Подводя итоги, своей педагогической деятельности за 2007-2008 уч.год считаю, что с поставленными задачами справилась, при активном сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса. Опытным путем проверили эффективность использования здоровьесберегающих технологий и, проанализировав полученные результаты, сделали вывод:
выдвинутая нами гипотеза и цель нашей работы достигнута и имеет положительные результаты, доказывая необходимость применения на практике в дальнейшей работе.
Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе позволило осуществить, усовершенствовать и развить систему оздоровления детей с учетом выявленных проблем на год.
Работа показала хорошую результативность, но, учитывая небольшой промежуток времени, есть проблемы и вопросы, которые требуют их решения. Таким образом, данная работа будет продолжаться дальше.






Список литературы


Селевко Г.К., Селевко А.Г. «Социально-воспитательные технологии», «Народное образование.
Л.В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии».
И.В. Чюпаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова «Здоровьесберегающие технологии».
Г.А. Тарасова, Л.С. Власова «Я и моё здоровье».
Н.С. Голицина, И.М. Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».
А.С. Галанов «Игры которые лечат».
Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров «Педагогический словарь».
М.Н. Щетинин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей».




Проект на 2012 – 2015 года
Современное определение понятия «здоровье» впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Было признано, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий определенным мировоззрением, уровнем развития личности, убеждениями и установками, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни.
Цель проекта - сохранение и укрепление здоровья детей, формировать привычки к здоровому образу жизни. Достичь поставленной цели можно через решение следующих задач:
Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно - оздоровительной работы.
Познакомить детей с правилами гигиены.
Формировать представление детей о здоровом образе жизни.
Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Предполагаемый результат:
Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы.
Создание предметно развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы.
Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей.
Проект рассчитан на 4 года, начиная со второй младшей группы до подготовительной.



Этапы
Планируемая деятельность
Результат работы

1. Целеполагание
Сентябрь – декабрь 2011 (вторая младшая группа)

1. Изучение методической литературы по теме.
2. Разработка мониторинга по отслеживанию заболеваемости детей (приложение 1).
3. Проведение мониторинга.
Обработка результатов.

2. Разработка проекта
Январь – май 2012
(вторая младшая группа)

1. Подборка здоровьесберегающих технологий.
2. Разработка дидактических и сюжетно-ролевых игр (приложение 2).
3. Разработка совместной деятельности детей и родителей.
4. Разработка родительских собраний.
Подобрать и систематизировать материал.

3. Внедрение проекта в образовательную деятельность.
2012 – 2014 года
(средняя и старшая группа)
1. Внедрение дидактических и сюжетно-ролевых игр.
2. Проведение родительских собраний.
3. Организация совместной деятельности детей и родителей.

Реализация проекта.

4. Презентация проекта
Сентябрь – декабрь 2014 (подготовительная группа)
Проведение спортивно-развлекательного мероприятия совместно с детьми и родителями (приложение 3).
Реализация проекта.

5. Анализ эффективности проекта
Январь – май 2015
1. Проведение мониторинга.
2. Планирование работы на следующий период.

Корректировка проекта.













Заключение
Таким образом, в результате реализации проекта у воспитанников будет сформирована внутренняя потребность в здоровом образе жизни, которая станет основой для выбора стратегии здорового образа жизни и эффективного поведения в различных жизненных ситуациях.
У каждого воспитанника, в каждой семье будет выработана программа сохранения здоровья. Индивидуальные программы сохранения здоровья станут составной частью программы здорового образа жизни воспитанников и их родителей. Улучшится здоровье воспитанников. Количество пропусков по болезни снизится на 50%. Количество воспитанников, отнесенных к 3 группе здоровья понизится на 20 %.
Будет описан опыт работы образовательного учреждения по реализации программы охраны здоровья.
Итогом реализации проекта станет условия для сохранения здоровья и оздоровления воспитанников и их родителей. Описание технологии по работе образовательного учреждения по охране здоровья воспитанников.












Приложение 1

Модель мониторинга проекта
Цель мониторинга проекта – оценить уровень сформированности стратегии здорового образа жизни и проанализировать здоровье детей.
Основные направления мониторинга:
психологическое;
образовательное;
социальное;
физическое.
Направление психологическое
Цель:
Определить уровень сформированности стратегии здорового образа жизни.

Объект:
Воспитанники и их родители.

Предмет:
Потребность в здоровом образе жизни.

Пользователи:
Родители и воспитанники.

Показатели:
Отсутствие правонарушений, связанных с употреблением алкоголя и других психотропных веществ у родителей.
Посещение спортивных секций, занятия физической культурой детьми.
Наличие индивидуальной программы сохранения здоровья, программы сохранения здоровья семьи.
Эффективное поведение в различных жизненных ситуациях.
Изменение поведения родителей.


Направление образовательная деятельность.
Цель:
Определить успешность реализации стратегии здорового образа жизни на уроках и во внеурочной деятельности.

Объект:
Воспитанники.

Предмет:
Применение здоровьесберегающих технологий в совместной и самостоятельной деятельности.

Пользователи:
Воспитанники.

Показатели:
Внедрение в педагогический процесс здоровьесберагающих технологий.


Направление физическое.
Цель:
Определить динамику здоровья воспитанников.

Объект:
Воспитанники.

Предмет:
Группа здоровья учащихся для занятий физической культурой.

Пользователи:
Воспитанники и родители.

Показатели:
Результаты медицинского осмотра.
Уменьшение количества пропусков посещения МДОУ по болезни.
Уменьшение количества воспитанников, отнесенных к 2 и 3 группе здоровья.


Направление социальное.
Цель:
Определить результат апробации стратегии сохранения здоровья.

Объект:
Воспитанники и их родители.

Предмет:
Применение здоровьесберегающих технологий в совместной и самостоятельной деятельности родителей и детей.

Пользователи:
Воспитанники и родители.

Показатели:
Описанный опыт работы группы по реализации проекта «Хотим быть здоровыми».


В ходе мониторинга будут применяться следующие методы: психологический, социологический, учебный, социально-психологический, административный.
В качестве инструментария будут использоваться психологические тесты, социологические опросы (анкетирование), наблюдение, анализ документации (отчетных форм).
Документальной основой мониторинга станут аналитические справки, анализ совместной и самостоятельной деятельности родителей и детей и проведенных мероприятий.
Результаты мониторинга будут презентоваться в форме выступлений перед педагогами и родителями, а также на сайте МДОУ в виде описаний, диаграмм, таблиц и др.
Мониторинг позволит отслеживать эффективность и своевременно корректировать стратегию реализации проекта.













Приложение 2
Дидактические игры:
«Тонкие и толстые палочки».
«Найди отличия здорового и больного человека».
«Правила здорового образа жизни».
«Наши пальчики».
«Лечебные точки на человеке».
«Прыгай, прыгай веселей!»
«Дополни рисунок».
Сюжетно-ролевый игры:
1. Ситуативная игра-история с элементами театрализации «Урок физического развития».
2. Ситуативная игра «Машина».
3. Ситуативная игра-история «Случай в малине
4. Подвижные игры: «Добрые эльфы», «Те­атр теней!», «Волшебный стул».
5. Игры «Мост дружбы», «Радио», «Секрет», «Добрые и вежливые слова», «Добрые приветствия», «Солнце».
6. Занятия «Сказочное здоровье», «Дарите людям улыбку».
7. Работа с альбомом «Правила поведения дошкольника».
8. Совместная работа родителей с детьми «Альбом нашей здоровой семьи».
9. «Знакомство со здоровьесберегающими технологиями».
10. Коллективная работа «Наше здоровье».
11. Аппликация «Здоровье страны».







Приложение 3
Спортивно-развлекательного мероприятия
Цель:
1. Формирование двигательной активности детей.
2. Укрепление физического здоровья дошкольников.
3. Воспитание коллективизма, доброты.
Оборудование: загадки, карта, флажки 2 шт.; фитнес-мячи 2 шт.; дуги 8 шт.; обручи 10 шт.; кегли 8 шт.; мячи с шипами 2 шт.; корзины баскетбольные 2 шт.; для декорации: деревья, пеньки, облака, цветы, дом для Василисы; кубы 2 шт.; музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: подготовка оборудования, призов, декораций, карты-схемы, сценических костюмов, подбор загадок, оформление зала.
Действующие лица (взрослые):
Василиса Прекрасная
Кощей
Леший
Ход занятия
Дети заходят в зал под музыку, там их встречает Леший.
Леший: здравствуйте, дети! У нас случилась беда! Злой Кощей украл Василису прекрасную! И теперь на земле не поют птицы, не цветут цветы, грустно стало. Помогите нам, пожалуйста, спасти Василису Прекрасную.
Дети: Поможем, конечно!
Под музыку вбегает Кощей.
Кощей: Здравствуйте! Ой, горе, мне горе! Шел через лес, засмотрелся, упал и ударился головой о дерево. Теперь ничего не помню, кто я, что делаю, злой или добрый: Подскажите мне ребята!
Леший: Ну, как сказать. (Тихо спрашивает у детей) Ребята, правду ему скажем или нет?
Дети: Правду!
Леший: Ты, Кощей, очень злой! Украл нашу Василису Прекрасную, теперь нам без нее ужасно плохо. Верни ее нам, пожалуйста.
Кощей: Так я вернул бы ее вам, но не знаю где она.
Леший: А что там у тебя? Вон из-под плаща торчит?
Кощей: (смотрит) Не знаю что это.
Леший: Давай-ка я посмотрю (смотрит). Да это же карта, где Кощей Василису Прекрасную спрятал!
Кощей: Простите, что я вашу Василису украл, я так больше не буду делать.
Леший: Что ребята, простим Кощея?
Дети: Да!
Леший: Тогда берем карту и идем искать Василису. Путь у нас лежит трудный, различные испытания предстоит пройти. Вы не боитесь?
Дети: Нет!
Кощей: А меня возьмете с собой?
Леший: Возьмем Кощея?
Дети: Возьмем!
Леший: Давайте посмотрим, куда же нам идти надо (смотрят карту).
Леший: Ой, что же это? Болото? И кочки. Как же пройти то нам через болото?
Дети: Прыгать по кочкам надо!
Кощей: Давайте разделимся на две команды, так легче искать будет.
Леший: А ты нас не обманешь?
Кощей: Нет!
Эстафета «По болоту»
Дети стоят в колоннах. Каждой колонне дается по большому мячу. Первый садится на мяч и прыгает на мяче до флажка, берет его в руки и бежит к своей команде, передавая эстафету следующему и так далее.
Кощей: Молодцы, ребята! Какие вы все ловкие и смелые, как хорошо прошли через болото! А загадки мои отгадаете?
Дети: Конечно!
Загадки
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
От чего беднягу бьют?
От того, что он надут! (мяч)
Ой, насыпало снежка!
Вывожу коня-дружка.
За веревочку-узду.
Через двор коня веду.
С горки вниз на них лечу
А назад я их тащу. (санки)
Сразу два лихих коня
В зимний лес несут меня! (лыжи)
Леший: Вот, Кощей, какие наши ребята молодцы! Болото прошли, загадки отгадали! Давайте с вами посмотрим, куда же нам дальше идти надо (смотрят карту).
Кощей: Вот смотрите, огромное бревно, как же нам его преодолеть?
Леший: под ним надо проползти!
Эстафета «Под бревном»
Дети стоят в колонне по одному, первый бежит до дуг, подлазит под дугами, пролазит в обруч, оббегает флажок и бежит обратно, передавая эстафету следующему.
Кощей: Молодцы, преодолели такое сложное препятствие! Послушайте загадки.
Загадки
Под шум трибун
Под ветра свист
Гоняет шайбу: (хоккеист)
У него два колеса,
И седло на раме.
Две педали есть внизу
Крутят их ногами. (велосипед)
Есть ребята у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих
Что за кони у меня? (коньки)
Чтобы здоровье было в порядке,
Не забывайте вы о: (зарядке)
Трусит ехать вниз Егорка,
Высока из снега: (горка)
Леший: Снова загадки, Кощей, мы твои разгадали, ну разве не молодцы?
Кощей: Молодцы конечно!
Леший: Что-то не видать нигде нашей красавицы Василисы Прекрасной, лес кругом дремучий, темно, страшно, куда же мы забрели? Давайте карту посмотрим (смотрят). Наверно надо еще испытание пройти?
Звучит музыка темного леса.
Кощей: Да, лес здесь густой, чаща!
Эстафета «Сквозь лесную чащу»
Дети стоят в колоннах по одному. Первый бежит до кеглей, расставленных одна от другой на расстоянии 30 см. надо пробежать между кеглями «змейкой», добежать до флажка и вернуться в свою команду.
Кощей: Ребята, у меня есть такие загадки, которые вы никогда не отгадаете.
Леший: Ну, посмотрим, загадывай, давай!
Загадки.
Как наглаженный платок,
Гладкий, ровный наш: (каток)
Старший брат - болельщик он,
Он ушел на: (стадион)
Как солдата нет без пушки,
Хоккеиста нет без: (клюшки)
Ногой оттолкнусь
И помчу на закат,
Колеса плюс руль - это мой: (самокат)
Час на ножке скачет Алка,
А в руках свистит: (скакалка)
Не догонит нас мороз
Мы бежим на лыжах: (кросс)
На полных трибунах крики и свист -
К воротам с мячом бежит: (футболист)
Леший: Долгий же у нас путь. Чувствуете, ветерок подул? Давайте вместе с ветром дуть будем.
Дыхательное упражнение
«Подули на плечо»
подули на одно плечо
теперь на другое
а сейчас на живот
а теперь на облака (обычный вдох через нос и длительный выдох)
«Ветер»
сильный ветер вдруг подул
тучки с неба он все сдул (полный вдох носом, задержать дыхание 3-4 сек. Сквозь сжатые губы выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами). Но вот и освежились.
Звучит музыка ручья.
Кощей: (смотрит карту) Ого, к реке вышли. А как же мы ее переходить будем?
Леший: (смотрят вместе с детьми) Да очень легко, по камушкам.
Эстафета «По камушкам»
Детям дается мяч в руки. Первый бежит до обручей, прыгает из обруча в обруч и бросает мяч в корзину. Ловит мяч и бежит к своей колонне, передавая эстафету следующему.
Кощей: Ну, еще немного загадок.
Загадки
В море синее нырнула
И на дно легла: (акула)
Железная ножка,
Железная кепка.
Не плачет мальчишка,
Хоть бьют его крепко. (гвоздь)
Был он желтым, стал он белым,
Только дунет ветерок -
К облакам взлетит он смело,
Он - летающий цветок. (одуванчик)
Раз - ромашка,
Два - ромашка.
Вся в цветах
У мамы: (чашка)
Кощей: А хотите, я вам спою (начинает петь). Ой, мороз, мороз:
Леший: Ну, Кощей, прекращай петь. Итак, что-то холодно становиться, снег вон пошел (растирает плечи), надо карту посмотреть, куда нам идти дальше (смотрят).
Кощей: Пока я с вами шел, все вспомнил (ехидно улыбается)!
Леший: Да как же ты мог, мы тебя с собой взяли, а ты молчишь, что вспомнил дорогу?
Кощей: Простите, простите, я так больше не буду. Я стал хорошим, просто боялся, что вы меня бросите.
Леший: Тогда говори, что же это (показывает на карту)?
Кощей: Льдина, а на ней пингвины.
Эстафета «Пингвинчики»
Дети стоят в колонне по одному, им дается мяч. Они зажимают мяч между колен и прыгают до флажка, обратно бегут с мячом в руках.
Леший: Шли, шли, а Василису Прекрасную нигде не нашли.
Звучит музыка, из домика выходит Василиса.
Василиса: Здравствуйте милые детки! Я так скучала по ясному солнышку, по голубым облакам, по речке быстрой, по пению птиц веселых. Уснула тут, злой кощей похитил меня и заточил в этом замке. Ой (пугается), так вон Кощей то, спасите меня!
Леший: Не бойся, Василиса, мы тебя спасать пришли, а Кощей добрым стал, помогал тебя искать.
Кощей: Правда, прости Василиса меня.
Василиса: Прощаю. Вы долго шли, устали наверно. Я сейчас вас волшебными конфетами угощу (угощает).
Леший: Ну, что ребята, Василису мы спасли. А вам пора в детский сад вернуться! До свидания ребята!


















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115








15