Личностно-ориентированное обучение в современной школе


Личностно-ориентированное обучение в современной школе
Коньякова Л.И.
Методика личностно-ориентированного подхода существует уже довольно давно. Такие выдающиеся психологи, как А.Н. Леонтьев, И. С. Якиманская, К. Роджерс писали о влиянии школы на формирование личности учащихся. Впервые, термин «личностно-ориентированный подход» стал использовать К. Роджерс. При этом он говорил о таком методе обучения как о принципиально новом, позволяющим ученику не просто учиться, а получать насыщенный информацией материал, развивающий воображение.
В настоящее время в педагогике личностно- ориентированному подходу уделяется особое внимание.
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такой вид обучения, в основе которого лежит самобытность, личность обучающегося.
Целью ЛОО является полноценное развитие и самореализация обучающегося на основе овладения им навыков творческой и коммуникативной деятельности, элементами творческого мышления и системой ценностных отношений.
Основная задача обучения личностно-ориентированного обучения – обеспечение самоопределения личности в культуре, открытие учащимися новых знаний и способов деятельности, перевод ученика в режим саморазвития.
Личностно-ориентированный подход предполагает помощь учащемуся в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации, самоутверждения. В коллективном обучении и воспитании это означает создание гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанник осознает себя личностью и учится видеть личность в других людях. Коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого человека.
Выделяют несколько основных правил построения личностно-ориентированного урока:
Опора на субъектный опыт.
В основе данного правила лежит профессиональная позиция учителя, заключающаяся в уважительном отношении высказываний ученика по обсуждаемой теме. При подготовке к занятию учитель должен также учесть возможные содержательные характеристики по материалу из субъектного опыта ученика, а также продумать варианты равноправного диалога при обсуждении данной темы. Как обобщить эти “версии”, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, задачам и целям обучения.
В правильно сформированных условиях, ученики будут стремиться высказываться, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения. Учителю нужно быть готовым к тому, чтобы инициировать учащихся к такому разговору. Таким образом, учитель формирует “коллективное” знание, а не просто добивается от класса воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для усвоения.
2. Знание психофизических особенностей.
При подборе дидактического материала учителю необходимо оценить сложность изучаемой темы, а также знать индивидуальные предпочтения каждого ученика.
Конечно, вид и форма материала, возможности их репрезентации учеником во многом определяются содержанием самого материала, требованиями к его усвоению, но единообразия в этих требованиях быть не должно. Основной упор делается на индивидуальную изобретательность в работе с учебным материалом. Набор такого материала следует гибко использовать в процессе урока, без этого он не станет личностно-ориентированным в подлинном смысле этого слова.
3. В роли равноправных партнеров
Как построить на уроке учебное общение таким образом, чтобы ученик мог наиболее деятельно выразить себя? Для этого учителю надлежит относить к фронтальным методам работы на уроке лишь информационные (установочные, содержательно-инструктивные), а к индивидуальным - все конфигурации самостоятельной, групповой (парной) работы.
        Это требует от него учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных особенностей учащихся, возможностей их проявления в ходе урока. Потому-то при подготовке к уроку надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учениками с учетом их оптимального личностного взаимодействия. Педагог должен принять на себя роль координатора, гибко распределяя детей по группам с учетом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.
В рамках ЛОО как самостоятельные технологии можно выделить: разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникативные технологии, технологию сотрудничества.
Использование различных личностно-ориентированных технологий позволяет каждому ученику принимать самое активное участие в познавательной деятельности на уроке, осмысливать новый материал с помощью своих товарищей, самостоятельно применять полученные знания.
Каким же образом возможна реализации ЛОО на уроках химии? Практика показывает, что в одновозрастном классе встречаются дети разного уровня подготовленности и развития, что, в свою очередь, ведет к торможению процессов обучения более сильных учеников. Выделяют три основных уровня познавательной активности учащихся: инертный, нормальный, динамичный. Основные организационные формы работы учитель должны быть направлены на активизацию личности, на создание условий, при которых каждый сможет развиваться в своем темпе и ритме.
На практике, при решении задач по химии, трудности накапливаются с нарастающей скоростью. Во избежание тупиковых ситуаций необходимо занятия необходимо начинать с рассмотрения типовых задач. Решение таких задач лежит в определенном алгоритме. Более смышлёные ученики переходят к решению более сложных задач, с остальными работает учитель: контролирует и направляет, но и не оставляет без внимания ребят, занимающихся самостоятельно. Эта модель не предполагает организацию жестко спланированного занятия, а учитывает индивидуальные особенности обучающихся.
Для реализации такого плана работы учитель должен иметь подборку задач различных уровней сложности, чтобы в нужный момент предложить ту или задачу. Каждый ученик занимается посильным трудом и с большим интересом.
При разноуровневом обучении учащиеся приобретают и большую свободу действий. Они сознательно делают акцент на определенных предметах и уделяют им основное внимание за счет того, что по предметам, которые им хуже даются, они согласны на базовый уровень. В группах, подобранных таким образом, создаются более благоприятные условия для равномерного продвижения с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Создается ситуация успеха, учащиеся находятся в психологическом равновесии, исключает стрессы и не усваиваемость учебного материала. Также такая методика позволяет самореализоваться и полноценности развиваться личности. На уроке царит обстановка доброжелательности, ориентированная на творческое взаимодействие учителя и ученика.
При использовании метода проектов учащийся сам планирует свою деятельность, выбирая способы для достижения лучшего результата. Подходит к выполнению работы более ответственно, и самое важное что между ним и учителем возникают особые отношения, что стимулируют интерес и результативность проекта.
Личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Развитие личности, раскрытие его талантов, самореализация возможно только современные образовательные технологии, чем и обладает представленный подход.