Презентация к методсовету Личностно-ориентированный подход в обучении


личностно-ориентированный подход в обучении. Технологии обучения.. «Личностно ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса» 1 Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) - это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации,саморазвития,адаптации,саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».2 Модели личностно-ориентированной педагогики:С методологической точки зрения удобно воспользоваться подходом И.С. Якиманской, которая считает, что все существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно условно разделить на три группы:социально-педагогическаяпредметно-дидактическаяпсихологическая3 Функции личностно-ориентированного образования:гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;- культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;- социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождение человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество 4 Позиция педагога в личностно-ориентированном обучении5 сравнительная характеристика традиционного обучения и личностно-ориентированного подхода .Традиционное обучениеОриентир на коллективную и фронтальную работу учениковРабота с группами различной успеваемостиИспользуется дидактический материал, рассчитанный на определённый объём знаний “среднего ученика” Устанавливается одинаковый для всех учащихся объём знаний и подбирается связанный с ним учебный материал.Учебные задания следуют от простого к сложному и делятся на определённые группы сложности.Стимулируется активность класса (как группы)Учитель планирует индивидуальную или групповую работу учеников.Педагог задаёт для изучения общие для всех темы.Сообщение новых знаний только преподавателем.Оценка ответа учащегося только учителем.Использование только количественных способов оценки знаний (баллы, %).Определение объёма, сложности и формы домашнего задания учителем.Учителя не интересуют стратегии познания учащихся, а важны исключительно конечные или промежуточные результаты обучения.Определение педагогом, обладающим собственным обучающим стилем, “маршрута” познания и подстройка учащегося под стиль его работы.Личностно-ориентированный подход в современной системе обучения Ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия учащегосяРабота с каждым учеником, выявление и учёт его склонностей и предпочтенийИспользуется дидактический материал, соответствующий успеваемости и способностям ученикаУстанавливается объём знаний для каждого ученика Сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем.Стимулируется активность каждого ученикаУчитель предоставляет возможность выбора групповой или только собственной работы.Темы согласуются с познавательными особенностями учащегося.Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и учащихся.Сначала оценка ответа самим учащимся, потом учителем.Использование количественных и качественных способов оценки и результатов познания.Возможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего задания.Учитель помогает учащимся осознать их стратегии, организует их обсуждение и “обмен” способами познания.Согласование педагогом собственного обучающего стиля с стилем учебной работы учащихся.6 . Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество»7 8 Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);Педагогические технологии адаптивной школы;Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.;Игровые технологии;Технологии развивающего обучения;Проблемное обучение;Технологии уровневой дифференциации;Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);Коллективный способ обучения.Технология саморазвивающего обучения ( Селевко Г.К. );Информационно-коммуникативные технологии;Здоровьесберегающие технологии.9 Для построения личностно-ориентированной технологии обучения необходимо исходить из следующих ключевых позиций:- необходимо использовать естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта;- вокруг ученика «выстраивать окружение» из явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной жизни;- обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия: «вижу» - «слышу» - «чувствую»;- постоянно создавать смысловые ситуации, в которых специально объединены изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы (модели, закона или явления);- целесообразно обеспечивать динамические переходы от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот, устанавливать аналогии;- обучение необходимо строить с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого можно, например, предусматривать в учебном процессе игровую или сенсорную деятельность;- большое внимание уделять качественным задачам;- использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной;- постоянно и разнообразно мотивировать ученикам выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулировать ее осуществление;- создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития» личности) ожиданий различных результатов обучения;- необходимо предусматривать проведение специальных занятий (викторин, КВН, конференций), посвященных широкой интеграции знаний;- расширять спектр личностного выбора ученика;- способствовать развитию позитивной «Я-концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности 10 реализация определенной последовательности основных этапов урока. подведение итогов, настрой учащихся на будущее использование знаний.начало организации урока, постановка целей, сравнение «текущего состояния» с планируемыми целями проверка того, как достигаются цели. Конструирование личностно-ориентированной технологии урока (модель; план-конспект проведенного урока; план- конспект классного часа):..-11 Анализ личностно-ориентированного урока (схема анализа урока; анализ проведенных мероприятий):12 Спасибо за внимание!13