Тема урока: Решение задач и примеров с целыми числами в пределах 10000


ОТКРЫТЫЙ комбинированный УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 6 КЛАССЕ,
ПОСВЯЩЕННЫЙ 70- ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВОВ.
Возраст детей – 12-13 лет
Диагноз –  дети с нарушением интеллекта
Время проведения – 2 урока
Тема.      Решение задач и примеров с целыми числами в пределах 10000.
Составила учитель математики I категории: З.И.Мухина
Цель: Закрепить решение примеров и задач в пределах 10000.
Задачи:
Образовательные:
                         - отрабатывать  ЗУНи при решении примеров в пределах 1000;  
                         - закрепить нахождение неизвестных компонентов при
                           сложении и вычитании целых чисел в пределах 10000;
                         - совершенствовать умения решать примеры и задачи на
                           нахождения части от числа.
Коррекционно - развивающие:
                            - развивать целенаправленное внимание, умение комментировать
                     свои действия;
                   - развивать умение давать словесный  отчет при решении
                       примеров и задач, анализировать  полученные данные и  делать
                     выводы;  
                   - коррекция мыслительной деятельности (операций анализа и                      синтеза, выявление главной мысли, установление
                     логических и причинно-следственных связей, планирующая
                     функция мышления)
3. Воспитательные:
                   - воспитывать чувства гражданственности и патриотизма,  
                     повышать  мотивацию к изучаемому  предмету.
Тип урока: интегрированный урок (математика и история) закрепления
                     знаний
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация в Power
                            Point, карточки- схемы, индивидуальные предметные
                            картинки  праздничного салюта, наклейки - звездочки.
Ход урока:
I. Орг. момент
– Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха: раз, два, три.
Представьте себе, что сейчас самый главный урок. Скажите себе: «Я со всем справлюсь, я все смогу, я постараюсь». Потянитесь, немного напрягите свое тело и откройте глаза.
Урок у нас, сегодня, необычный, математика и история вместе.
На уроке мы исследуем исторические события и факты, и в этом нам помогут знания и умения по математике и учитель истории Ольга Геннадьевна.
Начать урок я хочу с вопроса к вам: «Как вы думаете, что самое ценное на Земле?». Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет.
( Слайд №1. Портрет Аль-Бируни. Высказывание учёного.) Вот какой ответ дал известный учёный Аль- Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит»
-Как вы понимаете это высказывание?
Пусть эти слова станут нашим девизом. (на переносной доске)
- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
- Назовите  одно из самых тяжелых  событий нашей страны. (Вов)
- Какой праздник скоро будет отмечать наша страна?
- На долю нашей Родины выпало немало испытаний, но самым страшным из них стала Великая Отечественная война.
Целевая установка:
- Сегодня на уроке мы вспомним некоторые события того тяжелого и героического времени и с помощью цифр проследим за некоторыми фактами самой жестокой войны в истории человечества. И поможет нам в этом путешествие.
- А чему посвящено наше путешествие вы ответите сами, когда мы выполним устный счёт.
II. Устный счёт.
- Читаем пример и называем его ответ (таблица) ответы к примерам развешаны по классу
42 - 20 1 940 + 1 40:10 127×100 6 260 + 10
22 1941 4 12700 6270
г е ро и
- Ребята, так чему посвящено наше путешествие?
- Ребята , кто такие ГЕРОИ?
(Люди, совершившие подвиг, отважные, смелые)
- С какой крупной датой нашего государства связано слово ПОБЕДА?
( В этом году 9 мая исполнится 70 лет Победы в Великой Отечественной войне).
-О каком великом событии в истории нашей страны сегодня пойдет речь?
 Целевая установка:
- И мы с вами в честь этого большого события совершим путешествие по городам - героям. Путешествие будет увлекательным и познавательным. Вас ждут испытания. Чтобы их преодолеть, понадобятся знания и смекалка, находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий.
- За правильные и  полные ответы, за правильное решение примеров и задач аккуратность в тетради вы можете зарабатывать награды ( красные звездочки – история, жёлтые - математика). 
- И мы в конце урока все вместе соберём праздничный салют Победы.
III. Постановка цели и задач урока
 - А теперь давайте вернемся к математике и числам из таблицы.
-Прежде, чем получить эти числа, какое мы выполнили задание? (решили примеры)
22 1941 4 12700 6270
г е ро и
- Как можно назвать полученные числа, одним словом? (целые числа)
- Что можно выполнять с целыми числами? (арифметические действия)
-В пределах какого числа мы умеем выполнять письменные арифметические действия с целыми числами? (10 000)
-Кто может назвать тему урока? (Решение задач и примеров с целыми числами в пределах 10 000)
Целевая установка:
- На уроке мы с вами продолжим  решать примеры и задачи с целыми числами в пределах 10000, и каждый из вас сможет показать свой уровень знаний, а также повысить его.
-  А тема сегодняшнего урока  « Решение задач и примеров с целыми числами в пределах 10000».
- Открыли тетради, записали число, классная работа  и тему урока.
II. Актуализация опорных знаний
22 1941 4 12700 6270
г е ро и
- Празднуя очередную годовщину великой Победы, мы снова и снова вспоминаем, какие суровые испытания выпали на долю нашей страны. Давайте сегодня на уроке почувствуем дыхание Великой Отечественной войны.
- Что же нам говорят числа из таблицы:                                                               22 июня 1941 года, в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну. Началась Великая Отечественная война, которая шла почти 4 года. (видеофрагмент- слова Левитана)
 Победа досталось дорогой ценой. По приблизительным оценкам, война унесла 27 миллионов человеческих жизней. Из …..Пучежан, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, к родным очагам вернулись лишь …...- В сегодняшнем путешествии я буду экскурсоводом, а вы экскурсионной группой. А поможет нам карта путешествий, которую можно увидеть на экране.(карта с обозначением городов)
Во время путешествия мы с вами посетим три города героя:
- Город- герой Брест (слайд 2 Брест)
- Город- герой Ленинград (слайд 3 Санкт-Петербург)
- Город - герой Москву (слайд 4 Москва)
- К путешествию по городам-  героям нужно хорошо подготовиться. Чтобы исследовать исторические события и факты, вы должны показать свои знания и умения по математике.
- Что нужно знать, чтобы хорошо решать примеры на умножение и деление многозначных чисел?
- (таблица умножения).
- А теперь давайте проверим знания таблицы умножения и запустим наш математический салют мира.
- Прочитайте свои ответы: Iв, IIв, IIIв.
-А теперь проверьте правильность решения примеров: (Примеры на умножение на карточках- звёздочках по уровням)
Iв- 40,8,63,9,54,4,49,4.
IIв- 6,6,30,5,40,9,25,9.
IIIв-6,4,10,4,12,3,16,3
-Чему учились? (быстрому счёту опираясь на знания таблицы умножения)
- Также во время путешествия нам потребуется знание и умение находить часть от числа.
- Как найти часть от числа? (нужно разделить его на знаменатель и умножить на числитель дроби))- Решим примеры на нахождение части от числа
Найдите 1/5 от 10см.
Найдите, 1/10 от 1 м.
Найдите, 1/100 от 1 кг.
-Чему учились? (находить часть от числа, вспомнили единичные соотношения))- Хорошо, молодцы! К путешествию мы приготовились. В добрый путь!
III. Основная часть
- Первый удар немецкой армии приняли на себя жители Брестской крепости. ( слайд 5 Брестская крепость)
- Жители Бреста защищались отважно, были смелы, выносливы, несмотря ни на что верили, что Победа будет за нами.
-Сколько дней держали героическую оборону защитники Брестской крепости вы узнаете, решив цепочку примеров.
500
            ×2          + 900           :100         +11        
(дети ответы пишут на   доске)             
   
   
        -   Сколько дней держали героическую оборону защитники Брестской крепости? (30 дней т.е. 1 месяц)
-Чтобы исследовать этот факт, какие показали знания и умения по математике? (решать примеры с целыми числами в пределах 10 000, вспомнили единицы времени)
- Жители Бреста защищались отважно, были смелы, выносливы, несмотря ни на что верили, что Победа будет за нами.
- А мы отправляемся в следующий город- герой Ленинград. Сейчас это Санкт- Петербург. (слайд 6 Ленинград во время войны)
- Три года жители города находились в блокадном кольце немецких захватчиков. В течении этого времени у жителей не было пищи, воды, электричества, но житель города были сильны духом, выдержаны, терпеливы, отважны и верили в  нашу Победу.
- Перед наступлением на Ленинград Гитлер заявил: «Ленинград сам поднимет руки: он неминуемо падет, раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью». Но это пророчество Гитлера не сбылось.
- Сколько дней длилась блокада Ленинграда, вы узнаете решив уравнение. (на доске с объяснением)
X + 3 478 = 4 378
-Как называются числа при сложении?
-Как найти неизвестное слагаемое?
-Чему учились? (решать уравнение )- Итак, сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? (900 дней)
- Динамическая пауза
 Блокада Ленинграда длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941- 1942 года. Когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших  детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути  из города были отрезаны врагом. Есть было
нечего.
        - Одна такая «осьмушка» была дневным
                                                                  рационом ленинградцев в самые
                                                                  тяжелые дни  блокады этого города. Осьмушка- это  часть булки хлеба. Давайте вспомним, как найти часть от числа?
Следующее задание:
Подсчитаем, а сколько граммов весила одна восьмая часть буханки хлеба, если вся буханка хлеба весила 1 кг. Запишем на доске:
- Записали слово задача.
Составляем краткую запись.
1 буханка – 1 кг
1/8 - ?-Какая задача? (простая)
-Почему? (задачу можно решить в одно действие?- Как найти массу осьмушки хлеба?
- Как запишем?
1 кг = 1000г1000г : 8×1 = 125 (г)
- Сколько весила «осьмушка» хлеба? (125г.)
-Чему учились? (решать задачу)
-Какого вида задача? ( нахождение части т числа)
125г хлеба – это была суточная норма ленинградцев. (слайд 7 осьмушка хлеба)
- Это много или мало? А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием.
- Каждый день сотни и тысячи ленинградцев умирали от голода, замерзали на улице и в не отапливаемых  домах, погибали под бомбежками. Но люди выстояли, они сохранили красивейший город мира -свой Ленинград, свой Санкт- Петербург!
- А мы с вами отправляемся в следующий Город – герой Москва. (слайд 8 Москва во время войны)
- Крупное танковое сражение произошло под столицей нашей родины Москвой. Солдаты советской армии сражались отважно, были сильны, смелы, ловки и отстояли сердце нашей Родины.
- 9 мая 1945 года Москва салютовала победителям, а 24 июня 1945 г. Состоялся Парад Победы.
- А мы с вами выполним последнее задание «Вечная память»
Решим примеры и используя найденные ответы, заполним пропуски в тексте.(объяснения задания)
(Задания на карточках разного цвета по уровням . Дети выбирают карточки сами. Работу выполняют самостоятельно. .Составляют текст, групповая работа. Ученик читает текст.)- Наша страна понесла огромные потери в той войне.
- Сколько дней длилась ВОВ?
 - _____________ дней длилась Великая Отечественная война. Было разрушено и сожжено _____ городов и поселков, свыше ____ тысяч сел и деревень нашей Родины, оставлено без крова 25 миллионов человек. Около 27миллионов жизней советских людей унесла война.
Было разрушено _____ тысяч школ, 32000 фабрик, 98000 колхозов.
Дороги, пройденные солдатом,  измеряются тысячами километров. От Бреста до Москвы _____км, от Москвы до Берлина 1600км. Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы ___  лет.
1. .1 400 + 18 =1 418
2. 2 445 – 745 =1700
3. 9870-9800 = 70
4. 588: 7= 84
5. 125×8= 1000
6. 8947-8920 =  27
IV. Итог
-Какие события, .факты и цифры вы запомнили?
-А какие знания и умения по математике нам помогли исследовать эти факты и события? (умение решать задачи и примеры с целыми числами в пределах 10 000)
- Объяснение домашнего задания
с. 67 № 2 по уровням
- Давайте посмотрим какие у вас получились праздничные салюты.
-Пол каким девизом мы работали на уроке?
- Выставление оценок
Вспомните начало урока. Посмотрите, справились ли с поставленной перед собой задачей, достигли ли намеченного результата?
Узнали ли для себя что-нибудь нового и полезного?
Что, на ваш взгляд, мешало вам в работе?
Что помогло преодолеть эти трудности?
Достигли ли поставленных целей. А почему, как думаете? Каковы результаты?
Что вам больше всего запомнилось?
- Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Урок окончен. Большое спасибо.