Презентация по русскому языку на тему Непроизносимые согласные (3 класс)


Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне Прокофьева Галина Николаевнаучитель 1 категорииМАОУ СОШ №172Московского районаг. Нижнего Новгорода Пояснительная записка В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательные и социокультурные цели Познавательная цель формирует у учащихся представление о языке, как составляющей целостной научной картины мира. Социокультурная цель формирует коммуникативные компетенции учащихся – развивает устную и письменную речи, навыки грамотного и безошибочного письма, как показателя общей культуры человека. Ожидаемый результат должны знать:признаки гласных и согласных звуков.названия частей слова.правила правописания слов с изученными орфограммами.орфограмму «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова». должны уметь:производить звуко-буквенный анализ словразбирать слова по составу.выделять орфограмму в словах с непроизносимыми согласными.подбирать проверочные слова с помощью образования однокоренных слов.видеть «опасное» место в словах на изученную орфограмму.знать правило и уметь его применять. В 3 классе продолжается развитие умений писать слова с разными орфограммами. ВВОДИТСЯ НОВАЯ ОРФОГРАММА – «Обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова».Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных, типа вкусный, чудесный. На изучение темы «Непроизносимые согласные в корне слова» отводится 9 часов, при изучении которой ученики Методы и формы обучения В своей работе я использую разнообразные методы и формы обучения: проблемно-поисковый, коммуникативный, диалоговый, имитационно-игровой и другие.Рассмотрим используемые мной педагогические подходы, которые стимулируют развитие учебной мотивации школьников. это обучение через открытие, проведённое исследование, критическое отношение к информации, где ведущим методом является проблемное обучение. Формы работы, используемые при этом методе: творческий, инициативный поиск решения проблемной ситуации. обучение через моделирование жизненно-важных ситуаций и поиск путей их решения. Ведущим методом является игра. Формы работы: деловые, ролевые, сюжетные игры, игры-путешествия, дидактические игры. обучение через взаимное активное сотрудничество всех участников учебной деятельности: учителя – ученика и ученика – ученика; уважительное отношение к мнению других. Ведущим методом является диалогическое общение учителя с учащимися. Формы работы: работа в парах, группах, учебный диалог, дискуссия. Проблемно-поисковый Коммуникативный Имитационно-игровыеподходы Поурочное планирование Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне слова.Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне словаПравописание слов с непроизносимыми согласными в корне.Слова , в которых нет непроизносимого согласного звука.Формулирование обобщённого правила правописания согласных в корне слова.Правописание проверяемых согласных в корне слова.Творческая работа. (сочинение по опорным словам).Проверочная работа №7.Контрольный диктант по теме «Непроизносимые согласные в корне слова».Работа над ошибками. Разработка урока «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне» изучение нового материала. Образовательная система «Школа 2100». Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. 3 «А». ТЕМА: ТИП УРОКА: ПРОГРАММА: КЛАСС: Цель урока Познакомить учащихся с понятием «непроизносимые согласные» Задачи урока Обучающая: РАЗВИВАТЬ У УЧАЩИХСЯ ОРФОГРАФИЧЕСКУЮ ЗОРКОСТЬ; УМЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИСКАТЬ ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ, ПРИМЕНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ,РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, ВНИМАНИЕ, РЕЧЬ. УЧИТЬ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ ОСОБЕННОСТИ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ И НАХОДИТЬ ТАКИЕ СЛОВА СРЕДИ ДРУГИХ,ОТКРЫТЬ ВМЕСТЕ СДЕТЬМИ СПОСОБ ПРОВЕРКИ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ,УЧИТЬ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОЙ ТЕМЫ,ПОДВЕСТИ ИХ К РАСКРЫТИЮ НОВЫХ ТАЙН РУССКОГО ЯЗЫКА. -ВОСПИТЫВАТЬ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОЛЛЕКТИВЕ Развивающая: Воспитывающая: Структура урока и хронометраж Организационный момент - 1 мин.Актуализация ранее полученных знаний - 5 мин.Постановка учебной задачи, вызывающей проблемную ситуацию - 5 мин.Определение темы и цели урока - 1 мин.Открытие нового знания - 10 мин.Физкультминутка – 3 мин.Применение нового знания - 6 мин.Первичное закрепление - 6 мин.Домашнее задание - 1 мин.Итог урока - 2 мин. Оборудование 1.Учебная доска.2.Магнитная доска.3.Памятка на тему «Непроизносимые согласные в корне» (формат А-3)4.Индивидуальные памятки (формат А-5)5.Плакат со стихотворением (формат А-2)6.Карточка со словом СОЛНЦЕ – СО[НЦ]Е7.Рабочие тетради.8.Учебник:Р.Н.Бунеев , Е.В.Бунеев., О.В.Пронина «Русский язык» 3 класс 1 часть.Москва «Баласс» 2008г.9.Плакат с домиком: Ход урока Организационный момент -Внимание! Проверь дружок,Готов ли ты начать урок?Всё ль на месте?Всё ль в порядке?Книжка, ручка и тетрадки!Есть у нас девиз такой,Всё, что надо под рукой!! Направлен на проверку готовности детей к уроку, мобилизацию внимания. Актуализация ранее полученных знаний Загадки, отгадки которых слова с удвоенными согласными Операционный компонент УД – ассоциативное мышление, развитие понятийного мышления. Постановка учебной задачи, вызывающей проблемную ситуацию Солнце – со[нц]е- Сколько в этом слове звуков?- Интересно, а сколько букв?ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.- подбор однокоренных слов, выделение корня, послоговое произношение подводит детей к выводу, что в русском языке есть слова, в которых согласные звуки не произносятся, а буквы, их обозначающие, пишутся, поэтому букв больше чем звуков. Создание проблемной ситуации предусматривает выдвижение гипотез, анализ гипотез. Операции анализа, синтеза. Операционный компонент УД. Определение темы и цели урока - Учащиеся вместе с учителем определяют тему урока - Мы будем изучать слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки, их запоминать и учиться грамотно писать. Открытие нового знания На примере ряда однокоренных cлов - ВЕСТЬ, ВЕСТНИК, ИЗВЕСТНЫЙ, ИЗВЕСТНО и наблюдая за словами из упр.№76 учебника дети приходят к выводу:- В некоторых словах звуки [Т] и [Д] в корне не произносятся, а буква пишется, и корни в однокоренных словах написаны одинаково. Коммуникативный метод обучения , где ведущей деятельностью является диалогическое общение по схеме учитель-ученик. Операционный компонент УД. Развитие операции обобщения. Физкультминутка Дети сидят за партами свободно.По одному выходят к доске и заселяют домик буквами под диктовку учителя по столбикам.-Найдите лишнюю букву в каждом столбике и запишите в тетради (один на доске) в столбикЛ - солнцеД - праздничноВ - здравствуйтеТ - местность , окрестность , пастбище грустно. Направлена на снятие эмоционального и умственного напряжения посредством смены деятельности , развития внимания Применение нового знания На примере подбора однокоренных слов к слову ГРУСТНО дети делают вывод:- слова ГРУСТЬ, ГРУСТИТ являются проверочными, так как [Т] в конце слова и перед гласным ясно произносится. Устно подобрав проверочные слова к словам МЕСТНОСТЬ, ОКРЕСТНОСТЬ,ПАСТБИЩЕ, дети формулируютВЫВОД: - Чтобы не ошибиться в правописании буквы, обозначающей непроизносимый согласный звук, надо подобрать проверочное слово, чтобы непроизносимый звук звучал ясно. Удержание учебной задачи. Упражнения в формировании навыка проверки непроизносимых согласных в корне слов. Первичное закрепление Упражнение №77 (проверка)- Подберите проверочное слово к слову из списка ЗДРАВСТВУЙТЕ. (дети испытывают затруднение)- В русском языке есть такие слова с непроизносимыми согласными в корне слова, к которым нельзя подобрать проверочные слова, но о них мы поговорим на следующем уроке. Развитие операционного компонента УД.Создание ситуации самостоятельного поиска, опора на зону актуального развития. Развитие аналитико-синтетических операций, критического мышления, внимания, орфографической зоркости.Опережающее обучение. Мотивационный компонент УД. Удержание интереса и желания активно работать на уроках, чтобы узнать ещё одну тайну русского языка. Домашнее задание учебник страница 72 № 1 (комментарии к нему излишни) Осуществляется прогностический контроль. Домашнее задание позволяет детям самостоятельно глубже понять учебный материал Итог урока - С какой новой орфограммой вы познакомились?- Какое правило надо знать, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком? Организация рефлексивного анализа учебной деятельности учащихся. Положительная оценка учителем деятельности учащихся на уроке. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.ПРОГРАММА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100» ПОД РЕДАКЦИЕЙ Р.Н.БУНЕЕВА, ИЗДАТЕЛЬСТВО «Баласс» 2009 года.2.Учебник «Русский язык» 3 класс 1 частьАвторы: Р.Н.Бунеев. Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, издательство «Баласс» 2008 года.4. «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» 3 класс, Автор Л.Ю.Комиссарова.5. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (1, 2 варианты) для 3 класса, Автор Е.В.Бунеева.6.Методические рекомендации для учителя, Авторы:Е.В.БУНЕЕВА, М.А.ЯКОВЛЕВА,ИЗДАТЕЛЬСТВО «БАЛАСС» 20077.ЗВЕРЕВА Н.М. «Практическая дидактика для учителя» М.2001г.8.Львов М.Р. «Правописание в начальных классах» М. 2001г.9.Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» .М.1998г.10.Гин А. «Приёмы педагогической техники», М.2002г.11.Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка».