Спорт против вредных привычек


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по профилактике вредных привычек
«СПОРТ ПРОТИВ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»

СОСТАВИТЕЛЬ:
Учитель физической культуры МБОУ «Яковцевская ООШ»
Евтеев Сергей Александрович
Вача, 2014
ВВЕДЕНИЕ
В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни. Принятый 4 декабря 2007 года Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте. В современном мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта. Она проявляется как в организации досуговой деятельности, так и в профилактике асоциального поведения молодежи.
Наиболее чувствительными к социальным и психологическим стрессам оказались подростки. Сегодня наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В особенностях их поведения кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений, преступности. По данным, приведенным в докладе МВД, в России в 2014г. наблюдается рост количества преступлений, совершенных несовершеннолетними. Десятки тысяч преступлений совершаются детьми и подростками, не достигшими возраста привлечения их к уголовной ответственности.
Актуальность проблемы предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основании ценностных ориентаций определяется социально-экономическими преобразованиями в стране, породившими экономические, политические, социальные, правовые, нравственные противоречия. Острая проблема недостаточной профилактики и коррекции асоциальности в поведении, проблема массовых трудностей при обучении и воспитании детей привели к дезориентации и дезадаптации подрастающего поколения. Ориентация подростков на общечеловеческие ценности, ценности российского общества оказалась также актуальной проблемой.
В связи с этим актуальной проблемой современного общества является поиск новых средств использования физической культуры и спорта для предупреждения и преодоления асоциальных отклонений в поведении подростков.
Актуальность мероприятия состоит в том, что ослабленные учащиеся, имеющие вредные привычки, особенно нуждаются в укреплении здоровья, что подчёркивает необходимость включения в оздоровительный процесс всех учащихся без исключения.
Рабочая гипотеза заключается в предположении, что процесс профилактики асоциального поведения подростков будет целенаправленным и продуктивным.
Цель руководителя: формирование социально-активной личности.
Цель мероприятия: пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек, развитие у учащихся осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность.
Задачи мероприятия: формировать негативное отношение к алкоголю, никотину, наркотикам; способствовать выбору здорового образа жизни.
Объект: педагогические предпосылки предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков.
Предмет: процесс предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций.
ШУТОЧНАЯ СПОРТИВНАЯ ОЛИМПИАДА:
«СПОРТ ПРОТИВ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»
Участвуют 2 команды по 10 человек в каждой. Состав команды: 7 учащихся + 3 родителя.
Место проведения: спортивный зал.
Оснащение: нестандартное оборудование, игрушки, спортивный инвентарь, технические средства обучения.
Цель:
Способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни.
Выработать умение психологически противодействовать психоактивным веществам.
Привлечь внимание учащихся к проблемам борьбы с наркоманией, курением и алкоголизмом.
Задачи:
а) общеобразовательная: ознакомить учащихся с проведением олимпийских игр;
б) воспитательная: воспитывать чувство коллективизма (сплотить учащихся и родителей в совместной спортивной борьбе);
в) развивающая: развивать творческие способности, внимание, логическое мышление.
г) практические: способствовать накоплению двигательного опыта; учить владеть защитными силами организма; формировать навыки здорового образа жизни, активного отдыха и досуга.
I. ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ
Выходят ведущие.
1 ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте! Люди часто говорят друг другу при встрече это хорошее, доброе слово. Они желают друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам – здравствуйте, дорогие участники, гости, болельщики.
А вы знаете, что дороже всего на свете? Конечно, это жизнь, здоровье. Еще в Древней Руси говорили:
Здоровье дороже богатства.
Здоровья не купишь.
Дал бы Бог здоровья, и счастье найдешь.
Русские люди испокон веку были здоровыми, крепкими, что помогало им переносить все невзгоды и трудности. Русские люди всегда были сильными. Но силу каждый человек определяет по-своему. Для кого-то сильные люди – это те, которые открыли гармонию в себе. Для кого-то – это честные и благородные люди, способные прийти на помощь другим. Но сильный человек – еще и тот, у кого есть сила управления собой.
«Алкоголь», «курение», «наркомания» – эти слова, как ни прискорбно, известны каждому взрослому, подростку и даже ребенку. Алкоголь и курение человечество знает давно. Но в последнее время среди молодежи появилось все больше и больше зависимых от алкоголя и наркотиков. Очень многие люди не осознают, какой вред употребление этих веществ может нанести их здоровью.
Мы, организаторы спортивной олимпиады, хотим, чтобы вы были развитыми в физическом и духовном отношении, целеустремленными и жизнерадостными людьми.
В зал торжественно вносят символический олимпийский огонь, олимпийский флаг.
Команда: «Смирно!». Звучит Государственный гимн России. Одновременно на флагштоке поднимаются флаг России, олимпийский флаг. Флаг России поднимает лучший спортсмен школы.
Команда: «Вольно!».
2 ВЕДУЩИЙ:
«Сегодня в школе праздник,
Чудесный, радостный, праздничный день,
И ветер затих, озорник и проказник,
И тучи открыли небесную синь».
1 ВЕДУЩИЙ:
«Недаром школа хорошеет,
С любовью ждёт гостей своих.
И пусть пылают на земле сраженья
Спортивные – и больше никаких».
Ведущие представляют собравшимся гостей и дают им слово. Краткие выступления гостей.
А сейчас давайте познакомимся с жюри и командами. (Представляет членов жюри и команды).
Представляем вам судей наших соревнований:
1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
2. Учитель физкультуры.
3. Выпускники школы.
Капитаны команд сдают рапорт: «Товарищ главный судья! Команда (хором). К шуточной спортивной олимпиаде готова (хором)! Наш девиз(хором)!».
КОМАНДА: «Факел»
ДЕВИЗ:
Мы - молодежь двадцать первого века,
В наших руках судьба человека.
Против курения мы –
Здоровое поколение нашей страны!
Хоть ты лопни, хоть ты тресни,
Здоровый образ на первом месте.
КОМАНДА: «Огонь»
ДЕВИЗ:
Спаси свое здоровье,
Не приноси всем боль,
Спаси себя от смерти,
Не пробуй алкоголь.
Возьми себя в руки и волю в кулак,
Запомни навеки: вино это враг.
Участники в составах команд рассаживаются на свои скамейки.
2 ВЕДУЩИЙ:
«И над кипением спортивного парада
Весёлый мячик солнца прыгнет к нам.
Добро пожаловать в наш зал спортивный,
Добро пожаловать на наш спортивный карнавал».
Показательные выступления дзюдоистов
1 ВЕДУЩИЙ: Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Знаете ли вы, что 10% здоровья заложено в нас генетически, 5% дает медицина, а 85% зависит от нас самих, от нашего образа жизни. Поэтому без здоровья очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. И часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.
Лучше быть активным и здоровым, чем пассивным и больным! Лучше идти по жизни со светлой улыбкой, чем с гримасой боли. Навыки здорового образа жизни столь же необходимы, как воздух, вода, пища!
II. ПРОВЕДЕНИЕ ЭСТАФЕТ
2 ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы предлагаем вам альтернативу – занятия спортом. Мы гордимся, что столицей Олимпиады 2014 года выбран город Краснодарского края, город Сочи! И нашу встречу, мы продолжаем ШУТОЧНОЙ СПОРТИВНОЙ ОЛИМПИАДОЙ.
1 ВЕДУЩИЙ: Как мы уже сказали, наша Олимпиада «шуточная», поэтому участники всех команд будут соревноваться не в 28 видах спорта, как это было в Пекине, а только в некоторых из них. Итак, команды для участия в Олимпиаде построиться!
ПОСТРОЕНИЕ КОМАНД
1 эстафета «ПОСАДКА КАРТОШКИ»
Роли здесь распределяются так. Участники 1–5: игрок бежит (с картошкой) до лукошка; добежав до отметки, кладёт картошку в лукошко; обратно возвращается бегом. Участники 6–10: игрок бежит до лукошка; забирает картошку. Выигрывает команда, выполнившая задание первой и не потерявшая ни одной картошки.
Назначение (методическое обоснование применения): развитие ловкости.
2 эстафета «СЛОЖИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ «ОЛИМПИАДА – 2014»
Каждой команде на финише нужно сложить словосочетание «Олимпиада – 2014». У каждого участника есть своя буква, и занимающиеся поочерёдно складывают слова.
Развитие ловкости и смекалки.
3 эстафета «ТУННЕЛЬ»
Участники команд стоят друг за другом, широко расставив ноги, образуя «туннель». Каждый, начиная с первого номера, должен послать два мяча в туннель, а последний участник, поймав два мяча, бежит на место первого и т.д.
Развитие ловкости, умение работать с мячом сообща (в группе).
4 эстафета «ОДНОГОРБЫЙ ВЕРБЛЮД»
Попробуйте хоть ненадолго побыть одногорбыми верблюдами. Для этого вам надо скрепить руки за спиной, положить туда мяч, получится горб. В полусогнутом состоянии добежать до отметки и вернуться назад, передав мяч следующему, кто быстрее?
Развитие координации, ловкости и умение работать с мячом.
КОНКУРС КАПИТАНОВ
1 ВЕДУЩИЙ: Ценится на Руси молодецкая забава «Перетягивание каната». И эту забаву мы предоставим капитанам. Но сегодня перетягивать канат вы будете не совсем обычно. Став, спиной друг к другу, вы должны протянуть верёвку между ног, и в таких условиях нужно перетянуть соперника за черту.
2 ВЕДУЩИЙ:
«В мире нет рецепта лучше –
Будь со спортом неразлучен,
Проживёшь ты до ста лет,
Вот и весь секрет!»
Танцевальная композиция в исполнении коллектива учащихся школы.
5 эстафета «ЮНЫЙ ХОККЕИСТ»
Участник с клюшкой в руках выполняет ведение шайбы, обводя три стойки. Обратно осуществляет ведение шайбы по прямой. Передаёт эстафету следующему игроку.
Ознакомление с видом спорта, входящим в программу «Белой Олимпиады».
6 эстафета «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА»
На стойке для каждой команды прикреплен лист бумаги с 10 примерами на сложение, вычитание, умножение, деление. Участник добегает до стойки, решает один пример и возвращается. Все примеры должны быть решены правильно. За каждый неправильный ответ вычитается 1 балл.
Развитие двигательных навыков в сочетании с формированием математических навыков.
7 эстафета «БАБА-ЯГА»
Сейчас каждый из вас побудут недолго Бабой-Ягой. Ступу вам заменит калоша, а метлу веник. Вы должны поставить одну ногу в ступу, взять в руку метлу и «лететь» до отметки и назад, обязательно размахивая метлой.
Развитие координационных способностей.
1 ВЕДУЩИЙ:
«Мы идём на тренировку.
Спорт, мы знаем, это труд.
Силу, смелость и сноровку
Тренировки нам дадут».
Показательные номера учащихся школы.
Организаторы проводят конкурсы с болельщиками
1 конкурс «ДЫШИТЕ - НЕ ДЫШИТЕ»
2 ВЕДУЩИЙ: вызывается по одному человеку от каждой команды. Задача игроков – надуть по 3 воздушных шарика. Команды помогают своему игроку завязать шарики. Кто быстрее справится с заданием, тот принесет команде 2 балла, остальные игроки – 1 балл.
2 конкурс «НАКОРМИ ДРУГА»
1 ВЕДУЩИЙ: А следующий наш конкурс для людей, любящих здоровую пищу.
Ведущий вызывает по 2 человека от каждой команды. Их задача повязать друг другу слюнявчики, покормить друг друга йогуртом, вытирая лица. Игроки, справившиеся с заданием быстрее своих соперников, принесут команде 2 балла.
3 конкурс «ВКУСНАЯ ЭСТАФЕТА»
2 ВЕДУЩИЙ: приглашает по 4 человека от каждой команды. Каждый игрок должен сделать следующее: взять одноразовый стакан, добежать до противоположного края площадки, открыть бутылку с газировкой (компотом, соком), налить содержимое в стакан, выпить, заесть фруктами, вернуться, передать эстафету следующему игроку.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Построение участников. Подведение итогов соревнований.
За место, занятое по результатам выступлений в каждом виде программы, команды получают: I место – 3 очка, II место – 2 очка, III место – 1 очко.
Дополнительно оцениваются: внешний вид команды (форма и эмблема), сдача рапорта (правила оценивания те же), а также оригинальность, творчество команды (здесь команда может заслужить 1 премиальное очко).
Штрафные очки могут начисляться за нарушение правил состязаний (например, за ошибку, допущенную при обегании финишной стойки).
1 ВЕДУЩИЙ: Соревнования закончились, и пока Судьи подводят итоги, вашему вниманию предлагаем выступление танцевального коллектива.
2 ВЕДУЩИЙ: Мы благодарим все команды за номера. Слово Судьям соревнований.
Выступление судей, подведение итогов шуточной спортивной Олимпиады, награждение команд. Победители соревнований награждаются памятными призами и дипломами соответствующих степеней.
1 ВЕДУЩИЙ: Каждый из нас может сделать свой выбор. Но неоспоримая истина в том, что наркотики – это зло!!! А зло не приходит к нам в откровенном облике зла – оно маскируется под добро. Никто не предложит подростку: «Стань наркоманом!» Ему скажут: «Попробуй разок!»
2 ВЕДУЩИЙ: Спасенье в вас самих, Земляне!
Мы скажем никотину «нет!»
Давайте бросим сигареты!
И станем лучшей из планет!
1 ВЕДУЩИЙ: Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже, не жалею:
«НЕТ!» - наркотикам, а жизни - «ДА!»
Вот что выбираю я!
2 ВЕДУЩИЙ: Никотин, алкоголь, наркотики
Это вам не антибиотики.
За здоровье, общение, спорт
Выступает наш дружный народ.
Желаю вам здоровья! Это - счастье!
Быть здоровым - в вашей власти.
Быть здоровым - значит жить.
ВМЕСТЕ: СДЕЛАЙ СВОЙ ВЫБОР!
Выбрасывают транспарант «СПОРТ, ЗДОРОВЬЕ, ТВОРЧЕСТВО, ИСКУССТВО - ТВОЙ ПОЛЁТ»
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литературные источники:
Николаева Л.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе.
Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 352 с.
Сценарии спортивных праздников в школе /А.И.Мальцев. – Ростов н/д.: Феникс, 2005. – 219 с.
Периодические издания:
Физическая культура в школе. ООО Издательство «Школа-пресс». 2009. №2, С 48-50.
Читаем, учимся, играем 2006. №11, с. 105-107.