Урок русского языка по теме Согласные звуки и буквы. Непроизносимые согласные.

14.
Тема: Согласные звуки и буквы. Непроизносимые согласные.
Цель: Создать условия для формирования представлений о словах с непроизносимыми согласными звуками; познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными путём подбора однокоренных слов; развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление; воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету, уважение к русскому языку.
Оборудование: учебник, карточки, тестовые задания, дидактический материал.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков с элементами исследования.
Ход урока:
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация знаний учащихся.
1. Словарный диктант.
Металл, компьютер, комбайн, комбайнёр, горизонт, багаж, кастрюля, тарелка, космос, молоко.
2. Ответы на вопросы.
- Что изучает фонетика? Какие звуки есть в русском языке?
- На какие разряды делятся гласные звуки? Согласные?
- Когда после ц пишется и? (в корнях слов и в словах на –ция) Когда ы? (В окончаниях и суффиксах; в корнях слов-исключений: цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках)
- Шестая буква русского алфавита? (Е)
IІI. Мотивация учебной деятельности школьников.
1. Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.
- Запишите слова рядом столбиком, транскрипцию которых вы видите на доске.           [сонцэ],  [с’эрцэ],  [изв’эсный],  [здраствуй]. - А теперь запишите их столбиком с помощью букв так, как вы считаете нужным. (Солнце, сердце, известный, здравствуй). - Сравниваем.
- Посчитайте количество букв и звуков. Почему в словах количество букв и звуков различное? (В наших словах букв больше, чем звуков, потому что некоторые звуки не произносятся. Не слышатся, не произносятся звуки л, д, т, в.)
- Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые)
- Молодцы! Интересные названия придумали. Эти непроизносимые согласные мы и будем сегодня изучать, это и есть тема нашего урока. Как вы думаете, почему нам нужно будет изучать эту тему? Зачем её изучать? (Чтобы правильно писать слова).
- Именно этому мы и должны научиться.
2. Минута чистописания.
лд, тв, лд, тв
3. Опрос.
- Ребята, что общего у звуков, которые обозначают эти буквы? (Они согласные).
- Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (В, Л, Д.)
- Назовите букву, которая обозначает глухой согласный звук. (Т)
- Назовите буквы, которые обозначают парные по звонкости и глухости согласные звуки. (Д-Т)
- Где находятся непроизносимые согласные? В какой морфеме? (В корне слова.)
- А как узнать, есть непроизносимый согласный в слове или нет? (Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы этот звук произносился четко и ясно).
- Попробуйте подобрать проверочные однокоренные слова к нашим словам (Солнечный, сердечко, известие, здравие.)
- Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трёх согласных и один из них не произносится.)
Запомните! Сочетания букв!
СТН ЗДН РДЦ ЛНЦ ВСТВ
- Всегда ли можно объяснить правописание непроизносимых согласных? Не всегда, в словах лестница, чувство, праздник правописание согласных надо запомнить. Это словарные слова.
ІV. Объявление темы и цели урока.
V. Работа по теме урока.
1. Работа с учебником.
2. Тренажер «Непроизносимые согласные».
- Выполните следующее задание. Перед вами слова с пропущенными буквами. Сначала определите, в каких словах пропущена непроизносимая согласная.
Звезный, солце, ужасный, серце, чудесно, чесный, усно, празник, позно, месность, парусный, ненасный.
- Найдите среди этих слов слова с непроизносимой согласной, проверяйте подобрав однокоренные слова, где это возможно. Делают вывод: значит, хотя и в некоторых словах есть стечение согласных, но нет непроизносимых.
3. Самостоятельная работа. Тест по теме: «Непроизносимые согласные».
1. НАЙДИТЕ СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ:  а)  ТРОСТНИК,  МЕСТНЫЙ, ОКРЕСТНОСТЬ;  б)  ДОРОЖКА,  ПОДРУЖКА , ЗЕЛЁНЫЙ; в) ЗЕЛЁНЫЙ,  ГОЛОСИСТЫЙ, ШАПКА.
2. ВЫБЕРИ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО К ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ ПОЗДНИЙ:  а)  ПОЗДНЯЯ; б)  ПОЕЗДА; в)  ОПОЗДАЛ. 
3. В КАКОЙ СТРОЧКЕ ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА? 
а)  ЧУДЕСНЫЙ – ЧУДО, МЕСТНЫЙ – МЕСТО; б)  ОКРЕСТНОСТЬ – ОКРЕСТНЫЙ, ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТНО; в)  ПРЕЛЕСТНЫЙ – ПРЕЛЕСТИ,  ПРЕКРАСНЫЙ – ПРЕКРАСНО.
4. В КАКОЙ СТРОЧКЕ ВСЕ СЛОВА С ОШИБКАМИ?  а)  ЗДРАВСТВУЙТЕ,  МЕСТНЫЙ,  ЯСНЫЙ; б)  МЕСТНЫЙ,  ОКРЕСТНОСТЬ,  ЧУСТВА;  в)  КАПУСНЫЙ,  СОНЦЕ, ПРАЗНИК, ЧУСТВО.
5. В КАКОМ СЛОВЕ ДОПУЩЕНА ОШИБКА?  а)  КАПУСТНЫЙ; б)  ПРАЗДНИЧНЫЙ;  в) ЧУСТВЕННЫЙ. 
6.  В КАКОМ СЛОВЕ НЕТ НЕПРОИЗНОСИМОГО Т?
а)  УЧАС*НИК; б)  РЕС*НИЦЫ; в)  ПАС*БИЩЕ.
4. Физкультминутка.
Я называю слова: если в слове пишется непроизносимая согласная, то хлопаем, а если нет – приседаем. Поездка, чудесный, несчастный, лесной, поздний, прелестный, прекрасный, лестница, тесный, вкусный, неизвестный, согласный, красный.
5. Работа с карточкой. Самостоятельная работа.
Карточка 1.
- Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ.
Лес...ной, безжалос...ный, чудес...но, прекрас...но, ужас...но, тес...ный, серьёз...но, безглас...ный, припоз...ниться, ус...но, праз...новать, любез...ничать, крас...ный, наез...ник, безобраз...ничать. 
Карточка 2.
- Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ.
Мес...ный, пас...бище, чу...ствительный, трос...ник, радос...ный, час...ное, гиган...ский, желез...ный, колхоз...ный, облас...ной, влас...ный, крепос...ной, безобраз...но, чу...ство, здра...ствуй, любез...но. 
Карточка 3.
- Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ.
Звез...ный, здра...ствуйте, со...нце, поз...ний, праз...ничный, прекрас...ный, доблес...но, сер...це, ужас...ный, грус...но, серьёз...ный, чудес...ный, опас...ный, мес...ный, напрасн...ый, ненас...но.
Карточка 4.
- Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ.
Вкус...ный, счас...ливый, радос...но, интерес...ный, ярос...но, счас...ливо, трос...никовый, чудес...но, капус...ный, ненас...ный, доблес...ный, прес...но, парус...ный, тес...но.
Карточка 5.
- Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ.
Крепос..ной, соглас...ный, грус...ный, кос...ный, со...нце, бессловес.ный, мес...ность, напрас...но, влас...но,   окресность, лес...ница, свис...нул, извес..ный, ус..ный, вкус...но, прелес...ный.
Карточка 6.
- Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ.
Ярос...ный, счас...ливый, прес...ный, небес...ный, чес...ный, алмаз...ный, поз...но, безобраз...ный, любез...ный, праз...ник, вес...ник, опас...но, интерес...но, бессловес...но.
Карточка 7.
- Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ.
Грус...ный взгляд, голлан...ские тюльпаны, опас...ный поворот, поз...ние цветы, прекрас...ная статуя, вкус...ный салат, извес...ный актёр, уча...ствовать в конкурсе, телеграфное аген...ство, чу...ствовать голод.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок за урок.
Фронтальный опрос.
- Какая тема у нас была сегодня?
- Какие звуки и буквы не произносятся?
- Как проверить написание непроизносимых согласных звуков в корне слова?
- Выполнение какого задания вызвало затруднение? VІI. Домашнее задание.
Повторить п. , выполнить письменно упражнение на с. учебника.























Карточка 1.
- Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ.
Лес...ной, безжалос...ный, чудес...но, прекрас...но, ужас...но, тес...ный, серьёз...но, безглас...ный, припоз...ниться, ус...но, праз...новать, любез...ничать, крас...ный, наез...ник, безобраз...ничать. 

Карточка 2.
- Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ.
Мес...ный, пас...бище, чу...ствительный, трос...ник, радос...ный, час...ное, гиган...ский, желез...ный, колхоз...ный, облас...ной, влас...ный, крепос...ной, безобраз...но, чу...ство, здра...ствуй, любез...но. 

Карточка 3.
- Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ.
Звез...ный, здра...ствуйте, со...нце, поз...ний, праз...ничный, прекрас...ный, доблес...но, сер...це, ужас...ный, грус...но, серьёз...ный, чудес...ный, опас...ный, мес...ный, напрасн...ый, ненас...но.

Карточка 4.
- Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ.
Вкус...ный, счас...ливый, радос...но, интерес...ный, ярос...но, счас...ливо, трос...никовый, чудес...но, капус...ный, ненас...ный, доблес...ный, прес...но, парус...ный, тес...но.

Карточка 5.
- Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ.
Крепос..ной, соглас...ный, грус...ный, кос...ный, со...нце, бессловес.ный, мес...ность, напрас...но, влас...но,   окресность, лес...ница, свис...нул, извес..ный, ус..ный, вкус...но, прелес...ный.

Карточка 6.
- Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ.
Ярос...ный, счас...ливый, прес...ный, небес...ный, чес...ный, алмаз...ный, поз...но, безобраз...ный, любез...ный, праз...ник, вес...ник, опас...но, интерес...но, бессловес...но.

Карточка 7.
- Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ.
Грус...ный взгляд, голлан...ские тюльпаны, опас...ный поворот, поз...ние цветы, прекрас...ная статуя, вкус...ный салат, извес...ный актёр, уча...ствовать в конкурсе, телеграфное аген...ство, чу...ствовать голод.




15