Урок русского языка по теме Согласные звуки. Непроизносимые согласные звуки (5 класс VII вид)


Учитель: Кузнецова Ирина Александровна
Урок русского языка (5 класс VII вид)
Тема: Согласные звуки.
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.Тип урока: обобщение и систематизация изученного ранее.
Цели урока:
предметные:
формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; развивать умение наблюдать над произношением слов, проводить их звуко-буквенный анализ;
развивать орфографическую зоркость:
вспомнить опознавательные признаки данной орфограммы;
продолжить работу по формированию умения определять данную орфограмму в словах и подбирать проверочные слова;
2) метапредметные:
корректировать и развивать
познавательные способности;
логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать);
умение связно и грамотно излагать свои мысли;
внимание, память, эмоциональную сферу;
коммуникативные качества речи;
3) личностные:
формировать
положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
уважительное, бережное отношение к родному языку;
умение рационально использовать время;
Формировать умения:– формулировать тему урока, ставить цель урока самостоятельно (Регулятивные УУД);– оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД);– ориентироваться в своей системе знаний; преобразовывать информа-цию из одной формы в другую; вычитывать все виды текстовой ин-формации (Познавательные УУД).
Методы: постановка проблемных вопросов.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах.
Виды контроля: фронтальный письменный и устный, взаимопроверка, самопроверка.
Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность детей
I.Организационный момент Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
А теперь тихонько сели,
И на доску посмотрели.
Открыли тетрадки, записали сегодняшнее число, классная работа.
Оставьте 2 строки для темы урока. Оформляют тетради
II. Актуализация знаний учащихся. Мозговая атака.
а) На доске изображено 2 столбика слов:
ОЯОЯИ УАЕ ПЛ КСК ЖРВЛЙ
– Что изображено в этих двух столбиках?
– Что изменится, если я начну их произносить?
– Сделайте, исходя из этого наблюдения, вывод: что такое звуки, что такое буквы
– Какая наука изучает звуки?
- В природе, в окружающем нас мире много самых различных звуков: приятных и неприятных для нашего слуха. Изучает ли их фонетика? – Почему?
б) Возвращаемся к столбикам на доске.– На какие 2 группы мы можем разделить звуки?
– В каком столбике гласные, а в каком согласные звуки?
в) Звуки, которые могут “свистеть, звенеть, шуметь, но не хочется им петь”.
г) Несколько согласных букв подряд, иногда встречающихся в слове.
д) Третья буква русского алфавита.
е) Буква, обозначающая последний звук в слове “парад”. ж) Буква, следующая за буквой “к”.
з) С этой буквы начинается третий слог слова “лопата”. Отвечают на вопросы учителя
III. Минутка чистописания.
- Какие четыре буквы вы сейчас называли?
- Порядок следования букв в цепочке следующий:
Вдлт Влтд Втдл Вдлт Влтд В…
- Справа от заглавной буквы В находятся строчные буквы д, л, т, которые меняют свой порядок. Первая из них становится последней.
- Напишите эту цепочку в указанной последовательности до конца строки.
Называют буквы В, д, л, т.
Делают записи в тетради
IV. Сообщение темы и цели урока.
– Ребята, обратите внимание на доску (на доске  слова - сделана транскрипция)
Здравствуй [здраствуй']
сердце   [ с'эрцэ ]
солнце   [ сонцэ ]
грустный  [ грусный' ]                
- Что интересного вы заметили?
– Верно, ребята. Не все буквы обозначены звуками. Буквы пишем, а звуки не произносим.
- Какие это буквы? Назовите их.
– Ребята, обратите внимание – нам встречались уже сегодня на уроке эти буквы. Когда?
– Это какие буквы – гласные или согласные?
– Верно. Это согласные буквы.
- В какой части слова находятся эти буквы?
- Ребята, может быть вы готовы назвать тему сегодняшнего урока?
– Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».
– Ребята, скажите пожалуйста, можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными или их нужно запомнить?
- Можно. Каким образом? Назовите алгоритм (т.е. как мы будем действовать) проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова.(- Определяем наличие стечения согласных.- Подбираем однокоренные слова.
- Выделяем корень в однокоренных словах.
- Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся.
- Записываем слово).- Итак, ребята предлагаю заглянуть в учебник на стр. 26 и убедиться, что мы правильно помним алгоритм проверки написания непроизносимых согласных в корне слова. Правило на стр. 26 прочитать. Рассказать соседу по парте.
Беседа
(На доске по мере ответов детей появляется запись:- непроизносимые
- согласные
- находятся в корне словаФиксируют тему урока в тетради
Работают в парах
V. Физкультминутка.
А сейчас мы будем тренироваться слышать слова с непроизносимыми согласными и подбирать к ним проверочные.
- Я называю слова. Если я назову слово, в котором есть непроизносимая согласная, вы хлопаете в ладоши.
Тростник, устный, страна, сердце,  земля, местность, вечер , гигантский, опасный, солнце, голос, обед, счастливый, звёздный, знаменитый, дорога.
VI. Закрепление знаний учащихся.
VI. Закрепление знаний учащихся.
а) Игра “Отгадай слово”
- А теперь я предлагаю, ребята, вам сыграть в игру «Отгадай слово». Я загадываю слово. Угадавший ученик проверяет наличие в названном им слове непроверяемый согласный звук. (После отгадки слово появляется на слайде, а после проверки – открывается “опасное место в слове”)

1. Бабочка, которая любит капусту. (Капустница)
2. Счёт вслух. (Устный)
3. Луг, где пасут скот. (Пастбище)
4. Крытая постройка для отдыха в саду, парке.
У. – Какое слово при проверке вызвало у вас затруднение? Почему? Как мы называем такие слова. Выделите это слово цветом – его правописание нужно запомнить.
б)Развитие зрительной памяти учащихся
- Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить. (1 минуты).
У каждого словосочетания я убираю первое слово. Ориентируясь на второе слово, напишите первую часть каждого словосочетания по памяти. Подчерните непроизносимые согласные, подберите к ним проверочные слова (напишите их в скобках).
честный ответ
радостный взгляд
поздний час
известный спортсмен
– Итак, проверяем… Какие слова вы записали?
- А что объединяет записанные вами слова?
Самостоятельная работа
а) К словам левого столбика подберите близкие по смыслу слова (синонимы) из правого столбика. Запишите парами, вставляя пропущенную букву. В скобках запишите проверочное слово.
Огромный         грус(?)ныйПечальный       гиган(?)скийЗнаменитый     извес(?)ныйб) Дополни предложения. Заглядывай в слова-подсказки, вставив, если необходимо пропущенные буквы.
 Наступила _______________ осень, совсем скоро ее сменит зима. На улицах в это время мы видим ________________ картину. Часто моросит холодный дождь. ____________ светит ярко. В ___________ погоду хорошо сидеть дома и ждать ________________ событий.
 Слова-подсказки: со(?)нце, радос(?)ный, грус(?)ный, поз(?)ний, ненас(?)ный.
VII. Рефлексия. Итог урока.
У. - Какую орфограмму мы повторили на сегодняшнем уроке?
- Назовите опознавательные признаки этой орфограммы?
- Прослушайте, пожалуйста, стихотворение Ребята работают устно
Работают в тетради
Выполняют самостоятельную работу на карточках
VII. Рефлексия. Итог урока.
- Какую орфограмму мы повторили на сегодняшнем уроке?
- Назовите опознавательные признаки этой орфограммы?
- Прослушайте, пожалуйста, стихотворение

- Какие строчки в стихотворении подсказывают, как мы можем избежать ошибки на данную орфограмму?
- Кому сегодня на уроке было интересно? Что именно?
- Что получилось хорошо?
- А над чем еще нужно поработать?
- Молодцы, ребята!!! Я очень рада, что вы сегодня хорошо поработали. Спасибо вам за урок! До свидание!
Отвечают на вопросы
Домашнее задание - Выполнить творческое задание по карточкам