Конспект по математике на тему Умножение на двузначное и трёхзначное число. Решение задач.


Муниципальное муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени И.А. Пришкольника с. Валдгейм»
Конспект урок в 4 классе на тему
" Умножение на двузначное и трёхзначное число. Решение задач."Подготовила
учитель начальных классов
Кондрашова Любовь Павловна

2014 г.
Цель : Закрепление письменных приёмов умножения с многозначными числами. Решение геометрических задач на основе алгоритма умножения многозначных чисел.
Задачиобучения:
Обеспечить закрепление учащимися алгоритма умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное;
Обобщить и систематизировать знания и умения детей о нахождении периметра и площади прямоугольника;
Отработать навыки решения примеров;
Устранить пробелы в знаниях;
Задачи воспитания:
Добросовестного отношения к труду: ответственное выполнение заданий, дисциплинированность, собранность.
Задачи развития:
Развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса;
Развитие мышления: умения анализировать, сравнивать, определять и объяснять понятия.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Оборудование: доска, учебник математики 4 класс Н.Б. Истомина, тетради, карточки с заданиями, листы самооценки, ПК, презентация PowerPoint
Группы формируемых компетенций:
Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД: использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.
Познавательные УУД: логические: построение логической цепи рассуждения, осознание и произвольное построение речевого высказывания, извлечение информации из текста задачи, использование графических изображений, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая ( помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)
Методы работы: словесные (рассказ), наглядные (демонстрация ), практические;

Ход урока.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Организационный момент
Цели для учащихся:
• включиться в учебную деятельность;
• осознать ценность изучаемого предмета.
Цели и задачи для учителя:
• подготовить учащихся к работе на уроке;
• определить содержательные рамки урока. – Ребята, прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку: (слайд №1)«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели…»А. Маркушевич – Как вы думаете, какая цель занятий математикой?– Правильно!
Очень трудная наукаматематика для нас,Но учиться в наше времяНужно каждому из нас!
– Математика наука трудная. Вы готовы преодолеть трудности на пути к знаниям?
– Тогда пожелайте друг другу удачи. Читают, отвечают, высказывают свое мнение.
Развивать человека, его внимание, волю, тренировать свой мозг, быть упорным в достижении цели
– Да!
– У нас всё получится!

2.Определение темы и целей урока.
Планирование деятельности
Цели для учащихся:
• уметь ставить цель и планировать свою деятельность;
Цели и задачи для учителя:
• организовать взаимодействие «учитель-ученик», «ученик-ученик»;
• создать условия для развития умения работать во времени - Сегодня на уроке мы и будем закреплять приемы письменного умножения многозначных чисел, будем решать задачи (слайд №2)
– Давайте, составим план работы на уроке.
– Я предлагаю следующие виды работ:
(на доске)
разминка для ума;
изучение нового материала;
решение задачи;
самостоятельная работа
Рефлексия; Д.з;
Вы согласны с таким планом?
Предложите свой план работы
- На партах у каждого из вас есть листок самооценки, вы помните, как с ним работать (если уверен в знаниях по данному вопросу, то ставите +; если сомневаетесь; ставите +-; не уверен - )
Не забывайте определить для себя собственные затруднения, чтобы затем их устранить Предлагают свои варианты
Нет!
1. разминка для ума;2. Закрепление изученного материала;
3.Решение задачи;
4.Самостоятельная работа5. Рефлексия; Д.з.
3.Актуализация знаний
«Разминка для ума»
Цели для учащихся:
• тренировка мыслительных операций;
• развитие логического мышления.
Цели и задачи для учителя:
подготовить учащихся к познавательной деятельности 1. Устный счет
Задание 1. Сравните выражения, где это возможно и докажите (задание поискового характера)
(Слайд №3)
Задание способствует развитию логического мышления.

Задание 2. У: А теперь работаем дружно,
отвечать быстрее нам нужно!
Задание развивает мышление. При помощи данного задания отрабатываются навыки устных вычислений (Слайд №4 )18 • 670 : 519 • 9
15 • 812 • 57 • 11
17 • 732 : 216 • 4
Задание 3. У: Следующее задание: Догадайтесь! Как, не вычисляя значений произведений, выбрать из чисел, записанных справа, правильные ответы.
(Слайд №5)
Задание направлено на выявление глубины усвоения таблицы умножения, на основе свойств таблицы умножения, на развитие логического мышления
2 078 • 710335
1976 • 414546
3445 • 37904
8105 • 819830
3305 • 664840
Докажи, объясни (задание поискового характера)
Вернутся к плану + обосновывают свои ответы
4.Повторение знаний и способов деятельности
Цели для учащихся:
• повторение алгоритма умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное число;
Цели и задачи для учителя:
15361182663163• способствовать умению быстро ориентироваться в вопросах общего характера.
– Какой вид умножения мы изучаем?Задание
У: Перед вами письменные вычисления учеников 4 – го класса. Найдите ошибку в записи выражений (Слайд № 6).
Это задание поискового характера направлено на выявление глубины усвоения алгоритма письменного умножения многозначного числа на трёхзначное, на то, чтобы в дальнейшем дети не допускали таких ошибок.По ходу ответов учеников, появляется алгоритм
- Почему ученики ошиблись?
-Давайте вспомним алгоритм
(Слайд № 7)
У: А вам пригодится знание алгоритма для работы на уроке? Что еще пригодиться?
– Молодцы!  Умножение многозначных чисел на двузначные и трёхзначные.

Не знают алгоритма письменного умножения многозначных чисел.
Алгоритм:
1. Умножу на число единиц, получу 1 неполное произведение;2. Умножу на число десятков, получу 2 неполное произведение;3. Умножу на число сотен, получу 3 неполное произведение;4. Сложу неполные произведения;5. Читаю ответ.
хорошо знать таблицу умножения.
5.Выполнение заданий по теме урока.
Цели для учащихся:
использовать изученный алгоритм в речи;
уметь применять алгоритм и решать примеры, используя его;
Цели и задачи для учителя:
• обеспечить закрепление учащимися знаний и способов деятельности;
• обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала.
Задание 1.Найди значения выражений
На доске выражения:
321 • 32
392 • 305
340 • 720
214 • 321
22 • 445
– Что можете сказать о записях на доске?
Обоснуйте свое мнение.
– Как можно разделить данные выражения на группы?
Что вам помогает в решении таких выражений?
– Как он помогает?
Решение 1-х трёх выражений с комментированием у доски, 2-х оставшихся самостоятельно. Слабым ученикам помощь учеников – консультантов. ( Взаимопроверка)
Вернуться к плану урока +
Физкультминутка
Задание 2. Работа над задачей. (работа по учебнику стр.68 № 184)
Как удобнее составить краткое условие задачи записью или схемой?
Давайте сравним, какая запись краткого условия целесообразна?
Почему?
Кто может самостоятельно решить задачу? (предлагаю этим ребятам самостоятельное решение задачи).
Кто затрудняется? ( коллективное обсуждение задачи)
– Можно сразу ответить на главный вопрос задачи?
– Что для этого надо знать?
– Как вычислить площадь огорода?
– Запишем решение задачи по действиям.
Ответ задачи сравнивается с ответом самостоятельно работавших учеников
Вернутся к плану урока +
выражения, произведения, все числа многозначные
умн –е на 2-х значные и 1-значные числа
алгоритм
определяет порядок действий в вычислениях, помогает производить самоконтроль
выполняют задание
Обсуждение вариантов. Работают по выбору.
схема
Видны пути решения задачи.
-нет
-общую площадь огорода-Длину умножить на ширину1). 80x35=2800 м2 – общая S огорода2). 2800 – 2240=560 м2 – S участка, занятого ягодами
6.Контроль и самопроверка знаний.
Цель: Проконтролировать усвоение учащимися алгоритма умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное Задание: Решение примеров по
вариантам
I вариант. Восстанови недостающие цифры и реши пример.
Учащиеся самостоятельно восстанавливают цифры и решают пример.
Проверка проводится фронтально, запись восстанавливается на доске.
II вариант. Найди допущенные ошибки в записи примера и реши его.
- Где допущена ошибка?
-Ребята, при счёте ученик допустил ошибку. Найдите её.
- Что осталось сделать?
Вернуться к плану + 567690256540
5676902538730
Неправильно подписано второе неполное произведение, его начинают подписывать под десятками
В третьем неполном произведении при умножении 2   8= 16, а не 19.
- Сложить неполные произведения.
7. Рефлексия. Д. з.Итог урокаЦели для учащихся:· самооценка результатов деятельности;· получить инструктаж по выполнению домашнего задания;Цели и задачи для учителя:· оценить учебную деятельность класса;· зафиксировать затруднения как направления будущей учебной деятельности;· обсудить и записать домашнее задание, обеспечить понимание цели, содержание и способов его выполнения;
- Какие умения отрабатывали на уроке?
- Чтобы не ошибиться при вычислении многозначного числа на двузначное, трехзначное число, что надо знать? (алгоритм)
- Давайте повторим его– Отметки за урок ...
– Давайте рассмотрим домашнее задание: (слайд №8)
Учебник – стр.68 №186
ТПО – № 100 Вам предстоит дома закрепить приёмы умножения и решить задачу. Прочитайте задачу, у кого возникли вопросы?
(разбор задач, составление схемы)
У: -Посмотрите на свои листы самооценки и оцените свою работу на уроке.
***Я очень доволен своей работой.
** Мне надо разобраться в некоторых вопросах.
* У меня много ошибок.
  (Слайд №9)Заключительное слово учителя:– В заключение, я хотела бы прочитать вам одну легенду:«Бежали две мышки по краю ведра с молоком и упали туда. Одна мышка сразу сдалась и утонула, а другая так барахталась, что взбила молоко в масло и выбралась из ведра»– И мне, ребята, хочется, чтобы вы так же, как вторая мышка, старательно учились, добивались новых высот, а не останавливались на достигнутом! Умножать на двузначное трёхзначное число решении задач, примеров.
Обсуждают построение схемы условия задачи и возможные варианты решения
Оценивают свою деятельность на уроке
№ Вид задания Выполнение задания
Сравните выражения, где это возможно А теперь работаем дружно, отвечать быстрее нам нужно!  
Догадайтесь! Как, не вычисляя значений произведений, выбрать из чисел, записанных справа. Найдите ошибку в записи выражений  
Знание алгоритма умножения на двузначное и трёхзначное число  
Найди значения выражений Реши задачу  
Самостоятельная работа  
Рефлексия Лист самооценки