Разработка урока Рассказ А. П.Платонова Песчаная учительница


 
Тема: Рассказ А. П.Платонова "Песчаная учительница") Слайд №1Цель урока: создать условия для формирования у учащихся целостного
видения проблем рассказа “Песчаная учительница”.
обучающая: формирование ЗУН учащихся определять проблему,
композиционные и
сюжетные особенности рассказа;развивающая: развитие логического и образного мышления; формирование
диалогических навыков; умение отстаивать свою точку зрениявоспитательная: на примере образа главной героини формировать активную
жизненную позицию, гражданское мужество.
Тип урока: урок новых знаний.
Межпредметные связи: история, литература, география
Методы и приемы: частично-поисковый; наглядный, словесный,
практический.
Оборудование: раздаточный материал, постеры, маркеры, стикеры.
Наглядные материалы: портрет А.П. Платонова, текст рассказа “Песчаная учительница,” слайд – презентация о жизнедеятельности А.П.Платонова
Ход урока
1.Орг.момент.
Разминка. Флэш-моб2. Опрос д/ з: 1.Презентация о жизнедеятельности А.Платонова (опережающее задание)
2.Прочитать самостоятельно рассказ «Песчаная учительница»
3. Слово учителя.
В рассказе А.П.Платонова “Песчаная учительница” повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.
Историческая справка: Вплоть до 70-х годов XX века в нашем районе в школах работали приезжие учителя. В нашей школе также работают учителя, которых направили по распределению. Они так же, как и “песчаная учительница”, были направлены к нам. Их заслугой является обучение и подготовка местных кадров, приобщение к культуре и т.д.
 Викторина — проверка знания текста. Слайд №2
1) Сколько лет было Марии Никифоровне, когда она начала преподавать?
2) Почему дети в селе не ходили в школу?
3) Какой новый предмет пришлось преподавать учительнице?
4) Смогла ли Мария Никифоровна помочь жителям пустыни?
5) Осталась ли она в Хошутове навсегда?
6) Почему рассказ называется «Песчаная учительница»?
7)Какие проблемы поднимаются в произведении?
(человек и природа, борьба с природной стихией, путь покорения природы.)

Работа с эпиграфом: « Все прекрасное на земле –от солнца,
Все хорошее –от человека.
М.Пришвин.
4. Определение темы, постановка цели. Слайд №3
-Ребята, давайте определим тему урока:
-Жажда полезной деятельности, душевная неуспокоенность и широта души героини рассказа А.Платонова « Песчаная учительница»
Сформулируем цели урока: формирование интереса к произведениям нравственной проблематики
-развитие логического мышления, формирование диалогического обучения
-воспитание активной жизненной позиции.
Работа с текстом.
- Проследите за тем, как автор описывает пустыню, и какой она, предстает в разное время года?
( Работе по карте Казахстана, почва, растительность) Слайд №4
Астраханская пустыня и среднеазиатская пустыня: в чем их отличие.

Найдите и определите художественные средства и их роль: сравнения (пылающие костры саван – “огонь несущий смерть”) эпитеты жуткое небо, шипящий ветер, “стонущий” песок, “дымящиеся верхушки барханов”, непрозрачный воздух, наполненный песком, буря в пустыне, “когда яркий день кажется мрачной ночью”.
- (стр.161) прочитать :Как встретила Марию прикаспийская пустыня?
- Что делать ей в в этом селе, обреченном на вымирание?
(Беседа об условиях жизни Марии)
- Кого жители села называют «Кочуй»
(Прочитать диалог между Марией и вождем.стр.161) «Почему она подумала, что вождь прав?»
- Она поняла безысходную судьбу двух народов, сложную судьбу разных племен и решила не жалеть своей жизни для улучшения благоустроенности на селе)- Какие изменения произошли с героиней?
( В начале рассказа какой представлена Мария? стр.160,164. Девушка изменилась вместе с пустыней, которая ожила, стала приветливой как ее прикаспийская пустыня. Даже взрослые решили взяться за учебу. Новые трудности не пугают Марию.
Класс делится на 2 группы по дням рождениям.
1. Адраспан 2. Жусан .
Слайд №5
Игра-дебаты: Можно ли назвать Марию Никифоровну счастливым
человеком?( Работа на постерах)
Группа Адраспан - « за»
- М.Н. как молодая неопытная женщина могла уехать домой- но долг, ответственность не позволили ей сделать этого. Она видит: дети не ходят в школу, село бедствует. Она вводит в школе новый предмет «песчаное дело». Характер целеустремленный, активная.
Несмотря на то, что труд сельчан уничтожен, зеленые насаждения полностью уничтожены кочевниками, она понимает- безрезультатно жаловаться. Продолжает учить кочевников культуре песков. Остается налаживать жизнь в селе Сафута. Оптимизм характера- «…приеду по лесной дороге».Мы считаем, что учительница счастливая и она нашла свое призвание.
Группа Жусан – «против»
-Наша группа считает, что жизнь в пустыне- это ад, там нет жизни , не будет радости. Сельчан ожидают бесконечные муки, ужасы. Весь труд 3 лет пропал даром. Мария похоронит свою молодость среди песков, среди диких кочевников, не обзаведется семьей.
А ведь предназначение женщины- быть женой, матерью.
Самая большая награда, которая ждет ее, памятник – шелюга.
Формативное взаимооценивание.(критерии)
Творческий подход
Новая информация, конкретность
Оригинальность, креативностьПрикладное значение,
Вовлеченность.
5. Закрепление.
В чем заключается ПОСТУПОК героини?
- Отдать лучшие годы на служение людям. Добровольно отказаться от личного счастья.
- Мария поняла, что необходимо помочь людям в борьбе с пустыней.
- Не растеряла своей силы, добилась поставленной цели.
- Решила пожертвовать собой ради спасения своего села, для улучшения жизни на селе.
- Такие, как Мария нужны всегда. У Н.А.Некрасова есть строки: Слайд №6
Природа-мать!
Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру-
Заглохла б нива жизни!
Игра. Собери пословицу! Слайд№7

1. ХОРОША ВСЯКАЯ ЗЕМЛЯ, ЧТО БЕЗ ЛЕСА ОДИНОКИЙ СОЛОВЕЙ.
2. ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ СВОЕЙ, КТО ЗА РОДИНУ ГОРОЙ.
3. В РОДНОМ КРАЮ И НОЧИ ПРЕКРАСНЫ.
4. НА РОДИНЕ И ДНИ, А ЛУЧШЕ ВСЕХ ЗЕМЛЯ СВОЯ
5. ТОТ ГЕРОЙ, И ВОЗДУХ ИСЦЕЛЯЕТ.
6. Суммативное оценивание
Рефлексия. (на стикерах)
-Что получилось хорошо?
-Чего добились с трудом?
-Что нужно доработать?
7.Домашнее задание: Эссе на тему: «Нужны ли обществу такие люди, как
Мария Никифоровна?»