Урок по байкаловедению Нерпа


Урок по байкаловедению по теме:
«Нерпа»
Цель: Познакомить учащихся с единственным млекопитающим озера Байкал нерпой; углубить знания о жизнедеятельности этого животного.
Формировать чувства любви к родной природе, совершенствование навыков общения. Формировать критическое мышление.
1.Организационный момент.
2.Повторение пройденного материала.
Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем,
Как его мы назовем. Байкал.
Любит плавать на боку
Рачок – помощник рыбаку,
Не усы- усищи пропитанье ищут .Есть слепые, есть и зрячие-
В толще вод нельзя иначе.
Самый первый санитар,
Без него Байкал пропал
У рачка- двойная слава.
Ну-с узнали…(бокоплава).
Дуют с юга и с востока, дуют мягко и жестоко,
Дуют вдоль и поперек, моют скалы и песок.
Рыбаки с одними в ссоре, не выходят даже в море.
А с другими дружбу водят, стаи рыбные находят.
Кто же самый злой?...Ну-ка, память напрягите, остальные назовите. (Сарма, Баргузин,Шелонник,Култук, Верховик).
Идэр-река , Мурэн-река – монгольские родители
Их дочь, сибирскую реку увидеть, не хотите ли?
Ее притоков всех не счесть, и в устье разбегается,
Течет полнее рек других. А как же называется? (Селенга)
Выбирает, где получше. И в воде он, и на суше.
Тучи в воздухе кружатся, камни в черном шевелятся.
Стало дерево, как веник, облепил его …
Век его всего три года-так устроила природа. (Ручейник)
Бледно-розова, нежна,
студена вода нужна.
Что за рыбка-невеличка –
меньше вашей рукавички?
А на солнце рыбка тает,
рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка-иностранка?
Рыбка эта... (голомянка)
Начинается на «о»,
ох, и любят же его!
Говорят – живет в Байкале.
Вы, случайно, не слыхали? (Омуль)
Учитель: Ну, мы продолжаем повторять.
3. Изучение новой темы.
Тема нашего урока…, а вы сами назовете ее, прослушав стихотворение:
В снежном логове родятся.
Простудиться не боятся.
Подрастут – начнут нырять,
шубки белые менять.
Если очень повезёт –
лет полсотни проживёт.
Что за зверь такой с усами?
Ну, подумайте-ка, сами! (Нерпа)
В тетрадях записываем число и тему урока: НЕРПА.
Л.С. Берг сказал о Байкале « Чудо природы во всех отношениях» и вот к одному из этих чудес относят и нерпу.
У вас на столах лежат листочки с таблицами, сейчас вы в первую колонку запишите, что вы знаете на данный момент о нерпе, во второй – что хотели бы узнать, а третью заполните к концу урока.
Итак, приступили к работе.(Высказывания ребят). Итак, как бы вы сформулировали цель нашего урока?
Учитель. Нерпа-единственное пресноводное млекопитающее, эндемик Байкала.
Нерпа относится: Царство-животные, тип - хордовые, класс- млекопитающие, отряд- ластоногие, семейство-тюленевые, род-обыкновенный тюлень.
Первыми исследователями нерпы были: Гмелин ,Георги, Паллас, Дыбовский, Обручев, Верещагин, Иванов, Кожов,Талиев, Пастухов. Биология нерпы в настоящий момент хорошо изучена благодаря этим ученым.
(Физминутка).
В Байкал нерпа попала около 2-5 млн или 500 тыс лет назад через реку Лена.
В северных частях озера нерпа встречается чаще, чем в южных. Почему?
Особенно большое лежбище на островах, которые вы узнаете из загадки:
Из воды четыре братца поднялись покрасоваться,
В беломраморную грудь ветра свежего вдохнуть.
Долгий братец- самый длинный, брат Большой- князь муравьиный,
Тонкий брат и Круглый брат из воды едва следят.
Кто они? Пришли откуда? Под каким названьем чудо? ( Ушканьи острова)
Отрывок фильма.
Спутниковая связь, мониторинг.
Взрослая нерпа достигает 130кг веса и 1,8 м длины, живет до 55-56 лет. Форма тела веретоновидная, без выраженной шеи. Максимальная скорость передвижения 16 км/ ч, Средняя- 6 км/ч, без воздуха максимум 1,5 часа.
Нерпа имеет особые признаки:
1.Мощный когтевой аппарат передних ласт. Почему? Стр. 142. Дышать необходимо через 15-20 мин.
2.Частая посадка зубов( корм пелагический – голомянки).
3. Повышенная концентрация гемоглобина в крови ( результат глубоководных погружений) макс- 300-400 м, 40 мин (мясо темное).
4.Рассредоточенность по акватории области.
5. Увеличенный привес нерпы- очень жирное молоко.
6.Пониженная смертность на первом году жизни.
7.Ярко выраженные признаки диморфизма.
8. Долгожители до 58 лет. Возраст нерпы по когтям- до 5-6 лет, по зубам- срез дентина.
9. Лучший ныряльщик- 300 м с выключенным дыханием.
10. Самые крупные глазные яблоки, великолепный слух, обоняние, эхолокация хорошо развита.
Усы – вибрисы – осязательный орган. Самцов меньше, чем самок.
11. Однотонная окраска.
Повторим признаки байк. Нерпы.
В конце зимы- начале весны животные выходят на лед для линьки и рождения детенышей. Половозрелость -3-6 лет, самцы- позже. Беременность -11 месяцев.
За всю жизнь до 20 и больше детенышей, до 40 могут приносить потомство по 1 и реже по 2 нерпенка.Когда рождаются –бельки- Хубунок –куматкан( после первой линьки)- черныш –аргал, матка.
Нерпа питается рыбой, которую она обычно находит на глубине 25-30 м (голомянка, бычки, Омуль). Одноразовая порция пищи у нерпы небольшая- до1,4 кг, в день- до 3 кг.
Нерпа является ценным объектом промысла. Что ценится у нерпы, как вы думаете? Меховая шкура, жир, мясо. Браконьерство.
Точное количество нерпы не знает никто, приблизительно 180 тыс . В 1987-1988году была массовая гибель нерпы, погибло около 6000, было установлено, что причиной гибели был вирус, родственный вирусу собачьей чумки.
Хорошо поддается дрессировке.
В Байкале организмы взаимосвязаны между собой, в том числе и в пищевой цепочке. Используя материал на стр 144-145 и схему, которая лежит у вас на столах составьте пищевую цепь. Анализируем.
Обратимся к таблице. Все ли вопросы мы с вами разобрали и что узнали нового.
4. Прослушав весь материал урока, как вы думаете, нуждается ли нерпа в защите, хотя она и не занесена в Красную книгу.
Тогда давайте поработаем в группах:
1. Сделать плакат по защите нерпы.
2. Сочинить обращение к туристам, жителям, которые находятся на Байкале, как правильно вести себя.
3. (синквейн – от французского слова, обозначающего 5 строк.)
1 строчка – 1 слово, существительное или местоимение по данной теме;
2 строчка – 2 слова, чаще прилагательные или причастия;
3 строчка – 3 глагола, описывающие характерные действия;
4 строчка - фраза их 4х слов, выражающая отношение автора к предмету;
5 строчка – 1 слово, описывающее суть предмета.
Прием синквейна позволяет решить следующие задачи:
•Позволяет детям проявлять свои творческие способности, а это очень важно и дети это любят
•Способствует улучшению эмоционального состояния детей
Д. З. в тетради и «Игра в слова».
.