Методические рекомендации родителям для домашних занятий с детьми при закреплении произносительных навыков.

РЕЧЕВАЯ АЗБУКА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Методические рекомендации родителям для домашних занятий с детьми при закреплении произносительных навыков
Уважаемые родители!
Если ваш малыш посещает логопедический кабинет, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.
Исправление звуков проводится поэтапно:
1-й этап подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);
2-й этап постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);
3-й этап автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);
4-й этап - дифференциация (в случаях замены одного звука другим).
Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.
Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!
Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.
Если звук поставлен, закрепляйте его: назовите картинки, раскрасьте их, определите место звука в слове, составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради, следите за звуками в повседневной речи.
Домашние задания проверяются и оцениваются. Если стоит «5» - материал усвоен. Если оценки нет, нужно потренироваться в произношении данного речевого материала. Обращайте внимание на подчеркнутые ошибки.
Пожалуйста, не забывайте тетради дома в дни занятий. В эти же дни вы можете получить консультацию у логопеда по интересующим вас вопросам или поприсутствовать на логопедическом занятии с вашим ребенком.
Желаю успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!
Анкета для родителей
1. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребенка?
2. Какие звуки ваш ребенок не умеет говорить?
3. Всегда ли вы выполняете с ребенком задания логопеда?
4. Сколько раз в неделю удается позаниматься?
5. Что вам мешает в этом?
6. Пользуетесь ли вы тетрадью для занятий?
7. Нужна ли она вам?
8. Что она вам дает?
9. Требуется ли вам для занятий с ребенком консулътация логопеда?
10. Сколько раз вы побывали на консультации у логопеда?
Тема «Гласные звуки»
(логопедическое занятие с элементами игротерапии)
ЦЕЛИ
Учить слышать и выделять гласные первого ряда.
Развивать зрительное и слуховое внимание и память, тактильные
ощущения.
Воспитывать бережное отношение друг к другу.
ОБОРУДОВАНИЕ
Зеркала; предметные картинки; «волшебные» башмачки (вязаные пинетки); пластмассовые гласные буквы; карточки в виде домика с гласными буквами; карточки с рядом букв (гласных и согласных).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Оргмомент
Артикуляционная гимнастика
Сказка о веселом язычке
Жил-был язычок в своем домике.
Двери в домике то открывались, то закрывались.
Дети открывают и закрывают
рот.
Однажды вышел язычок из домика, посмотрел направо, потом налево (выполняют упражнение «Часики» ), потом потянулся вверх к солнышку и лег на крылечко (упражнение «Лопаточка».) Вдруг подул ветерок, язычок поежился (упражнение «Стрелочка»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь.
Дома язычок напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (упражнение «Вкусное варенье»), потом облизнулся и сладко зевнул. Язычок посмотрел на часы, они тикали: тик-так (упражнение «Часики» ). Котенок потянулся и лег спать. А на дворе солнышко спряталось за тучки, стало прохладно, послышалось сердитое «з-з-з». Как вы думаете, кто это был?
Дети. Комар.
Логопед. Большой комар пел: з-з-з, а маленький ему подпевал: з'-з'-з'.
Гимнастика для рук (су-джок)
Мячик сильно посжимаю И ладошку поменяю.
«Здравствуй, мой
любимый мячик!»
Скажет утром каждый
пальчик.
Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
По столу (руке) круги
катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево как хочу.
Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый
палец.
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч
гоняю.
Мячик мой не отдыхает
Между пальцами гуляет.
Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
Сверху левой, снизу
правой Я его катаю браво.
Поверну, а ты проверь
Сверху правая теперь!
Дети садятся в кружок на ковре, им раздают «волшебные башмачки», в которых лежат пластмассовые гласные буквы.
Логопед. Закройте глаза и пощупайте башмачок. Что спряталось в нем?
Дети. Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы].
Логопед. Как вы думаете, как будет называться тема нашего занятия?
Дети. Гласные звуки и буквы.
Игра «Угадай звук»
Логопед показывает артикуляцию гласных звуков, а дети их хором называют.
Логоритмика
Дети встают полукругом и пропевают гласные, сопровождая движением:
[а] руки плавно разводят в стороны;
[о] руки поднимают вверх в виде овала;
[у] руки вытягивают вперед, пальцы сжимают в кулачок; указательный вытягивают вперед;
[и] прямые руки поднимают вверх, пальцы сжимают в кулачок, указательный вытягивают вперед;
[ы] пальцы сжимают в кулачок, руки сгибают под подбородком, кулачки «выворачивают наружу».
Игра «Самый внимательный и быстрый»
Дети получают карточки. Логопед. Внимательно рассмотрите буквы. Вычеркните только гласные.
АВОБЭУКОСЫАТПЭКО-
ТИЭНУАМ
Дети выполняют.
Посмотрите на вычеркнутые буквы. Какая из них лишняя? Почему?
Дети. Гласная и, потому что она из второго ряда.
Игра «Рассели картинки»
По комнате разложены «домики» с гласными буквами а, о. у, ы. Дети их находят и называют. Затем вытягивают себе по четыре карточки с картинками (дом, стол, мак, жук, рак, дым, кот ...)
Логопед. Нужно выделить гласный звук из названия картинки и «поселить» ее в свой домик.
Дети выполняют, проверяя правильность расселения картинок.
А теперь припомните и назовите картинки, которые вы раскладывали.
Дети выполняют.
Игра «Угадай, что напишу» (прием дермолексии)
Дети встают в кружок.
Логопед. Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала? (Подходит к каждому и «пишет» на его ладошке пальцем букву.)
А теперь откройте глаза и найдите на ковре картинку, в названии которой есть этот звук, и встанете на нее.
Дети выполняют.
Проверяем. Каждый называет свой звук и картинку, а остальные, если согласны, хлопают в ладоши.
Итог занятия
Логопед. Дети, что вы научились делать? Что вам понравилось?
Дети отвечают.
Тема "Родственные слова»
Цель
Образовательная: расширить представления обучающихся о родствен
словах.
Воспитательная: продолжить формирование патриотизма, любви к малой
родине, умения работать в группе, оценивать свою деятельность.
Развивающая: продолжить развитие мышления (загадки), памяти
(заучивание определения), внимания (физкультминутка), мелкой
моторики рук (работа с клеем, пальчиковая гимнастика).
ОБОРУДОВАНИЕ
Плакат с изображением чудо-сада; раздаточный материал (карточки с определениями, памятки, яблоки со словами); клей, картон, цветная бумага; мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Логопед. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем подниматься на высокую «скалу знаний» (рис. 4), а помогут нам в этом сигнальные карточки. Зеленый цвет сигнал готовности: я готов, я понял; красный цвет сигнал тревоги: я не готов, я не понял.








На тарелке лежат дольки лимона элемент ароматерапии.
А теперь сядьте поудобнее, вдохните полной грудью, выдохните, почувствуйте аромат лимона, настройтесь на хорошую работу. Дыхательная гимнастика
Логопед. Чтобы хорошо говорить на занятии, проведем дыхательную гимнастику.
Мы надуем обе щечки
это хомячок,
А теперь их обе сдуем это барсучок,
Со слоненком пьем водицу:
У-У-У.
На лошадке быстро мчимся: цок-цок-цок.
Сообщение темы и цели занятия
Логопед. Посмотрите на доску - - какое интересное дерево выросло (рис. 5). На нем вместе с яблоками растут слова. Послушайте, как росло это дерево.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, словно корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот еще посадки рядом,
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Е. Измайлов
Какие слова выросли на дереве? Прочитаем их.
Сад, рассада, посадки, садовник, садовод.
Как можно охарактеризовать эти слова?
Какие они?
Что у них общего?
Дети. Похожие.
Логопед. Верно! Значит, о чем сегодня пойдет речь?
Дети. О похожих словах.
Объяснение нового материала
Логопед. Послушайте рассказ.
Родник родил реку, а река льется течет через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ.
Глядите, как это складно выходит: родник, родина, на род. Все эти слова как родня. Понятен ли вам смысл слов родник, Родина, родня? Кому понятен, поднимите сигнальную карточку.
Ребенок. Родина это место, где я родился.
Логопед. Родиной можно назвать и село Памятное, и Курганскую область, и Россию.
Родина, родня, родник эти слова похожи, а как они называются? Кто-нибудь догадался? Вот беда! Никто не знает, как можно назвать эти слова. Поднимите красную сигнальную карточку, кто не знает, а кто знает зеленую.
Ответить на вопрос нам поможет волшебный пакетик. (Выкладывает на каждый стол волшебный пакетик, в котором спрятались определения.) Откройте пакетик и попробуйте найти в нем нужное определение, которое подскажет, как называются эти слова.
Слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть, называются родственными.
Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопрос кто? или что?, называются словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопрос какой? или какал?, называются словами-признаками.
Слова, обозначающие действие предмета и отвечающие на вопрос что делают?, называются словами-действиями.
Давайте поработаем с определением по памятке.
Памятка. Прочитайте определение про себя, шепотом, вслух соседу; повторите определение про себя, шепотом, вслух соседу.
Итак, кто может правильно назвать слова, поднимите зеленую карточку.
Дети все вместе повторяют определение хором.
Динамическая пауза (игра с мячом)
Логопед. В нашем саду живут разные животные. Давайте проверим, знаете ли вы, как зовут их детенышей. Я называю животное, а вы называете его детеныша.
Слон, медведь, лев, мышь, лиса, волк, коза, заяц.
Дети выполняют.
А теперь будьте внимательны. Корова, собака, утка, свинья, курица, тигр, леопард.
Закрепление нового материала
Логопед. Обратимся к нашему « чудо-дереву ». Дерево чудесное и яблоки на нем разных цветов .




























Каждая парта выбирает себе цвет и срывает яблоки этого цвета.
Что чудесного в яблоках?
Дети. На них написаны родственные слова.
Яблоки «чуда-дерева»
Лиса, лисята, лисья нора.
Береза, березовая роща, подберезовик.
Гость, гостил, гостиница. Корм, кормить, кормушка.
Логопед. Вам нужно из слов, написанных на яблоках, составить предложения. Кто будет готов, поднимет сигнальную карточку.
Дети выполняют.
Теперь прочитайте предложения, которые у вас получились.
Лиса с лисятами жили в лисьей норе.
Под березой вырос подберезовик.
Гость гостил в гостинице.
Я кормлю зверей из кормушки кормом.
Итог занятия
Логопед. Отгадайте загадку.
Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд, Немного послушать и
вдуматься в суть Они об одном говорят.
Как называются эти слова? Какое определение вы запомнили на занятии?
Дети отвечают.
Логопед. У вас на столах лежат белые конверты. Достаньте их содержимое. Возьмите листок картона и клей. Приклейте на верху листа солнышко, облако или тучку, в зависимости от того, какое настроение у вас сейчас
























В середине листочка у вас приклеена «скала знаний» и есть маленький человечек это ты. Приклейте человечка на то место скалы, до которого вы добрались на сегодняшнем занятии.
Осталось приклеить травку. Если понравилось на занятии, то приклейте длинную полоску травы, если не понравилось, то короткую полоску Поднимите ваши открытки и покажите их всем.
Понравилось

Не очень понравилось
Не
понравилось

Отложите все на край стола, расслабьтесь, вдохните воздух полной грудью, выдохните. Повернитесь друг к другу лицом и улыбнитесь. На этом наше занятие окончено.
Дыхательная гимнастика на логопедических занятиях.
Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.
Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.
Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.
Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.
Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
На логопедических занятиях дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
- выполнять упражнения каждый день по 36 мин, в зависимости от
возраста детей;
- проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при
открытой форточке;
заниматься до еды;
заниматься в свободной, не стесняющей движения одеж-де;
дозировать количество и темп проведения упражнений;
вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать через рот;
вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;
в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 23 с.
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания
«Задуй упрямую свечу»
в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
«Паровоз» ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
«Пастушок» подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
«Гуси летят» медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (810 раз).
«Кто громче» выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.
«Аист» стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6 7 раз).
«Маятник» сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 с), наклониться вперед выдох, возвратиться в исходное положение вдох. Повторить 3 4 раза.
«Охота» закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.).
«Шарик» представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 15 медленно выдохнуть.
«Каша» вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
«Ворона» сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх вдох, медленно опустить руки выдох. Произнести: кар!
«Покатай карандаш» вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
«Греем руки» вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
«Пилка дров» встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя вдох, руки от себя выдох.
«Дровосек» встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 68 раз.
«Сбор урожая» встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, вдох (пауза 3 с). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз выдох. Повторить 34 раза.
«Комарик» сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох и поворот в другую сторону.
«Сыграем на гармошке» встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 с). Наклон в левую сторону медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение вдох (пауза 3 с). Наклон в правую сторону медленно выдохнуть. Повторить 34 раза. «Трубач» поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (1015 с).
«Жук» сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.
«Шину прокололи» сделать легкий вдох, выдыхая,
показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине «ш-ш-ш».
Артикуляционная гимнастика это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.
Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова (Это машина би-би. А вот собака ав-ав!). Не позволяйте малышу говорить быстро.
Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.
Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.
Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).
Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года о грубых нарушениях общего развития.
Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребенка, тем дольше он будет молчать.
«Золотая серединка» вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи!).
Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том что (кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.
Критерии, по которым можно оценить речь ребенка, родители должны знать. Например, нормы звукопроизношения таковы:
34 года [с], [з], [ц] уже должны правильно произноситься;
45 лет [ш], [щ], [ч], [ж];
56 лет [л], [и];
до 67 лет допускается замена самого сложного звука [р] более простым звуком или его отсутствие в речи.
Леворукость не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.
Мелкая моторика так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому
стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, игры типа «Сорока, сорока...», затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.
Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.
Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова после 2 лет, фраза после 3. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.
Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).
Режим дня очень важен для маленького ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать также натуральные масла, обладающие успокаивающим действием.
Соска вредна, если малыш сосет ее долго и часто. Во-первых, у него формируется высокое (готическое) нёбо, которое влияет на формирование правильного звукопроизношения. Во-вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики.
Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, учителя, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.
Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь,восприятие.
Фольклор лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.
«Хорошо устроенный мозг лучше, чем хорошо наполненный» эту истину провозгласил еще М. Монтень. Информация, которая сообщается ребенку, должна соответствовать его возрасту и способностям.
Цветы (ромашки, одуванчики и др.) можно использовать для развития речевого дыхания. Предлагая ребенку дуть на одуванчик (не раздувая щеки!), вырабатываем направленную воздушную струю; понюхать ромашку вырабатываем речевое дыхание: вдох носом, выдох ртом («Ах, как пахнет!»). Внимание! Детям с аллергией эти упражнения противопоказаны!
«Часики» упражнение для развития подвижности языка. Ребенок смотрит в зеркало, рот открыт, язычок тонкий и острый выглядывает изо рта. Взрослый задает ритм: «Тик-так, тик-так!», а ребенок качает языком из стороны в сторону. Скорость можно менять в зависимости от того, как легко ребенок выполняет это упражнение.
Шепотной речи тоже нужно учить. Ребенку тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы малыш не перенапрягал голосовые складки. Крик противопоказан всем, а особенно детям до 1012 (!) лет, так как их голосовые складки находятся в стадии формирования.
Щетка (любая), используемая для массажа пальцев, ладошек, стимулирует развитие мелкой моторики, повышает тонус мышц рук и пальцев. Зубная щетка поможет очистить язык, а также повысить тонус его мышц,
«Эхо» игра, способствующая развитию умения менять силу голоса. Вы произносите громко любое слово, ребенок повторяет несколько раз, понижая силу голоса.
Юла, елка, еж, яблоко эти слова начинаются с йотированных гласных, сложных для произношения. Обратите на них внимание, они состоят из двух звуков:
[я] = [й] + [а];
[ё] - [й] + [о];
[е] = [й] + [э].
Язык орган артикуляции. Научите ребенка перед зеркалом поднимать и опускать язык, делать его широким, узким. Достаточно 1015 мин ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у малыша не было проблем с произнесением звуков.