Выступление из опыта работы Реализация личностного подхода в управлении процессом формирования и развития личности


Из опыта работы учителя высшей квалификации
МБОУ лицей №12 Сагидуллиной И.А.
Выступление
«Реализация личностного подхода в управлении процессом формирования и развития личности»
г.Лениногорск
2015г.

Убеждена, личность школьника и есть наше главное дело. Кроме того, именно с возвышения личности ребенка и начинается всерьез перестройка школы, и всей системы народного образования. Но почему же все-таки мы не любим, говорить о личности? Причины есть. Согласитесь ли вы со мной, что судьба этого понятия в педагогике не из счастливых? Затасканное, упомянутое сотни раз, оно так и осталось для учителя неясным. Нереальность, мифичность этой самой личности, невозможность определить, есть она или все ещё нет, «отворачивают» практику от наших теоретических многословий.
Во вступлении к роману «И дольше века длится день» Чингиз Айтманов написал, что человек интересен и важен настолько, насколько он личность: насколько богат его духовный мир, насколько отражается в нем его время. Отсюда следует важный вывод: человек становится личностью постепенно, и в этом ему помогает природа, история судьба, люди. А процесс формирования школьника почти полностью в наших руках. В руках школы...
Набираем очередной свой 1 класс. Нам хочется увидеть «идеального ученика» с такими его качествами:
внимание, способность к длительному (15-20мин.) сосредоточению
хорошая память
сообразительность
любознательность
развитие воображения
начальные навыки чтения, письма, счета
физическая ловкость…
Список еще можно продолжить. Но все эти качества характеризуют лишь нашу собственную пристрастность, они рассказывают, с какими именно детьми нам легче будет проще всего сразу установить добрые отношения. Значит ли это, что именно такие дети более других соответствуют идеалу ученика? Разумеется, нет, ибо их достоинства являются продолжениями их недостатков: любознательный ребенок легко откликается на все новое, но очень не любит «повторения» и неизбежных типовых упражнений; дружелюбный ребенок особенно склонен к болтовне с соседями во время урока и т.д.
Просто учителю, который отметил любознательность как важнейшее качество идеального ученика, легче переносить оборотную сторону этого замечательного свойства, чем полное его отсутствие. Значит ли это, что идеала, эталона школьника вообще не существует? Тоже нет.
Итак, предъявлять свои требования мы должны не к ребенку, а к школе, зная, что почти каждый ребенок, преступающий школьный порог, находится на пике доверчивости и открытости любому школьному содержанию, лишь бы оно пахло мелом и вызывало уважение у всех знакомых.
Не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, принимать и понимать их такими, какие они есть, и полагать их личному росту. Принимать ребенка в уникальном своеобразии его качеств его, это не значит записать в школу всех без исключения детей, ставя тайные пометки в списке будущих первоклассников: «слабый», «сильный», «нервный», из неблагополучной семьи»…
Принимать ребенка – это значит, относиться с безусловным уважением к его чувствам, желаниям, убеждениям
Правила одной школы: «Я - учитель. Я знаю, как надо. Делай так, и ты будешь отличником!»
Правила другой школы: «Я ещё не знаю, как нам построить отличную общую жизнь. Но я знаю, что сообща мы сможем это делать! Давай договоримся, как нам жить вместе!»
Конечно же, я выбрала вторую школу, которая занимается по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. В этой системе в первую очередь меня привлекла не образовательная цель, а то, что на первом плане личность ребенка, которая не рассматривается как объект.
Каждый учитель начальных классов нашей школы прикреплен к определенному детскому саду. Мои будущие первоклассники посещали МБДОУ №10, где я часто бывала, знакомилась с детьми, с родителями. Вместе с психологом школы и воспитателем данной группы мы проводили анкетирование, которое помогло выявить индивидуальные особенности наших детей. А весной родители вместе со своими детьми посещали «школу радости», которую организовали психолог и специалисты нашей школы.
В течение лета посетила все семьи, познакомились с условиями жизни.
Скоро 1 сентября. Мы с родителями готовим праздник: «Посвящение в ученики». Этот день – подтверждение того, что дети стали школьниками.
Праздник завершится чаепитием, которое, я думаю, сблизит родителей и детей, поможет лучше узнать каждого ребенка. Все формы работы направлены на развитие личности. Широко применяются групповые работы детей.
Их цели:
Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку. Без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включится в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.Дать каждому ребенку возможность утвердится в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания своего класса.
Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В 1 классе – это функция контроля и оценка , позже целеполагание и планирование.
Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание строить и человеческие, и деловые отношения детей.
Основные противопоказания.
Недопустима пара из 2 «слабых» учеников.
Детей, которые по каким-то причинам отказываются работать вместе нельзя принуждать.
Желающим разрешить работать в одиночку.
Нельзя занимать совместной работой > 10-15 мин.
Нельзя требовать абсолютной тишины. Работает «шумомер».
На формирование личности большое внимание уделяется на уроках литературы.
Учимся спорить, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. (Сказка «Каша из топора») на уроках русского языка устраиваем провокации. Работаем по принципу «От маленького писателя к большому читателю». Сочиняем сказки, рассказы, учимся писать стихи.
Я буду стремиться созидать из каждого моего малыша личность. В ней мыслю человека с индивидуальным и неповторимым сплавом мотивов, целей, воли, интеллекта, эмоций и любви к человеку.
И надеюсь, когда мои дети поднимутся на следующую ступень школьной жизни, моя работа будет продолжена моими коллегами. Предлагаю им придерживаться общих правил:
Подходить к каждому ребенку с «оптимистической гипотезой», т.е. опираться на лучшее в нем, верить в его возможности стать умнее, культурнее, организованнее, самостоятельнее.
Поддерживать в ребенке все положительное, вызывать активное стремление стать лучше: научиться новому, больше узнать, быть хорошим учеником.
Отказаться от сравнения отстающего ребенка с другими детьми. Не противопоставлять их друг другу, сравнивать ребенка с самим собой.
Избегать негативных постоянных высказываний в адрес одних и тех же детей. Предпочтение отдавать спокойному замечанию индивидуальному напоминанию в том, как следует себя вести. Положительные оценки должны быть услышаны всеми.
Предвидеть поведение детей шире использовать положительные оценки напоминание, выражая веру в способность детей проявить себя с лучшей стороны.
Постоянно обогащать личный опыт участия детей в разных видах деятельности, в общении, в познании, т.е. неуклонно развивать их самостоятельность.
Дать каждому ребенку возможность ощутить радость роста своих сил, возможностей, достижений.
Всем своим поведением дать почувствовать каждому ребенку заинтересованное отношение к нему.
Не бояться просить прощения у детей, чаще улыбаться, шутить, играть с ними.