Урок гражданственности По справедливости значит — по закону


УРОК ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В 4 – В КЛАССЕ
Тема: По справедливости – значит по закону
Цель урока: Формирование у учащихся представлений о справедливости как категории этики, регулирующей нравственное поведение.
Задачи урока, ориентированные на достижение результатов
- личностных:
Воспитывать в детях чувство справедливости.
Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
- метапредметных :Развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.
Развивать умение работать с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
- предметных:
Раскрыть сущность понятия “справедливость”
Сформулировать моральные правила справедливого поступка.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
Попробуйте уловить в данном стихотворении строки, которые помогут нам определить тему урока.
– Я в углу стою, скучаю –за проступок отвечаюи тихонечко грущу –справедливость всё ищу!
Мы с мячом играли. Сразу,как-то так попали в вазу.Пусть, я пнул, разок - другойпо мячу своей ногой...
Вазу мяч разбил – не я!В чём же здесь вина моя?Я стою, а мяч с котомобежал уже весь дом...
Ну, скажите же на милостьгде же в этом справедливость?
- Кто может припомнить случай, когда с вами обошлись несправедливо?
- А кто может вспомнить и признаться в том, что сам был несправедлив к кому-либо?
- Какова же цель нашего сегодняшнего урока?
-Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
-Кто попробует объяснить, что такое же справедливость?
-Какими качествами должен обладать справедливый человек?
-Зачем нужна справедливость?
-Можно ли жить без справедливости?
-Между людьми существуют моральные и правовые отношения.
Вот примеры справедливого отношения с точки зрения морали. На добрые слова следует отвечать благодарностью, а на добрые дела - услугой. За серьёзную помощь (доброту) – платить добротой. Справедливо вознаграждать одноклассников за их хорошие поступки уважением и расположением (симпатией).
Будет справедливо извиниться перед тем человеком, в отношении которого допустили несправедливость, нечаянно или умышленно. Быть справедливым – значит быть ответственным, готовым отвечать за свои поступки.
Быть справедливым – это значит использовать свои права, не нарушая при этом прав других людей.
Каждый ученик имеет право на нормальные условия учёбы и отдых на перемене. Несправедливо по отношению к одноклассникам мешать им на уроке учиться. Несправедливо брать чужие вещи без разрешения. Несправедливо по отношению к себе, имея закрепленное законом право на учёбу, не выполнять свои учебные обязанности.
Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград, наказаний, доходов и т.д. 
Справедливость образовано от старославянского слова праведный, правда.
Синонимы – правда, правдивость, правосудие, беспристрастие, непредвзятость, приговор, закон. 
Работа рассказу
В. А. Сухомлинского «Именинный обед»
У Нины большая семья: мать, отец, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая, ей девять лет. Бабушка самая старшая, ей восемьдесят два года. Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто—нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука её дрожит ещё сильнее. Несёт ложку бабушка — ложка дрожит, капельки на стол капают.
Скоро день рождения Нины. Мама сказала, что на её именины будет обед. Она с бабушкой испечёт большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.
Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: «И бабушка за стол сядет, а у неё рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе».
Нина сказала тихонько маме:
– Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится.
– Почему? – удивилась мама.
– У неё рука дрожит … Капает на стол…
Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.
Мама долго сидела молча, потом сказала:
– У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет. Поздравляю тебя, Нина, с днём рождения. Моё тебе пожелание: будь настоящим человеком.
Беседа по рассказу
Что пожелала мама своей дочери?
Как вы понимаете эти слова, что они значат?
Поймёт ли девочка пожелание? Чего бы вы пожелали Нине?
Как бы вы поступили на месте Нины?
Как мама хотела отметить день рождения дочери?
Почему она убрала скатерть? Сразу ли она приняла решение?
Почему мама побледнела после слов Нины, долго молчала?
Как вы думаете, справедливо ли, что мама отменила именинный обед?
ЗАДАНИЕ «Справедливые сказки»
« Двенадцать месяцев», «Гадкий утёнок», «Крошечка Хаврошечка».
Из данных сказок выпишите тех героев, которые относились к другим несправедливо.
ИГРЫ - СИТУАЦИИ
Ситуация 1.
Можно ли считать справедливыми слова ребят
в стихотворении А. Барто «Я лишний»
Сергей сказал:-Я лишний.
Пять деревьев, пять ребят.
-Я напрасно вышел в сад.
А как поспели вишни,
Сергей выходит в сад.
-Ну нет, теперь ты лишний!
Ребята говорят.
Ситуация2.
Попробуйте найти из этой ситуации справедливый выход.
Твой друг не выполнил домашнее задание, и просит тетрадку, чтобы его списать.
Ситуация 3.
Попробуйте найти из этой ситуации справедливый выход.
Твой друг, бегая по классу на переменке, опрокинул горшок с цветком, а попало за этот поступок тебе. (Дети подходят к столу группами, идет обсуждение ситуации (2 – 3 минуты) и выступление перед классом.)
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Игра «Собери пословицы о справедливости»
( работа в парах)
Как аукнется, так и откликнется.
Что посеешь, то и пожнешь.
Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой.
Где справедливость, там и правда.
Где нет справедливости, там нет и счастья.
Каков привет, таков ответ.
Не рой яму другому, сам в нее попадешь.
 «Справедливая война» М. Скребцова(сценка)
У меня есть друг Антон,
Справедливый парень он.
Как-то раз он объявил:
«Я войну начать решил
С хулиганами двора,
Наказать их всех пора,
Кто со мною — собирайтесь
И скорей вооружайтесь!»
Я Антона поддержал,
Под его знамена встал,
Толстую схватил я палку -
Мне врага ничуть не жалко. —
Что за дикая игра?
Вас отшлепать всех пора!
Ишь, устроили войну,
Нарушают тишину, —
Дед мой крикнул из окна,
И закончилась война. —
Честь двора я защищал,
Дома деду я сказал.
— Смысла в вашей нет войне, —
Дедушка ответил мне.
Тот, кто драку выбирает
Справедливым не бывает!
Как вы думаете, может ли драка быть справедливой?
Как можно отстоять справедливость без драки?
РАБОТА В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
(стр.50)
Богиню правосудия - Фемиду -  иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках.
Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. 
ПОВТОРЯЕМ И ЗАКРЕПЛЯЕМ
Как вы думаете, быть справедливым очень сложно? Обоснуйте свой ответ.
К кому нужно быть справедливым? (к самому себе, к окружающим, к чужим людям)
В чем можно быть справедливым? (в работе, в дружбе).
Положите на весы добро и справедливость на одну чашу, а на другую зло несправедливость.
Делиться с другом
Лезть без очереди
Забирать себе больший кусок из пирога
Дежурить в классе по очереди
Получить "2" за не выученный урок
Добиваться своего слезами
Дать подзатыльник младшему
Дать возможность высказаться сопернику
Быть честным. Ответьте на вопрос: ЧТО ПЕРЕВЕСИЛО? 
Итог урока
О каком человеческом качестве мы сегодня говорили?
Что вам запомнилось больше всего?
Какие желания возникли после занятия?