Схема проекта урока Понятие устойчивого развития по экологии (в контексте ФГОС)


СХЕМА ПРОЕКТА ПО экологии:
Автор: Михалицына Татьяна Викторовна
Предмет: экология

Класс: 9класс
Тема
урока: Понятие устойчивого развития
Вид урока: Изучение нового материала
Предпосылки (учащиеся уже знают/умеют):
Отрицательные внешние эффекты
Конфликт взаимосвязи экологии и экономики
Понятие «ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Цели урока(учащиеся будут знать/умет):
Предметная:
Усвоить понятие устойчивого развития
Объяснять составляющие устойчивого развития
Уметь на основе конкретных примеров объяснять значимость устойчивого развития.
Метапредметная:
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из разных источников;
Личностная:
Осознание полученных знаний для дальнейшей деятельности;
Краткое описание предметного содержание урока:
ЭТАП УРОКА:
ЦЕЛЬ ЭТАПА: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
ФОРМА: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА: ДИДАКТИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СРЕДСТВА: ПРИЕМЫ (ЭЛЕМЕНТЫ) КОНСТРУКТОРА: РЕЗУЛЬТАТ
ЭТАПА: ВРЕМЯ:
I. ВЫЗОВ:
Организационный момент
мотивация Работа в парах Организует постановку познавательного вопроса: экологическая безопасность и устойчивое развитие являются ли эти понятия равнозначными Обсуждает и анализирует информацию Лист кластера на парту Задания, кластер, экологическая безопасность и устойчивое развитие Осознание учениками темы и проблемы урока 5 мин.
целепола-
гание: Класс Актуализация и оценка знаний по экологической безопасности и устойчивому развитию;
Направить деятельность учащихся на формулировку цели и задачи
(в случае если учащиеся не могут сформулировать цель, то используем технологию smart) Формулируют и фиксируют цели и задачи урока Пк - Презентация Microsoft PowerPoint – Слайд № Прием «Технология постановки Smart целей» Формулировка учениками цели урока 2 мин
II. Осмысление
содержания Класс (коллективное обсуждение) Организует обсуждение трактовок понятия устойчивого развития. Затем дает обобщенное определение понятия устойчивого развития. Чтение и сравнение, обсуждение трактовок устойчивого развития, запись определения. Приложение №4 Прием «Репродуктивная беседа» Формулировка учениками понятия устойчивое развитие 25 мин
Работа в группах по 4 человека Представляет схему «Принципов устойчивого развития», а так же фрагменты из статьи. И ставит задачу – познакомиться с содержанием и найти доказательства 3х взаимосвязанных составляющих устойчивого развития. Читают, анализируют, соотносят составляющие устойчивого развития и формируют общее мнение в группе, приводя примеры экологической устойчивости, экономической безопасности и социальной несправедливости. Приложение №7 Памятка «Правила групповой работы» Умение приводить конкретные примеры, подтверждающие значимость взаимосвязи составляющих устойчивое развитие. Заполнение кластера устойчивого развития. Класс Представляет 2 выдержки из статьи и ставит задачу «закончи фразу».
Благодаря введению энергосберегающих технологий предполагается сэкономить 20% от потерь первичных ресурсов. Сэкономленные средства ЖКХ может направить… . Учитель акцентирует внимание на экономическую составляющую экономического развития.
Со стороны … ставить энергосберегающий окна, двери и регулировка батарей, что приведет к экономии 10-15% тепла. Учитель акцентирует внимание на социальную составляющую. Ученики дают ответ:
Модернизация.
Население. ПК - Презентация Microsoft PowerPoint -
Слайд № Прием «Репродуктивная беседа» Умение объяснять значимость устойчивого развития. Класс Ставит вопрос: «Как в вашей семье решают эти проблемы?» Учащиеся отвечают: «Утепление окон, подвалов, крыш, установление терморегуляторов и т.д.» - - - - - - - Прием «Репродуктивная беседа» Осознание ценностей полученных знаний. III. Рефлексия Класс Обобщает и обсуждает информацию из групповых кластеров учащихся. И выводит на экран общий кластер. Предлагает ответить на проблему урока и заполнить анкету рефлексии подведение итогов урока. Одни предоставляют свой кластер, другие дополняют. Учащиеся отвечают, что экологическая безопасность более узкое понятие и входит в понятие устойчивого развития. ПК - Презентация Microsoft PowerPoint -
Слайд «Общий кластер устойчивого развития»
Приложение Прием «Репродуктивная беседа» Закрепление полученных знаний. 12 мин
IV. Домашнее задание Класс Дает задание – составить график «как изменились затраты энергоресурсов при модернизации многоэтажных домов» Получают задание, через электронный дневник. Компьютер – Электронный дневник --------------- -------------- 1 мин
Список использованных источников:
Бобылев С.Н. Экологизация экономического развития. М.,1994.
Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: Учебник. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2005.
Голицын А.Н. Основы промышленной экологии: Учеб. для нач. проф. образования. М.: ИРПО; Издательский центр «Академия», 2002.
Загладин В.В., Фролов И.Т. Глобальные проблемы современности: научные и социальные аспекты. М., 1981.
Бармина В.Я., МОДУЛЬ «ИНТЕГРАЦИЯ АСПЕКТОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ», Н.Новгород, 2009
Журнал «Наука и технология» Ирик Иммамутдинов «Королева энергосбережения»
Журнал «Эксперт» №45 11-17 ноября 2009
Приложение №1
Объекты экологической безопасности - жизненно важные интересы субъектов безопасности: права, материальные и духовные потребности личности, природные ресурсы и природная среда как материальная основа государственного и общественного развития.
Субъекты экологической безопасности - личность, общество, государство, биосфера.
Система экологической безопасности - совокупность законодательных, технических, медицинских и биологических мероприятий, направленных на поддержание равновесия между биосферой и антропогенными, а также естественными внешними нагрузками.
Экологическая безопасность (ЭБ) — допустимый уровень негативного воздействия природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и человека.

Здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие заболеваний или недомоганий.

Приложение №2
Устойчивое развитие

Приложение №3
Схема 2
Экономический рост и экономический цикл


Приложение №4
Информационный лист
Споры вокруг возможностей и ограничения экономического роста на планете привели к созданию концепции, которая претендует в настоящее время на то, чтобы быть основной во взаимоотношениях человека и природы, – концепции устойчивого развития. Необходимость перехода на принципиально новую стратегию развития человечества была декларирована в 1992 году на международной конференции в Рио-де-Жанейро при участии глав 179 государств, ознаменовав тем самым наступление нового этапа согласованных действий во имя решения экологической проблемы.
Существует несколько трактовок устойчивого развития:
как гармоничное развитие производства, социальной сферы, населения и окружающей природной среды (по законодательству РФ);
·как управление совокупным капиталом общества в интересах сохранения и приумножения человеческих возможностей (формулировка Всемирного банка);
как модель поступательного развития общества, при которой достигается удовлетворения жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений людей (Гру Харлем Брунтланд);
как развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешних поколений, не нанося при этом ущерба возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их собственных потребностей).
Приложение №5
Информационный лист
Тарифы теплового хозяйства жестко нормированы, они устанавливаются местными властями исходя из теоретических моделей бизнеса. «Идеальная» котельная присоединена к «идеальным» сетям — так появляется норма. В норме заложены стоимость топлива, амортизация и небольшие — около 10% — потери. Но обветшалость труб приводит к росту потерь тепла сверх нормы. По данным Росстата, потери в сетях за последние десять лет выросли с 9 до 15%. По данным Министерства энергетики — до 20–30%. (Отраслевики называют еще более суровые цифры: местами теряется и до 40% произведенного тепла.) Возьмем среднюю величину: 20% потерь на квартальные сети и 10% — на магистральные.
Но и это еще не все потери. Российские многоэтажные дома строятся по старым технологиям. Да и сейчас мало кто из жильцов или управляющих компаний задумывается об экономии тепла. Кто-то ставит энергосберегающие окна и двери, а кто-то нет. Но поскольку система отопления централизована и нацелена на то, чтобы обогреть самую холодную квартиру в доме, даже забота о теплосберегающих технологиях приводит не к экономии, а к еще большим потерям тепла: утеплившиеся не могут отключить батарею и открывают окно. Так теряется еще 10–15% тепла. Тепло теряется из-за незакрытых окон и дверей в подъездах, неутепленных крыш и подвалов. Так уходит еще до 10–15% тепла. Осенью и весной традиционный «перетоп» — еще 10%. В итоге Россия тратит до 60% (!) произведенного в стране тепла на отопление улицы.
Приложение №6
Информационный лист
Датский консорциум, представленный предприятием Danish Water Services, подписал соглашение с питерским «Водоканалом» о модернизации насосных станций. Опять же главная цель сотрудничества в рамках этого соглашения — внедрение мер по энергосбережению и улучшению экологической ситуации в регионе.
Очевидно, что особая ставка датчанами делается на реформирование российского коммунального хозяйства, которое требует проведения объемных энергосберегающих мероприятий и масштабного внедрения энергосберегающих технологий. Это понятно. В прошлом году, промониторив различные отрасли народного хозяйства, российское Министерство энергетики оценило энергосберегающий потенциал страны в 421,15 млн тонн условного топлива (примерно столько первичного топлива потребляется за год во Франции). Выяснилось, что самые большие резервы энергосбережения — в топливно-энергетическом комплексе: там потенциал энергосбережения оценен почти в 51% от общего пережога. Второй по этому показателю сегмент — коммунальное и домашнее хозяйство, здесь можно сэкономить 20% от совокупных потерь первичных ресурсов.
Приложение №7
Схема «Принципы устойчивого развития»

Приложение №8

Приложение №9
Рефлексия подведения итогов урока
Сегодня я узнал на уроке…
Было интересно…
Было трудно…
Я приобрел…
Урок дал мне для жизни…
Что у меня получилось…