«Физическое развитие учащихся как фактор личностно – ориентированного обучения»



ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Физическое развитие учащихся как фактор личностно – ориентированного обучения»

Актуальность  темы:
Совершенствование качества обучения ~ воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций   невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ~ целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и Т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие  требования. Для   того, чтобы учить других,  нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике   и  др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и   даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом   педагогического ВУЗа. Эта способность определяется    психологическими  и  интеллектуальными  показателями  каждого  отдельного  учителя, но  не  в  меньшей  степени  эта  способность  вырабатывается  в  процессе  работы  с  источниками  информации, анализа  и  самоанализа, мониторинга  своей  деятельности.
Цели:
1. Повышение  профессиональной  подготовленности  и  как  следствие, повышение  эффективности  обучения  физической  культуре.
Задачи:
- планировать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с учетом конкретных условий данного заведения;
- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;
- формировать интерес учащихся к занятиям физической культурой;
- организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;
- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;
- формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного заведения;
- учитывать и оценивать результаты   работы  с целью определения новых задач;
- аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.
Основные  направления Действия  и  мероприятия
Профессиональное 1. Постоянно  знакомиться  с  современными  исследованиями  ученых  в  области  преподавания  предмета  «Физическая  культура».
2. Знакомиться  с  новыми  примерными  и  авторскими  программами  по  физической  культуре, концепциями  обучения, их  оценками.
3. Изучать  новую  литературу  по  физической  культуре  и  методике  преподавания.
4. Своевременно  повышать  квалификацию  на  курсах  для  учителей  физической  культуры, организованных  в  Институте  образования.
5. Принимать  активное  участие  в  работе  районной методической  ассоциации  учителей  физической  культуры.
6. Принимать  участие  на  научно-практических  конференциях,  конкурсах, фестивалях  различных  уровней.
7. Посещать  уроки  коллег  и  участвовать  в  обмене  опытом.
8. Периодически  проводить  самоанализ  своей  профессиональной  деятельности.
9. Систематически  интересоваться  событиями  современной  экономической, политической  жизни.
10.Повышать  уровень  своей  эрудиции, правовой  и  общей  культуры.
11. Проводить  открытые  уроки  для  анализа  со  стороны  коллег.
12. Организовывать   кружковую  и  внеклассную  деятельность  по  предмету.
13. Систематически  просматривать  спортивные  телепередачи.
14. Посещать  семинары, конференции, организованные  на  разных  уровнях.
Психолого-педагогическое 1. Совершенствовать  свои  знания  в  области  классической  и  современной  психологии  и  педагогики.
2. Изучать  современные  психологические  методики.
3. Создание  пакета  психолого-педагогических  материалов  для  учителя.
Методическое 1. Знакомиться  с  новыми  педагогическими  технологиями, формами, методами  и  приемами  обучения  через  предметные  издания:
- ФИС
- Физическая  культура  в  школе
- Спорт в школе
- Теория  и  практика  физической  культуры.
2. Изучать  прогрессивный  опыт  коллег  по  организации  различных  форм  уроков  физической  культуры.
3. Посещать  библиотеки, изучать  научно-методическую  и  учебную  литературу.
4. Проводить  мастер-классы  для  коллег  по  работе, учителей  района.
5. Разрабатывать  разные  формы  уроков, внеклассных  мероприятий, учебных  материалов.
6. Проводить  научно-исследовательскую  работу  по  проблеме:
ориентирование спорт для детей и молодежи.
7. Внедрять  в  учебный  процесс  новые  формы  оценивания  физического  состояния  учащихся:
- оценка  физической  подготовленности  2  раза  в  течение  учебного  года;
8. Создавать  комплект  дидактики  по  предмету (индивидуальные  планы  тренировок, оптимально-минимальный  уровень (стандарт)  физической  подготовленности  учащихся, контрольные  тесты-упражнения).
10. Проектировать  личную  методическую  веб-страницу.
11. Создавать  пакет  сценариев  уроков  с  применением  информационных  технологий.
12. Создавать  пакет  бланков  и  образцов  документов  для  педагогической  деятельности.
ИКТ 1. Пройти  курсы  повышения  квалификации  для  получения  пользовательских  навыков  работы  на  компьютере.
2. Обзор  в  Интернете  информации  по  преподаваемому  предмету, психологии, педагогике, педагогических  технологий.
3. Изучать  информационно-компьютерные  технологии  и  внедрять  их  в  учебный  процесс.
Охрана  здоровья 1. Своевременно  обновлять  инструкции  по  ТБ  на  уроках  физической  культуры, на  занятиях  секции.
2. Внедрять  в  образовательный  процесс  здоровье сберегающие  технологии.
3. Вести  здоровый  образ  жизни, заниматься  спортом, физическими  упражнениями.
Интересы  и  хобби Продолжать  заниматься  спортом    и  физическими  упражнениями.
2. Участвовать  на  соревнованиях  различных  уровней.
Предполагаемый  результат:
1. Повышение  качества  преподаваемого предмета (средний  балл  по  предмету  не  ниже  4,8, отсутствие  неуспевающих).
2. Доклады  и  выступления.
3. Разработка  дидактических  материалов.
4. Разработка  и  проведение  уроков  по  инновационным  технологиям.
5. Создание  комплектов  педагогических  разработок  уроков  и  внеклассных  мероприятий.
6. Организация  работы  спортивных  кружков  и  секций.
7. Личная  методическая  веб-страница.
8. Пакет  бланков  и  образцов  документов  для  педагогической  деятельности.
9. Подаю  личный  пример  учащимся, участвуя  на   спортивных  соревнованиях  различных  уровней:
Способ  демонстрации  результата  проделанной  работы
Презентация  результатов  работы  перед  педагогическим  коллективом,  на  заседаниях  Ассоциации  учителей  физической  культуры  района, перед  учителями  физической  культуры  Чувашской  Республики.
Форма  отчета  по  проделанной  работе
 Обобщение опыта  работы  на  уровне  школы.
Выступления  по  обмену  опытом  работы  на  заседаниях . Представление  администрации  школы  отчета  с  анализом, выводами  и  рекомендациями  для  других  учителей.
«ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВНЕКЛАССНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ»
Физическое воспитание в современной школе направлено на реализацию государственных целей и решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач школьного звена Педагогический процесс физического воспитания школьников должен отвечать потребностям общества в подготовке здоровых физически, образованных учеников к жизнедеятельности при условии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Физическое воспитание школьников направлено на физическое и духовное совершенствование учеников средствами физической культуры и спорта и составляет педагогическую систему занятий двигательными действиями учащихся в школе и дома, отражает целенаправленность школьного звена системы физического воспитания. В связи с этим следует сформировать эффективную структуру процесса физического воспитания школьников.
Основой содержания личностно ориентированного воспитания по физической культуре учащихся школы являются двигательные умения и навыки, на базе которых строится система воспитания по физической культуре.
Базой для такого подхода послужили основные цели и задачи личностно-ориентированного воспитания по физической культуре, где приоритетом является двигательная деятельность, то есть двигательные умения и навыки.
Целью личностно-ориентированного воспитания по физической культуре- формирование личности учащихся общеобразовательной школы средствами физической культуры.
Задачи личностно - ориентированного воспитания по физической культуре в контексте:
- образовательная деятельность (формирование знаний по физической культуре)
- оздоровительная деятельность (формирование умений)
- развивающая деятельность (формирование двигательной подготовленности)
- воспитательная деятельность (формирование социально значимых качеств личности).
Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека - это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Следовательно, необходимо по-иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил.
Итогом многолетней работы любого учителя физической культуры, бесспорно, является полноценное физическое развитие и здоровье учащихся. Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек. Не только сохранить здоровье учащихся, но и привить основы здорового образа жизни – главная задача учителя. Именно поэтому данная тема становится актуальной как никогда, и поле деятельности учителя значительно расширяется.
Личностно-ориентированное физическое воспитание осуществляется путем достижения учениками наиболее высоких для себя индивидуальных результатов, соблюдения установленного учителем расчета времени на усвоение программного материала, выбора оптимальных физических упражнений и методов физического совершенствования, создания педагогом благоприятных условий для решения разнообразных педагогических задач.
Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.
Очень эффективным в основной части урока является групповой метод работы, когда класс делится на группы в зависимости от подготовленности к освоению конкретного раздела программы. Однако организация учеников в основной части может быть различной в зависимости от этапа обучения.
Первый этап – ознакомление с новым учебным материалом. Занятие проводится одновременно со всем классом, все отделения получают одинаковое задание, например, выполнить новые упражнения, показанные учителем.
Второй этап – усвоение и закрепление учебного материала. Рационально давать разные учебные задания каждой группе: одной – подготовительные или подводящие упражнения, выполняемые в облегчённых условиях; другой – усложнённые подводящие упражнения; третьей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д. Так создаются оптимальные условия обучения для всех школьников. Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе могут выполнять посильные и рекомендованные врачами специалистами задания и упражнения.
Третий этап – совершенствование двигательного действия. Может получиться так, что для школьников, подготовленных наиболее слабо, третьего этапа вообще не будет – они не достаточно хорошо освоили учебный материал. Эти дети продолжают работу второго этапа, хотя и несколько усложнённую. Более подготовленные дети выполняют упражнения в соревновательных условиях или изменяющихся усложнённых условиях. Менее подготовленные обучающиеся работают в стандартных условиях.
На уроке необходимо обязательно проводить и индивидуальную работу с обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного двигательного действия. Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и домашнее задание по данному двигательному действию. Индивидуальная работа с учениками на разных этапах урока способствует сохранению физического, нравственного и социального здоровья обучающихся.
Целеполагание.
Урок преследует цель - вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и понимается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают», дома зубрят либо ничего не делают.
Целеполагание.
 Цель – развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Учащиеся работают весь урок. На уроке – постоянный диалог: учитель-ученик
Деятельность учителя:
показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура – учитель. Развитие ребенка – абстрактное, попутное!
Деятельность учителя:
организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура – ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика.
Деятельность ученика
ученик – объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель – дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажима учителя, зубрежки, скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются.
3.Деятельность ученика:
 ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.
4. Отношения «учитель-ученик» субъектно-объектные. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Ученик приспосабливается, лавирует, иногда учит. Ученик – лицо второстепенное.
4. Отношения «учитель – ученик» субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.
При подготовке и проведении личностно-ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, затем деятельность, определяя собственную позицию.
Направления деятельности учителя
Пути и средства реализации
1. Обращение к субъектному опыту школьника
а) Выявление этого опыта путем постановки вопросов: как он это делал? Почему? На что опирался?
б) Организация через взаимопроверку и выслушивание обмена содержанием субъектного опыта между учениками.
в) Подвести всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме.
г) Выстраивание на их основе нового материала: путем высказываний, суждений, понятий.
д) Обобщение и систематизация субъектного опыта учеников на уроке на основе контакта.
2. Применение на уроке разнообразного дидактического материала
а) Использование учителем различных источников информации.
б) Побуждение учащихся к выполнению проблемных учебных заданий.
в) Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы.
г) Стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям.
д) Применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения, т.е. технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля.
3. Характер педагогического общения на уроке.
а) Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего независимо от уровня его успеваемости.
б) Обращение к ученикам по имени.
в) Беседа с детьми не свысока, а «глаза в глаза», поддержка беседы улыбкой.
г) Поощрение в ребенке независимости, уверенности в себе при ответе.
4. Активизация способов учебной работы.
в) Анализ действий каждого ученика.
г) Выявление значимых способов, избираемых учащимися.
д) Обсуждение наиболее рациональных способов – не хорошо или плохо, а что в данном способе положительно.
е) Оценивание и результата и процесса.
5. Педагогическая гибкость учителя в работе с учащимися на уроке
а) Организация атмосферы «включенности» каждого ученика в работу класса.
б) Предоставление детям возможности проявить избирательности к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения учебных заданий.
в) Создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным.
г) Проявление отзывчивости к эмоциям ученика.
д) Оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса.
Результатом данных уроков являются:
Повышенный уровень физической активности и самостоятельности учащихся
Активизация внеурочной деятельности школьников
Улучшение здоровья учащихся
В практике физкультурно-оздоровительной работы широко применяются соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения. В игре и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.
При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабые ученики распределяются по всем командам и чаще проводится замена этих игроков. Если преодолевается полоса препятствий, часть из них исключается для слабых детей. В эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения. При выполнении заданий в парах дети должны подбираться по силам и им даются разные по сложности упражнения, при этом также можно использовать карточки с заданиями и со схемами упражнений.
Большое внимание уделяю внеклассной работе, организуя дни здоровья и спорта, проводятся школьные соревнования.
В школе на протяжении многих лет функционируют спортивные секции : «Ориентирование», «Конькобежный спорт». Охват детей этими формами дополнительного образования составляет 50%. Положительная динамика наблюдается в посещении учащимися спортивных секций.