Статья Психологическое сопровождение семьи как субъекта образовательного процесса.

Психологическое сопровождение семьи как субъекта образовательного процесса.

«Без семьи мы были бы бессильны»,
В. А. Сухомлинский.
Как известно, педагогическое взаимодействие людей не ограничивается только рамками образовательного учреждения. Его задачи также решают и другие общественные структуры и организации. В результате в педагогике в последние годы был выделен феномен «общественного воспитания», под которым понимается педагогическое взаимодействие, осуществляемое в системе «человек-человек» Иногда понятие «общественное воспитание» сужается до отдельного направления воспитательной деятельности, например, в семье.
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как социальное явление семья претерпевает изменения в связи с развитием общества.
До начала 60-х гг. XX века существовало мнение о том, что государство должно взять на себя воспитание детей от рождения и до получения полного общего образования. Современные ученые, не преуменьшая роли общественного воспитания, подвергают критическому пересмотру эту точку зрения, указывая, что гармоничное развитие ребенка наиболее полно осуществляется при сочетании семейного и общественного воспитания, а не при их противопоставлении.
 Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. К тому же, семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
Социальные педагоги и психологи считают, что семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут. Кроме того, семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию, профессиональной ориентации подрастающего поколения. Вот почему именно семья формирует содержание общества: какова типичная семья – таково и общество. Отсюда следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.
«Система образования,  подчеркивает Д.А.Медведев,  в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации». Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Следует отметить, что в отношениях родителей и детей кроется сложная и достаточно парадоксальная проблема. Сложность ее - в скрытом, интимном характере внутрисемейных отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители обычно ее не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической подготовки.
Известно, что отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаются они ими или нет.
Как заметил Л.Н.Толстой, все счастливые семьи похожи друг на друга, а вот каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
Работами педагогов-исследователей выделены причины, формирующие отрицательно направленную воспитательную среду в современной российской семье.
1.    Невысокий материальный уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей расходуется на добывание средств к существованию.
2.    Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, неуверенность в завтрашнем дне, постоянная угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие родителей в состояние повышенного эмоционального напряжения.
3.    Двойная нагрузка на женщину в семье – работа на производстве и решение задач по обеспечению повседневного функционирования семьи (приготовление пищи, стирка, уборка помещений и др.).
4.    Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых, моральных и нравственных причин, обусловливающий достаточно большое количество так называемых «неполных семей».
5.    Разрыв между воспитательной деятельностью семьи и школы.
6. «Кризис отцов». Сегодня он проявляется в формах неполных семей, пьянства, отрешенности отца от семьи.
Изучение практики, семейного воспитания, в нашей поселковой школе в течение 10 лет позволило выявить некоторые основные тенденции формирования неблагоприятных отношений родителей и детей в семье и выше перечисленные причины нашли свое подтверждение на практике.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Воспитание, начатое в семье, продолжается в школе. П.Ф. Лесгафт считал, что упущенное семейное воспитание должно быть исправлено в школе. «Без личного мировоззрения человек является только единицей человеческого стада, не обладает истинным достоинством человека и не может творчески проявляться, что именно составляет главное человеческое достоинство и достижению чего должна содействовать школа». Названные положения, сохраняют значимость и по сей день. «Нельзя воспитывать ребёнка, не воспитывая его родителей»,- считал другой отечественный педагог и психолог П.П.Блонский.
Наш педагогический коллектив школы ориентирован на повышение действенности образовательной и воспитательной функций семьи, снижая тем самым уровень стихийного процесса семейного воспитания. Учителя и классные руководители постоянно изучают взаимоотношения родителей и детей и направляют их в нужное русло. Положительный «внутрисемейный контакт» двух поколений является предпосылкой успешного формирования подрастающего поколения. Мы помним, что в воспитании детей не бывает каникул.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и методами семейного воспитания, порой осуществляют его вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребенка из-под влияния семьи. Снижается уровень педагогической культуры родителей; уменьшается влияние родителей при подготовке юношей и девушек к семейной жизни. Во многих семьях главным недостатком является отсутствие эмоциональной близости между родителями и детьми, доверительности, доброжелательности, взаимопонимания.
Наше устоявшееся мнение: если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях. Взаимодействие c родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство помогает избежать традиционных конфликтов между школой и родителями. Основной целью организации такого взаимодействия является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого становятся родители. Эффективность взаимодействия обеспечивается также опорой на психолого-педагогические принципы: научность, единство действий, связь с жизнью, диагностика, использование идей и средств народной педагогики как основы домашнего воспитания, выбор оптимальных форм, средств и методов взаимодействия и др. Данную работу мы организуем по четырем направлениям:
1) Первое направление - формирование активной педагогической позиции родителей.
Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители.
2) Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, тренинги, круглые столы, педагогические практикумы. Применение различных техник арт- терепии помогает родителям переосмыслить наличие проблем и пути их преодоления. И самое главное повышается активность родителей в участии мероприятий.
3) Взаимодействие социальной службы с семьями:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей,
- знакомство с бытовыми условиями учащихся;
- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала;
- составление программ совместных действий;
- анализ результатов совместной воспитательной деятельности;
- ходатайство при устройстве на работу.
Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний по микрогруппам.
4) Четвертое направление - вовлечение родителей в органы школьного самоуправления. Нельзя не отметить неоценимую помощь родителей в укреплении материально-технической базы школы.
Для эффективной работы педагога-психолога с семьями обучающихся предлагаем примерный план мероприятий на учебный год. План работы постренный на запросах родителей и учителей:
- Психопрофилактическая работа с родителями. Цель: Создание условий для полноценного психического развития ребенка. Виды деятельности: Составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок детей.
- Психодиагностическая работа с родителями. Цель: 1. Психолого-педагогическое изучение личности ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия возрастным нормам, создание рекомендательных программ индивидуальной работы. Виды деятельности: Обследование при переходе на новые возрастные этапы. 2. Углубленная диагностика причин отставаний или отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей. Виды деятельности: Изучение психофизиологических особенностей детей, их интересов, склонностей.
- Развивающая и сопровождающая работа. Цель: Активное воздействие педагога-психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка во взаимодействии с членами семьи. Виды деятельности: Тренинги, клубные занятия и др.
-Консультативная работа. 1. Цель: Повышение психолого-педагогической грамотности родителей. Виды деятельности: индивидуальные консультации, родительские собрания по микрогруппам. 2. Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов. Виды деятельности: индивидуальные консультации, участие в работе педсоветов. Для родителей бывает откровением то, что выясняется в процессе консультирования: «Вот ведь, знать бы все это раньше», «Надо же, никогда бы не подумала, что это для него так важно».

-Основное направление нашей работы - психологическое просвещение. Психолог говорит о механизмах воспитательного процесса, показывает пути формирования тех или иных психических образований.
На семинарах – практикумах большой интерес вызывает так называемый «Позитивный родительский план». Эта дверь, через которую родитель может войти в мир своего ребенка. Состоит он в следующем:
1.Принятие.
Это фундамент, на котором строятся отношения с ребенком. Лучше всего оно отражено в 33 утверждениях Девида Льюиса. Вот некоторые из них:
- Я помогаю ребенку строить его планы, но не принимаю за него решения.
- Я никогда не говорю ребенку, что он лучше или хуже других.
- Я никогда не наказываю ребенка унижением.
- Я развиваю у ребенка позитивное восприятие его уникальности.
- Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
- Я верю в здравый смысл ребенка.
- Я откровенен с ребенком в своих промахах и ошибках.
- Мы – вместе. Мы – каждый по себе.
- Он сможет жить без меня.
2. Признание.
В результате общения с родителями ребенок должен постоянно утверждаться во мнении «Я имею ценность».
3. Любовь.
Спросите любого родителя, любит ли он своего ребенка. «Конечно!». А вот дети однозначного ответа на этот вопрос не дают. Они очень сомневаются в родительской любви. Каждый человек имеет свой язык любви и необходимо знать, каков он у вашего ребенка, и каждый день показывать и доказывать свою любовь к нему.
4. Доступность.
Это время, проведенное с ребенком. Своим участием в делах ребенка показывать ему - «Ты важен для меня». По словам отцов, они проводят со своими детьми не более 15-20 минут в день. Но и эти цифры явно преувеличены. Исследователями установлено, что фактическое время, проведенное с ребенком, составляет – 37,5 секунды в день.
5.Ответственность.
Давая свободу выбора, учить ребенка самому нести ответственность за свой выбор.
6.Авторитет.
Чтобы требовать от ребенка выполнения установленных правил, необходимо самому выполнять эти правила и быть примером для подражания.
Зная условия жизни ребенка в семье и школе, круг друзей и сложившиеся в нем отношения, можно будет понять мотивы поведения и предложить конкретные меры для решения имеющейся проблемы. В классе, как и в любом человеческом сообществе, оправдывает себя идея основоположника гуманистической психологии Карла Роджерса в том, что лишь человек, имеющий группу поддержки, доверия, принятия, способен на полное самораскрытие и самовыражение.
Родительское собрание является основной формой просветительской работы психолога с семьей. При этом оно обычно воспринимается родителями как обязательное формальное мероприятие. На родительском собрании повышается уровень тревожности родителей.
Группа родителей, с которой взаимодействует психолог, связана между собой формально и может сильно различаться по возрасту, социальному статусу и прочим характеристикам.
Родители могут воспринимать психолога как учителя, что затрудняет обращение к нему. Поэтому чаще используем родительские лектории, тренинги по микрогруппам родителей на основе их групповых интересов и проблем в семейном воспитании.
Опыт работы школы показывает, что если у ребенка есть проблемы с дисциплиной или проблемы в общении, значит, в семье не все благополучно. Положительную динамику в работе с проблемным ребенком можно ожидать лишь тогда, когда семья сама заинтересована и принимает в этом участие. Если же ребенок постоянно находится дома в состоянии непринятия, нелюбви, он неосознанно будет мстить всему окружению, выражая свою агрессию нарушением поведения. Есть четыре цели, которые подсознательно преследует любой ребенок, нарушающий дисциплину: привлечение внимания; власть; месть; избегание неудачи.
Каковы же причины, порождающие эти цели?
Привлечение внимания – родители уделяют внимание только плохому поведению ребенка.
Власть – ребенок подражает поведению взрослых дома.
Месть – рост насилия в обществе и семье, мода на «сильную личность».
Избегание неудачи – завышенные требования родителей к ребенку (это говорит о том, что родители не знают возможностей своего ребенка).
Таким образом, корни плохого поведения – в семейных отношениях.
Перед социально-психологической службой нашей школы стоит задача помочь родителям в построении доверительных детско-родительских отношений. В своей работе мы стараемся возвратить родителям функцию главных воспитателей, довести до осознания что, прежде всего, они в ответе за все, что происходит с их ребенком.
И в заключение рекомендуем помнить: СЕМЬ ПРАВИЛ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
1. Cтремиться, насколько это возможно, достигать в семье согласия и взаимопонимания.
2. Ориентироваться на доброжелательный стиль общения в семье.
3. И трудности, и радости, и неудачи, и успехи – все вместе.
4. Почитать старших и помогать младшим.
5. Чередовать труд и отдых.
6. Поддерживать и развивать семейные традиции и праздники.
7. Стремиться проводить воскресные дни вместе.






Список используемой литературы.


Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. и др. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2002, Москва, Центр «Педагогический поиск»
Брюхова В.М. Школа и семья. / В.М. Брюхова // Классный руководитель. 2007. № 6 . -С. 126-138.
Блошенко В.В. Моя семья моя радость/
В.В. Блошенко // Классный руководитель. 2004. № 7. С. 8389.
Воспитание = семья и школа // Классный руководитель. 2006. № 7. С. 26 43.
Воспитание = семья и школа // Классный руководитель. 2007. № 1. С. 1319.
Дик Н.Ф., Сгибнева Е.П. Отдыхая- обучаемся, познавая- развиваемся. Книга для классных руководителей 5-8-х классов.- 2007, Ростов – на - Дону, «Феникс»
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. - 2000 Москва, педагогическое общество России.















Заголовок 1 Заголовок 515