Как научиться распоряжаться своим временем?. Методическая разработка классного часа (5 класс)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средней общеобразовательной школы № 2 с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области








«Как научиться распоряжаться своим временем?» методическая разработка классного часа для 5 класса.





Выполнил: учитель русского языка и литературы
ГБОУСОШ №2 с. Приволжье
Шарохина Светлана Сергеевна.



с. Приволжье
2014
Как научиться разумно распоряжаться своим временем?
( методическая разработка классного часа)

Цель организации и проведения классного часа – формирование у учащихся качеств делового человека:
умения правильно организовать своё время;
уважения к своему времени;
чувства времени;
навыков культуры общения.

Задачи классного часа:
поставить перед учениками проблемный вопрос: « Как научиться распоряжаться временем?»;
применяя методы тестирования, помочь детям проверить их отношение ко времени;
ознакомить с советами психологов, которые могут научить управлять своим временем.
Предварительная подготовка:
в течение месяца предложить ребятам во время выполнения домашних заданий заполнять таблицы:
1)

Предмет

Что задано на дом?
Сколько времени потратил на выполнение задания


2)

Предмет

Во сколько начинаешь выполнять задания?

Время окончания работы


Участие в анкетировании добровольное. Таблицы собираются еженедельно и анализируются. Затем подводится общий итог:
среднее время выполнения домашнего задания за день;
среднее время выполнения домашнего задания за неделю;
во сколько ученики начинают выполнять домашние задания;
время окончания работы.

Причины проведения: жалобы со стороны учеников и родителей на нехватку времени.

Ведущий - В одной из философских повестей знаменитого Вольтера
«Задиг, или Судьба» великий маг задаёт вопросы главному герою. Первым был такой вопрос: «Что на свете всего длиннее и всего короче, всего быстрее и всего медленнее, что легче всего делится на величины бесконечно малые и достигает величин бесконечно больших, чем больше всего пренебрегают и о чём больше всего жалеют, без чего нельзя ничего совершить, что пожирает всё ничтожное и воскрешает великое?»
- Вероятно, вы уже догадались, что имел в виду великий маг. Попробуйте объяснить свой ответ.
- Главный герой Задиг ответил, что в загадке говорится о времени,
«потому что на свете нет ничего более длинного, ибо оно мера вечности, и нет ничего более короткого, ибо его не хватает на исполнение наших намерений; нет ничего медленнее для ожидающего наслаждение; оно достигает бесконечности в великом и бесконечно делится в малом; люди пренебрегают им, а потеряв - жалеют; всё совершается во времени; оно уничтожает недостойное в памяти потомства и дарует бессмертие великому».
- По мнению латышского поэта Яна Райниса, «время- это самое дешёвое и вместе с тем самое дорогое, что есть у нас, ибо благодаря ему – времени- мы получаем всё».
А умеете ли вы разумно распоряжаться временем?
Давайте проверим это при помощи теста.
Тест.

1 В конце месяца вам нужно сделать доклад. Когда вы за него приметесь?
а) в первых же числах;
б) как только появится свободный денёк;
в) напишите что-нибудь в последний момент;
г) попросите перенести доклад « хотя бы на недельку».

2. Вы опаздываете на первый урок
а) соберётесь за пять минут – и бегом на занятия;
б) пойдёте ко второму уроку;
в) решите, что это судьба, и повернётесь на другой бок;
г) вы никогда не опаздываете на занятия.

3. Приятель просит помочь ему, но у вас самих не столь успешно идут дела по этому предмету. Вы
а) так ему и скажите;
б) посоветуете, к кому обратиться;
в) попробуете разобраться в предмете, чтобы потом ему всё растолковать;
г) вместе с ним займётесь изготовлением шпаргалок.

4. У вас нет времени выучить уроки. Вы
а) посмотрите материал на переменке;
б) прогуляете урок;
в) авось не спросят;
г) досидите до часа ночи, но выучите!

5. Если вы не поймёте домашнее задание, то
а) попросите преподавателя его разъяснить;
б) попробуете разобраться самостоятельно;
в) не выполните его;
г) обратитесь за помощью к приятелю.

Таблица для подсчёта очков.
Номер вопроса
а
Б
в
г

1
4
3
2
1

2
2
3
1
4

3
1
2
4
3

4
3
1
2
4

5
3
4
1
2


Итоги.
От 17 до 20 очков.
Вы часто или по невнимательности, или от чрезмерного усердия выполняете много совершенно ненужной работы, а потом удивляетесь, почему у вас не остаётся ни одной свободной минуты. Научитесь выбирать, что для вас действительно важно. При такой нагрузке даже у машины, в конце концов, все провода перегорят!
От 13 до 16 очков.
Вы умеете рационально подходить к задачам, которые стоят перед вами, и правильно распределяете свое время. Ваш распорядок дня нельзя назвать строгим, но обычно вы успеваете сделать всё, что нужно, и полноценно отдохнуть. Так держать!

От 9 до 12 очков.
Вы всё делаете в последний момент, и в результате ничего не успеваете. Если причина кроется в лени, то поймите, что не столько упрощаете, сколько усложняете себе жизнь. Если вы просто забывчивы, составьте план действий на месяц и периодически в него заглядывайте.

От 5 до 8 очков.
Вы предпочитаете вообще не заниматься своими учебными делами: пусть как-нибудь улаживается при минимальном участии с вашей стороны. Возможно, это потому, что ваши интересы не имеют с учёбой ничего общего, и вы не хотите лишний раз даже думать о ней, а своё драгоценное время тратите на что-нибудь более увлекательное. Но если это ваш жизненный принцип, учтите: проблемы очень редко решаются сами собой, и в один прекрасный день они, как в ужастике, могут выпрыгнуть из-за угла и навалиться на вас скопом.
Участник:
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои.
А иногда оно течёт
Не нагружённое, пустое,
Часов и дней напрасный счёт.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
Куда же девается наше быстротекущее время? Сенека утверждает, что большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в бездействии и почти вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.
Много воды утекло с тех пор. Что же изменилось? Почти ничего
Подсчитано, что в течение средней продолжительности жизни
человек 1/3 часть времени спит,

1/12 – ест,

1/12 – едет в транспорте,


1/20 – читает развлекательную литературу,

1/18 – смотрит телевизор,

1/15 – почёсывается, зевает, переходит с места на место.
Получается, что 2/3 жизни статистического человека проходит в «околополезном» времяпрепровождении.
Подросток в течение суток выделяет примерно 1-1,5 часа на занятия чем-либо, прямо необходимым в его будущей жизни.
Стоит ли безумно растрачивать собственное время?

Может стоит прислушаться к мнению Ульриха Зиверта:
«Умение распоряжаться временем - один из важнейших факторов, предопределяющих успех или неудачу».
Итак, что же нужно знать и делать для того, чтобы не сожалеть об ушедшем и потерянном времени?
Во-первых, выявить помехи в работе.
Нечёткая постановка дела.
Отсутствие приоритета в делах.
Попытка слишком много сделать за один раз.
Плохое планирование.
Личная неорганизованность.
Поиски записей, памятных записок, адресов, телефонов.
Отсутствие самодисциплины.
Неумение довести дело до конца.
Синдром « откладывания ».
Спешка, нетерпение.
- Проанализируйте список и найдите ваши «ловушки» времени, чтобы в дальнейшем их устроить.
Как сберечь время?
Определите цель
Если вы не знаете, куда идёте, то никогда не узнаете, дошли или нет. Ищите крупные цели. Задавайте себе вопрос : « Приближает ли меня то, что я делаю в данный момент, к достижению моей цели?» Случайные успехи хороши, но редки. Запланированные успехи управляемы и случаются чаще.
Составьте план.
Выпишите на листке важнейшие дела на день, неделю, месяц, год. Пусть они будут у вас перед глазами. Планы, которые держатся в голове, легко отвергаются. Составленный письменно план имеет психологический эффект самомотивации к работе.

Наметьте сроки.
Это испытанный способ перейти от разговоров к делу. Не старайтесь установить рекорд скорости. Гораздо важнее довести дело до конца. Секрет соблюдения сроков широко известен: не откладывай дела на завтра. « Завтра » - это отговорка лентяев. Если решили – действуйте!
Вашим девизом станет « сегодня » .
4. Придумайте стимул.

Он поможет сделать то, что не хочется. Выпишите все плюсы и минусы, связанные с решением потрудиться и сделать работу на совесть. А вдруг плюсов окажется больше?
Скажите себе: « Нет».


На свете существует много дел, которые лично вы не можете делать. Учитесь выбирать главное. «Хорошие ребята», которые ни в чём не отказывают ни себе, ни другим, удобны, но не вызывают уважения.



Скажите себе: « Пора! »

Если вы семь раз отмерили, то режьте. Обдумав как следует ситуацию, не тяните время. Входите в работу постепенно, начинайте с лёгкого. Старайтесь взяться за дело раньше намеченного.
Начните с главного.

Что именно для вас главное - самое срочное или самое важное, решите сами. А заодно и установите очерёдность дел.

Используйте время полностью.
Попробуйте в течение недели записывать упущенное время. Скорее всего, подведя итоги, вы ужаснётесь!
- Мы наметили основные пути экономии времени.
- Какие же важнейшие условия успеха называют специалисты?
I. Последовательность и система.
За письменный стол нужно садиться по привычке, не дожидаясь вдохновения. На Востоке говорят: «Медленно иди в гору, и ты достигнешь вершины».
II. Ритм.
Учёные установили, что ритм жизни человека цикличен и зависит от многих явлений природы.
Новая наука - хрональная биология – установила, что все органы человека, его мозг, тело, душа подчиняются от рождения до смерти «трёхкратному циклу». Трижды в день наступает прилив и отлив физических сил. Трижды наступает усталость. Исходя из этого, хронобиологии и работают над практическими рекомендациями:
время для ремесла – между 15 и 16 часами. Лучшая работоспособность ваших рук.
Время для спорта. Наши мускулы наиболее работоспособны в 13.30.
Часы слабости. Наиболее слабое кровяное давление у человека между 4 и 5 часами.
Слепые часы. Хуже всего водители видят в 2 часа ночи.
Между 20 и 22 часами человек остро ощущает одиночество.
Готовить уроки советуют с 16.30 до 18.00 часов.
На работе важнейшие дела рекомендуется выполнять с 10 до 12 часов.
Порядок.
Не держите на столе ненужное. Лучше навести порядок, чем отвлекаться на бумажные раскопки.
IV. Будьте собранны.
Чтобы не спешить утром, приготовьте всё, что нужно, с вечера. Не позволяйте мелочам испортить день.


V. Слушайте.
Это нужно для того, чтобы сразу же чётко уяснить себе: что, где, когда, как и почему? Задавайте вопросы сразу же. Запоздалые вопросы займут гораздо больше времени.
Заведите записную книжку.
Она поможет восполнить отсутствие феноменальной памяти.
VII. Не забывайте о перерывах.
Отказавшись от них, вы успокоите свою совесть, но ухудшите результат. Отдых- это не безделье. Можно прекрасно отдохнуть, меняя свои занятия.
Этими правилами не исчерпываются рациональные приёмы работы. И поэтому будет прекрасно, если вы этот перечень дополните собственными правилами.
Находите время для работы - это условие успеха.
Находите время для размышлений - это источник силы.
Находите время для игры - это секрет молодости.
Находите время для чтения - это основа знаний.
Находите время для дружбы - это условие счастья.
Находите время для мечты - это путь к звёздам.
Находите время для любви – это истинная радость жизни.
Находите время для веселья - это муза души.

Надеемся, вам помогут прозвучавшие сегодня рекомендации специалистов!








15