Урок развития речи на тему Жизнь диких зверей в лесу

Урок развития речи в 1классе
Тема: Дикие звери в зимнем лесу.


Форма урока: изучение нового материала с использованием ИКТ.
Форма организации учебной деятельности: работа в группах, дифференцированный подход к заданиям.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Цели:
познакомить детей с жизнью зверей зимой;
уточнить и расширить представления детей о внешнем виде, образе жизни лесных зверей (лисе);
способствовать развитию связной устной речи путём составления рассказа по плану;
воспитывать интерес к жизни животных, заботливое отношение к ним.

Ход урока.

1. Организационный момент.
- У нас сегодня на уроке гости. Давайте улыбнёмся им, улыбнёмся друг другу, улыбнитесь мне.

2. Дыхательная гимнастика.
- Для того чтобы правильно и чётко говорить давайте сделаем дыхательную гимнастику. Посчитаем зайчиков.
Вдох через нос,
Выдох на счёт – 1зайчик, 2 зайчика, 3, 4, 5 зайчиков.

3. Артикуляционная гимнастика.
- Улыбается щенок
Зубки напоказ.
Я бы точно также смог,
Вот смотри сейчас.
(Улыбка)

-Хоботок слонёнок тянет,
Он вот-вот банан достанет,
Губки в трубочку сложи
И слонёнку покажи.
(Хоботок)

- За бананом потянулись
И, конечно, улыбнулись.
То слонёнок, то щенок.
Я бы точно так же смог.
(Улыбка-трубочка)

- Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Языком качать качели.
(Качели)

- Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котёнок умывается,
Он, как ты старается.
(Маятник)

4. Сообщение темы и цели урока.
- Послушайте отрывок из стихотворения и скажите о каком времени года
будем говорить?

-Всё кругом бело –синее,
Всё в тонком кружеве теней.
А лес укрыт пушистом инеем,
Уснул до первых вешних дней.
(Мы будем говорить о зиме)

- Назовите признаки зимы.
*Зима самое холодное время года.
*Солнце светит, но не греет.
*Небо пасмурное, хмурое.
*Дни короткие, ночи длинные.
*Замерзает почва и водоёмы.
*Земля покрывается снежным покровом.

- Давайте вернёмся к картинке:
А лес стоит загадочный,
Безмолвна тишина.
Зверюшек и пичужек
Всех спрятала зима.

- Почему зимой в лесу стоит безмолвная тишина?
(Зимой в природе наступает покой.
Жизнь растений замирает)

- А зверей?
(звери спят и охотятся).

- Отгадайте загадки и скажите о каких зверях мы будем говорить?
Сам зверёк поменьше кошки,
Хвост пушистый и большой,
Ну, и быстрые же ножки
Скачут по лесу стрелой. (Белка)

Угадайте что за шапка,
Меха целая охапка,
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору. (Заяц)

Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят ягнят ищет. (Волк)

Какой зверь опасный,
Ходит в шубе красной.
Снег разгребает, мышей хватает? (Лиса)

Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (Медведь)

Весь в колючках,
Ворчит, как злючка,
Чуть испугается ,
В клубок свивается. (Ёж)

- Давайте вместе назовём зверей:
белка,
заяц,
лиса,
медведь,
ёж.
Итак, тема нашего урока : звери в зимнем лесу.

- А теперь назовите признаки этих зверей и чем питаются.
*Лиса (какая?) пушистая, рыжая, хитрая. Питается рыбой, мышами, стрекозами.
*Белка (какая?) ловкая, весёлая, запасливая. Питается орехами,
·ягодами, грибами.
* Заяц (какой?) белый, косой, трусливый .Питается корой, сеном.
Волк (какой?) серый, злой, голодный. Питается мясом .
*Медведь (какой?)большой, неуклюжий, косолапый. Питается ягодами, мясом, мёдом.
Ёж (какой?) колючий, шустрый, трудолюбивый. Питается мышами, ягодами.

- На какие группы можно разделить?
(Звери, которые питаются ягодами, орехами, сеном.
Звери – хищники.
Звери, которые спят.
Звери, которые ведут активный образ жизни)

Сейчас будете работать в парах.
Назовите правила работы в парах:
-работать дружно и активно;
-уметь слушать друг друга;
-уважать друг друга;
-выслушивать ответы другой пары
В паре выберите командира ,он работает ручкой,
а помощник карандашом.
1,2,3-группы готовы к работе? (дети берутся за руки и если готовы, то поднимают руки)

Задание: по признаку определить название зверя и соединить стрелкой.
Карточка.
неуклюжий волк
трусливый медведь
злой белка
быстрая лиса
хитрая заяц
колючий ёж

Задание-4, 5, 6 группам посложнее :
Из разрезанных слов составить предложения.
Медведь залёг на зимовку в берлогу.
В тёплую зимнюю шубу оделись белка и заяц.
Рыжая лисица заметает хвостом следы .
Покажите что вы готовы работать.(руки подняты.)
*Проверка.

Физминутка.
Заяц беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать.

5. Работа над рассказом.
-А сейчас я прочитаю вам рассказ о ком, угадайте:
Я зимы не боюсь:
В шубку тёплую ряжусь,
Хвост красивый какой-
Он мне нравится самой. (лисица)
Лисицы живут в лесах и степях, в глубокой норе.
Норы тёплые ,чистыеустланные листьями.
Тело лисицы подвижное . Ноги гибкие и тонкие Когда лисица крадётся к добыче ,она пригибается к земле,ползёт,как будто расстилается .
Хвост при поворотах во время бега работает как руль .Морда у лисицы тонкая ,вытянутая.
Лисица - хищница. Она ест и птиц, и лягушек, и рыб, и стрекоз. Но главная её пища - мыши полёвки.
Поедая их ,она приносит пользу .
Ценят её за мех. Мех лисиц рыжевато - красный, очень пушистый, тёплый,
и прочный.
*Что нового узнали о лисе?
*Давайте по плану составим рассказ о лисе.
План.
1. Где живёт зверь?
2. Чем питается?
3.Внешний вид : размер,строение, окрас.
(Рассказ детей о лисе-3,4 ученика.)

6.Подведение итога урока.
Что интересного и нового узнали на уроке?
Давайте закончим урок словами:
Наша умная головка
Думала сегодня ловко (погладить по голове)
Ушки всё услышали,
Глазки посмотрели,
Ручки всё исполнили,
А ножки посидели.

- Спасибо за урок.
15