Статья Организация преподавания учебных предметов «русский язык» и «литература» с целью формирования личностных и ключевых компетенций


Организация преподавания учебных предметов «русский
язык» и «литература» с целью формирования личностных
и ключевых компетенций
Каждый учитель перед подготовкой к уроку задает себе вопрос: «Каким образом организовать преподавание учебных предметов «русский язык» и «литература», чтобы каждое занятие служило формированию личностных и ключевых компетенций. Предполагается, что решить данную проблему можно за счет создания такого образовательного пространства на уроках русского языка и литературы, в котором происходит движение учащегося к культуре профессионала, при этом важнейшую роль играет освоение преподавателем методики организации такого движения и управления им.
Именно культура (а это не только система присвоенных человеком общественных отношений, образцов деятельности, профессиональных компетенций и т.д.) придает личности человека такие качества, как способность к сочувствию, свободному и ответственному поступку, созиданию себя и порождению новых смыслов и тенденций развития общества, производства, отрасли.
На современном этапе развития общества смысл преподавания гуманитарных дисциплин в общеобразовательном учреждении начального профессионального образования видится в формировании у обучающихся культуры профессионала и прочного общеобразовательного базиса. Человек становится профессионалом в результате взаимопроникновения и дополнения друг другом трех сфер:
овладение сведениями (знаниями) из соответствующей профессиональной деятельности задает направление «информированность»;
овладение операционными основами профессии задает направление «мастерство»;
приобретение и систематизация знаний задает направление «образованность».
Каждое направление можно реализовать и посредством содержания предметов русский язык и литература путем подбора художественных и публицистических текстов.
В результате сочетания этих трех областей знаний учащийся овладевает определенным набором социальных и профессиональных навыков-компетенций.
Составляющими компетентности профессионала являются:
способность понимать свои потребности;
осознавать и задавать цель как желаемый результат «я знаю, чего и зачем хочу»);
владение знаниями как средствами преобразования ситуации («я знаю, как и с помощью чего этого добиться»);
умение практически действовать по направлению к результату, отслеживая, анализируя и корректируя свои действия (рефлексия).
Таким образом, целью обучения в курсе преподавания русского языка и литературы становится формирование облика культурного, одухотворенного профессионала, не разрушающего природу, личность и общество, не ведущего своими действиями и себя, и их катастрофу.
Компетентность человека представляется системой сформированных у него мотивов, приоритетов и ценностей; усвоенных им способов деятельности, коммуникации, рефлексии, степенью его волевых усилий; направленностью и широтой его знаний, результативностью его инициатив и творчества.
В решении проблемы становления личности я опираюсь не только на принципы традиционной педагогики, но и принципы, индивидуально применимые в условиях образовательного процесса.
К традиционным принципам относятся: научность, рассматриваемую с позиции современной русистики и современного литературоведения; всеохватность; историзм, народность, единство формы и содержания; систематичность; планомерность; принцип изучения русского языка и литературы как искусства слова; доступность излагаемого, анализируемого, самостоятельно прорабатываемого учащимися материала; наглядность. К индивидуально применимым принципам относятся: принцип профессиональной направленности; здоровьесберегающий принцип; принцип соучастия; принцип содуховности; принцип экологичности; принцип адаптации и идентификации.
Реализация принципов обучения невозможна без системы методов и приемов преподавания русского языка и литературы. По моему мнению, преподавателю-практику необходимо постоянно обращаться не к общему определению метода, а к конкретным методам, с которыми ему приходится иметь дело ежедневно. Каждая тема дает возможность для творческого использования материалов, которыми располагает педагог. Например, при изучении литературных произведений можно использовать следующие методы:
- метод комментированного чтения (историко-бытового, лексико- фразеологического, литературоведческого);
- метод анализа и синтеза (анализ содержания, действия, монологов, диалогов, ремарок, отдельных сцен и эпизодов, их роль в раскрытии смысла произведения и т. д.);
- метод создания проблемных ситуаций;
- метод ИКТ (сопоставление текста и кинофрагментов, различных эпизодов произведения с характеристиками литературного персонажа в тексте, на полотнах художников, образов, созданных в кино, в трактовке критиков разных эпох и т. д.).
Основные приемы, используемые на уроках литературы, можно классифицировать по трем группам: приемы синтеза, приемы анализа, приемы сопоставления.
Особое значение для эффективности преподавания русского языка и литературы имеет использование различных форм проведения уроков. Основной формой занятия остается традиционная форма обучения, хотя и она претерпела немалые изменения. Преподаватель строит урок таким образом, чтобы создать такую атмосферу (образовательное пространство), в которой рефлексия учащегося и педагога становится обязательным условием учебного процесса. При проведении рефлексии учитель руководствуется целым комплексом требований, знаний и умений:
1) контроль своих действий, как умственных, так и практических;
2) контроль логики развития своей мысли, суждения;
3) определение последовательности и иерархии этапов деятельности;
4) рефлексия опыта своей прошлой деятельности через поиск ее оснований, причин, смысла;
5) умение видеть в известном неизвестное, в очевидном – неочевидное, в привычном − непривычное, т.е. умение видеть противоречие, которое только и является причинной движения мысли;
6) умение осуществлять диалектический подход к анализу ситуации;
7) умение встать на позиции разных «наблюдателей»;
8) объяснение и преобразование наблюдаемого или анализируемого явления в зависимости от цели и условий.
Преподаватель, овладевший навыками рефлексии, сможет создать условия для рефлексии учащихся на уроке любой формы.
В системе словесного образования важным является установление и осуществление межпредметных связей. Правомерно использовать знания обучающихся, полученные на занятиях русского языка и литературы или самостоятельно, при изучении предметов гуманитарного цикла (истории, обществознания, права), положив в основу компетентностный подход к обучению и воспитанию. Не менее важно реализовать гуманитарный подход и в преподавании естественнонаучных дисциплин.
Основой для межпредметных связей данного типа является принцип всеохватности и научности.
Таким образом, задача преподавателя словесности – средствами предметов гуманитарной направленности формировать личность современного человека – личность, гармонично развитую, профессионально компетентную, считающую главной жизненной ценностью сохранение и улучшение собственного здоровья, окружающей среды, традиции прошлого, созидающую современность.